28.06.2023 Автор: Виктор Михин

Внешняя политика Турции в эпоху третьего президентства Эрдогана

Внешняя политика Турции в эпоху третьего президентства Эрдогана

3 июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган был приведен к присяге на очередной пятилетний срок. Инаугурация и последующая церемония, в которых приняли участие около 80 международных и региональных лидеров, предполагали значительные изменения во внешнеполитическом мышлении страны. Аналитики прогнозируют, что турецкий президент продолжит свою недавно начатую политику “нейтрализации” проблем за рубежом и укрепления отношений сотрудничества со странами региона.

31 мая, через несколько дней после своей победы на выборах, он заявил: “Наша цель — создать пояс безопасности и мира от Европы до Черного моря, от Кавказа и Ближнего Востока до Северной Африки”. Далее он отметил, как его правительство работает над решением проблем с “братскими и дружественными народами”, укрепляя отношения в тюркском мире и улучшая отношения в исламском. Что касается отношений с арабским регионом, наблюдатели ожидают, что Эрдоган попытается ускорить потепление в отношениях с Египтом, одновременно укрепляя отношения с Саудовской Аравией и ОАЭ. На данный момент Турция отчаянно нуждается в инвестициях из стран Персидского залива, и она, безусловно, приветствовала 5 миллиардов долларов, которые Эр-Рияд разместил в турецком центральном банке, влив столь необходимую наличность в турецкую экономику и помогая в какой-то мере стабилизировать лиру.

Недавний бум в торговых отношениях Турции с ОАЭ является еще одним свидетельством стратегического значения, которое Анкара придает улучшению отношений с арабскими странами. Турция особенно стремится занять выгодное положение, в котором структура отношений на Ближнем Востоке и баланс сил претерпевают значительные изменения, о чем свидетельствует восстановление дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном, с одной стороны, и «Соглашения Авраама» между Израилем и рядом стран Персидского залива — с другой.  Многие наблюдатели также считают, что в свой третий президентский срок Эрдоган сохранит курс на сближение с президентом Башаром Асадом, особенно теперь, когда Дамаск вернулся в Лигу арабских государств. Турецкий президент, безусловно, имеет стимулы для этого, не в последнюю очередь необходимость обеспечить безопасную репатриацию сирийских беженцев в Турцию.

В рамках “пояса безопасности и мира” Анкара будет стремиться разрешить нерешенные проблемы с Грецией и Арменией. Афины были одной из первых европейских стран, которые пришли на помощь Турции после землетрясений в Кахраманмараше 6 февраля, а премьер-министр Армении Никол Пашинян присутствовал на церемонии инаугурации Эрдогана. Все это говорит если не об улучшении отношений, то хотя бы о потеплении отношений с этими двумя странами.

Анкара, несомненно, также будет поддерживать нормальные отношения с Москвой в рамках своей политики нейтралитета в отношении развязанной США и НАТО войны против России на Украине. Эта политика оказалась «весьма полезной», поскольку позволила Турции продвинуться в качестве «беспристрастного посредника», заняв важную ступеньку в своем рейтинге в этом качестве после успеха в заключении российско-украинской зерновой сделки. Как известно, турецкий режим выступает против режима злобных и незаконных западных санкций против России. Соответственно, ожидается, что Анкара по-прежнему продолжит свою осторожную политику на лезвии ножа между США и России, извлекая выгоду с обеих сторон. Это относится к геостратегической политике вокруг Центральной Азии, области стратегических интересов Запада и, одновременно, области турецкого и российского соперничества. Хотя Турция является членом НАТО, Эрдоган вряд ли предпримет что-либо, что поставит под угрозу его тесные отношения с Москвой, которая поддерживала его политически в преддверии выборов, отложив платежи Турции за газ и согласившись продлить сделку с украинским зерном при посредничестве Турции.

Следует напомнить, что Россия является одним из важнейших торговых партнеров Турции. Объем двусторонней торговли, согласно официальным данным, превысил 33 миллиарда долларов, и россияне составляют значительную часть турецкой туристической индустрии, которая начала набирать обороты после окончания пандемии Covid-19. Москва также активно и широко сотрудничает с Турцией в реализации ряда крупных энергетических проектов, в первую очередь газопровода «Турецкий поток» и атомной электростанции «Аккую».

Эрдоган, вне всякого сомнения, также продолжит налаживать более тесные отношения с Китаем. С 2021 года Пекин стал вторым по величине торговым партнером Турции, и Анкара стремится к дальнейшему наращиванию двусторонней торговли. Китай инвестирует в Турцию около 4 миллиардов долларов в энергетику, инфраструктуру, логистику, финансы, телекоммуникации и животноводство. Турецкое правительство поддерживает китайскую инициативу «Один пояс и один путь» и занимает в ней ключевую позицию, а также стремится вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества, чтобы повысить свой международный престиж.

Между тем, следует сказать, что отношения Эрдогана с Западом, возглавляемым США, вероятно, будут становиться все более напряженными. Западно-турецкое стратегическое партнерство является тесным благодаря членству Турции в НАТО и присутствию военной базы США / НАТО в Инджирлике. У США и Европы также есть крупные инвестиции в Турцию, которые выросли после того, как западные компании закрыли свои предприятия и магазины в России после наложения дополнительных малооправданных санкций. Тем не менее Западные державы не скрывали своего недовольства Эрдоганом и своей поддержки его соперника Кемаля Кылычдароглу во время президентских кампаний, и недовольство Эрдогана “политической инженерией”, на которую он ссылался в своих выступлениях, сохранится и в предстоящий период.

Также по-прежнему сохраняются болезненные моменты, такие как продолжающееся исключение Анкары из программы Пентагона F-35 и противодействие США продаже современных истребителей F-16. Европейская критика авторитаризма Эрдогана и антидемократической внутренней политики, а также продолжающаяся оппозиция ЕС вступлению Турции в ВТО также по-прежнему будут источниками напряженности и постоянного недовольства Запада.

Заявка Швеции на вступление в НАТО стала еще одним источником напряженности между коллективным Западом и Турцией из-за отказа последней одобрить ее, если Швеция не выполнит требование Турции о выдаче Стокгольмом курдских журналистов и активистов. Анкара утверждает, что они связаны с Рабочей партией Курдистана (РПК), которую она объявила террористической организацией. Напряженность по этому вопросу может достичь апогея позже, когда Швеция и Финляндия должны встретиться с Турцией с целью убедить Анкару ратифицировать членство Швеции.

Еще один источник разногласий между Турцией и США связан с контролируемым курдами регионом на северо-востоке Сирии. В то время как Анкара утверждает, что поддерживаемые Вашингтоном курдские силы там связаны с РПК и, следовательно, “террористичны”, Пентагон рассматривает их как своего главного союзника на местах в борьбе с ИГИЛ (запрещена в РФ). Некоторые наблюдатели утверждают, что Турция и США, вполне возможно, приближаются к столкновению из-за этого района, поскольку Эрдоган ясно дал понять, что турецкие военные продолжат наносить удары по иракскому Курдистану и приступят к очередному запланированному военному вторжению в северо-восточную Сирию. Несмотря на настойчивые заявления сирийского президента Башара Асада о том, что он не будет встречаться с Эрдоганом до тех пор, пока Турция не выведет свои войска из северо-западной Сирии, Анкара не подала никаких признаков того, что готова это сделать. Некоторые зашли так далеко, что утверждают, что Эрдоган намерен установить постоянное присутствие в Идлибе и Африне под названием “пояс безопасности и мира”.

Эрдоган, безусловно, попытается сохранить турецкое военное и политическое присутствие в Ливии, несмотря на положения ливийского соглашения о прекращении огня, призывающие к выводу всех иностранных наемников, сил и персонала из страны. Анкара подписала соглашение о демаркации морской границы и ряд военных протоколов с правительством в Триполи, и Турция по-прежнему управляет военной базой к западу от города. Турецкие фирмы также участвуют в ряде крупных инфраструктурных и энергетических проектов на западе Ливии, не в последнюю очередь в проектах по бурению и добыче природного газа у ливийского побережья.

Продемонстрировав свою способность сохранить свое положение у руля турецкого государства на третий срок, Эрдоган может почувствовать, что у него достаточно сил и маневренности для продвижения своей внешнеполитической повестки дня в предстоящий период. Учитывая множество различных, а иногда и конфликтующих интересов Турции на региональном и международном уровнях, Эрдогану придется проявить некоторое «ловкое жонглирование», если он хочет “нейтрализовать” проблемы с партнерами, многие из которых не сходятся во взглядах со многими другими. Но в прошлом он зарекомендовал себя именно опытным и ловким политиком. Восстановление отношений со странами Арабского мира может помочь Эрдогану компенсировать и сдерживать давление, с которым он, вероятно, столкнется со стороны Запада.

Среди самых острых внешнеполитических проблем, стоящих перед Анкарой, есть те, которые оказывают непосредственное влияние на внутреннюю политику, как в случае с вопросом о курдских регионах в Сирии и Ираке и «эмоционально заряженным» курдским вопросом в Турции. Заявления о поддержке Кылычдароглу из этих регионов и их призывы к курдам в Турции голосовать против Эрдогана и правящей «Партии справедливости и развития» показывают, насколько ощутимо совпадение. Президент, несомненно, усилит милитаризацию политики в отношении курдских регионов в противовес тенденции к деэскалации, которую он продемонстрировал во всех других областях внешней политики. Во всяком случае, очередной срок президентства Эрдогана будет не менее сложным и трудным, как его предыдущие.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: