Пожалуй, самым знаменательным шагом в последних изменениях в рамках G20 стало движение по включению Африканского Союза в круг полноправных членов этого мирового объединения.
Знаменательность этого шага обусловлена тем, что G20 качественным образом отличается от другого объединения – G7, превратившегося стараниями Вашингтона в «клуб избранных сторонников США». Где в келейном плане пытаются разработать и навязать миру выгодные только Западу политику и диктат, в «узком кругу единомышленников» разработать санкции и другие меры усмирения в отношении демонстрирующих свою независимость членов мирового сообщества. И ярким подтверждением этому является то, что G7, декларируемое как объединение крупнейших экономик мира на современном этапе, не включает в себя уже всем миром признанную второй экономику Китая.
Африка – это континент, в значительной части состоящий из бедных, развивающихся стран, ведущих, тем не менее, активную работу по объединению своих государств в единую державу, по примеру Европейского Союза. Именно на африканском континенте расположены 90% мировых залежей платины, 50% золота и алмазов, 33% урана, грандиозные запасы нефти, газа, руд марганца, хромитов, бокситов, в которых нуждается промышленность и экономика любой страны мира. Африку характеризует высокий темп роста населения, составляющий в среднем 28 рождённых на 1000 человек, в связи с чем через 30 лет население Чёрного континента прогнозируется в 2.4 миллиарда! Если Африка, при участии мирового сообщества, сможет в кратчайшие сроки решить многие проблемы континента, одним из которых является голод и соответствующее нынешнему уровню мирового развития медицинское обслуживание населения, то континент из проблемного превратится в регион быстрого роста экономики.
Поэтому не удивительно, что уже давно от академического сообщества и самих африканских экономик звучали призывы к более активному подключению Африканского Союза не только к деятельности Совета Безопасности ООН, но и такому международному объединению, как G20. Членами которого являются правительства государств и главы их ЦБ, в которых экономика относится к типу развитой или развивающейся
На сегодняшний день единственной региональной организацией, получившей полноправное членство в G20, является Европейский союз. Однако это не означает, что только он должен осуществлять исключительное представительство всех региональных организаций в мировой экономике. Тем более, что фактически за последние несколько лет Африканский Союз добился значительных успехов в региональной экономической интеграции и может представлять Глобальный Юг в качестве регионального форума в G20. Собственно так же, как ЕС может быть региональным представителем Глобального Севера.
Тем более, что вопрос инклюзивности группы G20 может быть лучше всего решён развивающимися странами-членами. Которые, кстати, будут председательствовать в G20 в ближайшие 3 года и именно три страны БРИКС: Индия в 2023 году, Южная Африка в 2024 году и Бразилия в 2025 году. Таким образом, может создаться площадка, которая объединит региональные организации государств в G20, расширив тем самым круг стран, участвующих в антикризисных усилиях и других координационных инициативах, создаст платформы региональных интеграционных соглашений, региональных банков развития и региональных финансовых механизмов, членами которых являются страны G20. Это может стать уже в самое ближайшее время весьма важным качественным шагом не просто в начавшемся еще в середине предыдущего века окончательном искоренении колониализма, от которого именно африканский континент пострадал по вине Запада больше всего. Но и в справедливом признании мировым сообществом Африки не только как колыбели человечества, но и как важного игрока в международной политике, экономике.
Однако, хотя президент США и Евросоюз в последние дни публично приветствовали и поддерживали включение Африканского Союза в G20, этому имеются и весьма понятные объяснения. Нюанс в том, что Соединенные Штаты и их западных союзников больше интересует не сама Африка, а растущее влияние Китая и России на этот континент. И это стало весьма отчетливо понятно из выступления на состоявшемся в декабре в Вашингтоне саммите «США — Африка» главы Пентагона Ллойда Остина, который публично признал опасения США тем, что Москва и Пекин увеличивают свое присутствие в Африке.
Необходимо напомнить, что власти США не первый раз необоснованно критикуют деятельность РФ и Китая в Африке. Так, в преддверии африканского саммита в Вашингтоне заместитель помощника министра обороны США по делам Африки Чиди Блайден в беседе с журналистами заявила, что политика Москвы и Пекина якобы угрожает безопасности и благосостоянию африканских стран.
Ранее — в августе 2022 года — администрация Байдена опубликовала документ под названием «Стратегия США в отношении стран Африки к югу от Сахары», где также были неоправданные нападки на Россию и Китай. В частности, указывалось, что Пекин «рассматривает регион как важную арену для того, чтобы бросить вызов международному порядку, основанному на правилах», «продвигает свои узкие коммерческие и геополитические интересы, подрывает прозрачность и открытость, а также ослабляет отношения США с народами и правительствами Африки». При этом Вашингтон умышленно умалчивает о том, что именно Россия и Китай, в отличие от США, с середины предыдущего столетия активно помогали африканским государствам покончить с колониальным гнетом Запада, создавали экономику и социальную инфраструктуру во многих африканских государствах, подготавливали научные африканские кадры в своих учебных заведениях. В то время, как Запад лишь продолжал разжигать на этом континенте вооруженные конфликты, убирать с политической арены неугодных африканских лидеров. В частности, Муамера Каддафи, ввергая Ливию в затяжной хаос и потерю государственности. А между тем, именно под руководством М.Каддафи Африканский Союз был наиболее близок к политическому и экономическому объединению в 2000-х годах. Этот ливийский лидер длительное время финансировал Африканский Союз и мечтал о создании Соединённых Штатов Африки, активно продвигал эту идею.
Однако, несмотря на явные помыслы США и Запада, путем приобщения Африканского Союза к совместному объединению в G20, усмирить его и приблизить к себе, эти надежды так и останутся эфемерными, нереализуемыми. Ведь нынешнее поколение африканских лидеров уже нельзя, как в прошлом, купить за связку бус, которые, в виде 55 миллиардов долларов в течение трех лет «щедро пообещал» выделить Черному континенту президент Джо Байден на прошедшем в декабре саммите «США-Африка». Вместо это, он и «объединенный Запад» должны были бы попросить у африканского народа прощение за эпоху рабства и выплатить Африке за это финансовые репарации. – Хотя, откуда Вашингтон сегодня может найти на это триллионы долларов на покрытие реальных убытков африканских государств от рабства и многовекового грабежа, если Штаты уже давно живут в долг, расплачиваясь со своими партнерами напечатанными ФРС зелеными фантиками, который уже давно ничего не стоят…
Но память, в том числе и у африканцев, отнюдь не короткая. А посему, еще сильнее приобщившись к мировому сообществу через объединение G20, Африканский Союз, безусловно, займет не только должное признанное миром свое почетное место, но и будет проводить в нем независимую от западного диктата политику.
Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».