02.07.2023 Автор: Борис Кушхов

Китаец, русский – в гости к нам: Встреча представителей торгово-промышленных палат России, Монголии и Китая

Встреча представителей торгово-промышленных палат России, Монголии и Китая

В 2022 году российский бизнес столкнулся с рядом испытаний во многих уголках земного шара. Многие иностранные фирмы отказались от сотрудничества с российскими предпринимателями по политическим причинам, или же из-за опасения попасть под санкционный каток западных государств. Тем не менее в ряде стран мира российские инвестиции в последние годы стали ждать ещё больше, чем раньше. Такой страной является Монголия, с которой Россия делит одну из своих самых протяжённых границ, и связывает значимую часть своих транспортно-инфраструктурных проектов в рамках «Поворота на Восток».

16 мая 2023 года в Улан-Баторе состоялась 16я встреча представителей торгово-промышленных палат России, Монголии и Китая. Мероприятие прошло под вывеской «Торгово-промышленное сотрудничество и партнёрство в реализации экономического коридора». На встрече присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Монголии А.Н. Евсиков, президент торгово-промышленной палаты России С.Н. Катырин, заместитель председателя комитета по поддержке международной торговли КНР Чжан Шао Ган, а также Президент Монгольской Национальной Торгово-промышленной Палаты О. Амартувшин и советник Премьер-министра Монголии по экономическим вопросам Д. Ирмуун. Помимо высокопоставленных государственных чиновников, в работе заседания приняли участие более 450 представителей бизнес кругов трёх стран.

Монгольская сторона обозначила свои приоритетные интересы в рамках трёхстороннего торгово-экономического сотрудничества в выступлении президента торгово-промышленной палаты О.Амартувшина. К ним были отнесены привлечение инвестиций, освоение транзитного потенциала Монголии, а также сокращение препятствий торговле.

В выступлении другого высокопоставленного монгольского чиновника – полномочного представителя Правительства Д. Оюунхорол была затронута тематика создания свободной экономической зоны в долине Хошиг и обслуживающего её города Нового Зуунмода, реализация которых предусмотрена в монгольских программах национального развития «Долгосрочное видение-2050» и «Новая политика восстановления». Естественно, данные проекты были упомянуты представителем Правительства не случайно — Монголия ищет иностранных инвесторов, которые могут поддержать в финансовом и технологическом плане создание таких центров. В силу географических факторов, в качестве иностранных государств, наиболее заинтересованных в реализации таких проектов, Монголия видит именно Россию и Китай.

Таким образом, монгольские власти предпринимают попытку привлечь российских и китайских инвесторов в свои национальные проекты через взаимодействие с государственными органами КНР и РФ, «подводя» свою политику привлечения инвестиций в страну под вывеску «Трёхстороннего российско-монгольско-китайского экономического коридора».  Реализация «экономического коридора» в настоящее время ведётся в соответствии с программой, подписанной в 2016 году лидерами трёх стран.  Проекты, представленные монгольской стороной в ходе указанной выше встречи, в ней не отражены, однако, предположительно, будут содействовать её реализации.

Несмотря на очевидное гостеприимство монгольской стороны и открытость к взаимодействию с российским бизнесом, необходимо осторожно и внимательно изучать перспективы российского участия в новых проектах. В частности, в документе, посвящённом проекту создания Нового Зуунмода (города для свободной экономической зоны) предусматривается то, что он будет связан с РФ и КНР автомобильным, авиа и железнодорожным сообщением. Реализация проекта затрагивает территорию, через которую монгольские власти планируют провести новую магистраль Улан-Баторской Железной Дороги, вынеся её из столицы (а именно сомон Сэргэлэн Центрального аймака). Вынос магистрали УБЖД, 50% акций которой принадлежат Российской Федерации, из столицы может сопровождаться пересмотром статуса собственности множества инфраструктурно-технических объектов железной дороги, расположенных в Улан-Баторе, в результате чего право собственности на них АО «УБЖД» может быть пересмотрено. Вопросы могут возникнуть и по статусу собственности нового участка дороги. Таким образом, существует вероятность «подвязывания» вопроса о принадлежности имущества УБЖД к реализации данного проекта. Об этом говорит и то, что монгольская сторона предпочитает представлять вниманию российских и китайских бизнесменов уже готовые проекты и планы, а не предлагать трёхстороннее их согласование и проработку.

Подводя итоги, следует отметить наличие достаточного потенциала российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества в самых разных отраслях, равно как и открытость монгольской стороны к сотрудничеству. Однако, российским инвесторам необходимо сохранять бдительность и внимательно изучать условия своего участия в монгольских проектах, а также согласовывать свои действия с политикой России в адрес Монголии.

 

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: