EN|FR|RU
Социальные сети:

Сдвиг Ирака к политике шиитского исламизма

Виктор Михин, 11 октября

В Ираке в последнее время появляется все больше признаков того, что многие иракцы хотят избавить свое многоконфессиональное общество от светского прошлого, которое было при Саддаме Хусейне, и превратить государство в шиитскую теократию. Об этом говорят многие факты и решения руководства страны.

шиитский исламизм

Тлетворное влияние США

Когда бывший президент США Джордж Буш-младший направил войска в Ирак в 2003 году, он привел множество надуманных причин для оправдания вторжения, включая построение более свободного, открытого и демократического Ирака. Он даже пообещал, что вторжение под руководством США, которое свергло режим партии Баас бывшего иракского диктатора Саддама Хусейна, станет «образцом для других стран Ближнего Востока» и «переломным событием в глобальной демократической революции». Однако все эти благие пожелания бывшего американского президента вызывают только ироничную улыбку, горечь и скорбь по поводу многих убитых и раненных иракцев. А сами слова Буша-младшего просто быстро забыли и сейчас о них никто и не вспоминает.
Сегодня разоренной по вине США стране приходится справляться с нестабильностью своей хрупкой политической системы, сектантскими и этническими разногласиями

С годами идея восстановления Ирака как демократического государства стала настолько сомнительной, что большая часть ее нынешнего использования является просто ироничной, поскольку страна продолжает скатываться к правлению шиитской олигархии, клептократии, а теперь и теократии. Основной идиотской ошибкой оккупационных властей США после 2003 года стала поспешная разработка новой конституции (хотя их никто не просил), на которую сильно повлияли шиитские группировки и курдские националистические партии, продвигавшие свои собственные узкие программы. Когда новая конституция была одобрена на референдуме, который в значительной степени бойкотировали иракские арабы-сунниты, утверждалось, что это был тест на то, можно ли примирить секуляризм и демократию с политическим исламом и смогут ли новые правители Ирака ориентироваться между противоречивыми ценностями и культурами. Вскоре выяснилось, что подобные заявления были преувеличены и смехотворны, и они были быстро опровергнуты многочисленными недостатками и проблемами в применении новой, а вернее американской конституции, насильно навязанной иракскому народу американскими оккупантами.

Почти 20 лет спустя выясняется, что конституция, которая должна была стать новым «общественным договором» между иракским народом и государством, имеет многие структурные и политические недостатки и совершенно не учитывает иракские реалии. Сегодня разоренной по вине США стране приходится справляться с нестабильностью своей хрупкой политической системы, сектантскими и этническими разногласиями, которые превратили Ирак в жилище шиитов, суннитов, курдов и других меньшинств, но никак не государства. Вместо стимулирования «консенсусной демократии», которую исповедовали американские разработчики конституции, институты Ирака после вторжения создали сектантскую и этнически ориентированную систему квот, которая привела к доминированию основных шиитских политических групп страны в правительстве, парламенте, судебной системе и органах безопасности.

Примеры исламизации Ирака

Одним из проявлений такого конституционного провала стала растущая исламизация общественной сферы в Ираке, последним примером чего является внесение в парламент страны законопроекта о внесении поправок в закон о семейном статусе 45-летней давности, который многие считали одним из самых благоприятных для женщин в мусульманском мире. Законопроект, который позволит мусульманскому духовенству проводить свадьбы вне государственных учреждений, в случае его принятия ущемит права женщин и увеличит число браков несовершеннолетних в обществе, которое по-прежнему остается глубоко патриархальным. Это фактически отменит минимальный возраст вступления в брак для мусульманских девушек, установленный ранее законом 1959 года в 18 лет. Это также позволит религиозным властям принимать решения по ряду семейных дел, включая наследование, развод и опеку над детьми.

Женские активистки и некоторые независимые депутаты парламента выступили с протестом против нового закона, обвинив его составителей-исламистов в попытке причинить вред женщинам, детям и семьям, ослабить социальную сплоченность и подорвать авторитет государства. Иностранные критики, включая ООН и многие правозащитные организации, раскритиковали новый закон как подрывающий права женщин и детей. Они призвали иракские власти продолжать соблюдать международные договоры, участником которых является Ирак, и свои обязательства по международному праву. По данным детского агентства ООН ЮНИСЕФ, 28 процентов девочек в Ираке уже выходят замуж до достижения 18-летнего возраста, иногда в возрасте 15 лет с разрешения суда. Отмечается высокий уровень разводов среди тех, кто выходит замуж за несовершеннолетних.

Неясно, удастся ли нынешняя попытка изменить закон 1959 года там, где несколько предыдущих попыток потерпели неудачу. В прошлом парламент Ирака не смог собраться для начала второго чтения законопроекта из-за отсутствия кворума. Одним из ключевых элементов, отсутствующих в дебатах, является точка зрения влиятельных священнослужителей в Хавзе в городе Наджаф, центре шиитского богословия, которое не может отвергнуть законодательство, соответствующее религиозным убеждениям, и традиционно дистанцируется от государства. Великий аятолла Али Систани и другие высокопоставленные представители шиитского религиозного истеблишмента, которые взяли бы на себя огромную ответственность в случае принятия закона, молчат о предлагаемых изменениях.

В последние годы в Ираке наблюдается нарастающая волна исламизации на всех уровнях

Это стало заботой доминирующего шиитского правящего класса, большая часть которого является исламистами и близка к исламскому режиму в Иране. Ежегодная церемония Арбаин, кульминация 40-дневного траура в память о гибели имама Хусейна в битве при Кербеле в 680 году н.э., привлекает миллионы паломников в священный город Кербела в Ираке. Мероприятие стало демонстрацией религиозной идентичности иракских шиитов и демонстрацией власти их политических групп в правительстве.

В мае иракский парламент, действуя в ответ на предложение лидера Национального шиитского течения Муктады Ас-Садра, объявил Ид Аль-Гадир, посвященный противоречивому событию в истории ислама, официальным национальным праздником в стране. Согласно шиитскому календарю, мероприятие приурочено к последней проповеди Пророка Мухаммеда, в которой он назначил своего двоюродного брата и шиитского святого Имама Али своим преемником на посту главы мусульманской общины.

Шиитские и суннитские ученые расходятся во мнениях относительно праздника Курбан-Байрам и его религиозного значения в исламе. До расширения полномочий шиитов в Ираке этот вопрос в значительной степени отсутствовал в иракском общественном дискурсе из-за боязни разжечь межконфессиональные разногласия.

В ходе другого недавнего мероприятия Министерство образования Ирака запретило смешанные классы для учащихся дошкольных учреждений по всей стране. В заявлении министерства говорится, что все мальчики и девочки в средних школах Ирака теперь будут разделены. Представитель министерства Карим Аль-Сайед сказал, что решение было принято якобы для улучшения качества образования, создания подходящей атмосферы для учебы и предотвращения отвлечения студентов.

Ответственность курдских и суннитских политиков

Как иракские курдские, так и суннитские политики несут значительную часть ответственности за резкую исламизацию страны, и они внесли большой вклад в демократический тупик своим молчанием и вместо этого настаивают на непростых соглашениях о разделе власти между олигархами страны. Курдские партии, лидеры которых придерживаются либеральных взглядов, не делали никаких публичных заявлений по поводу нового закона о личном статусе или более широкой кампании по исламизации страны. Прибегая к своим стратегиям заключения сделок со своими шиитскими коллегами, курдские партии, по-видимому, использовали свое неприятие исламизации в качестве разменной монеты при обсуждении своих давних требований по добыче нефти и газа и спорных территорий.

Лидеры иракского Курдистана часто заявляют, что демократия в Ираке находится под угрозой, но обвиняют своих шиитских партнеров в отказе от общественного консенсуса только тогда, когда это может уменьшить их автономию от Багдада. Действительно, как и многие другие события, которые напрямую не связаны с иракским Курдистаном, подъем политического ислама и растущая теократия в Багдаде, как правило, не являются проблемой для руководства иракского Курдистана. Эти лидеры всегда исходили из принципа двух систем в одной стране в надежде, что это увеличит разрыв с федеральными властями в Багдаде и проложит путь к независимости курдского региона от остального Ирака.

Тем временем арабские суннитские политические группы страны действовали в соответствии с узкой и своекорыстной повесткой дня и не проявляли особого интереса к сопротивлению попыткам правящих исламистов-шиитов изменить культурную и политическую жизнь в национальном масштабе. Как стало очевидно из дебатов по законопроекту о личном статусе, суннитские политики стремятся заключить сделку по амнистии для заключенных-суннитов в Ираке в обмен на их поддержку нового закона.

Следует признать, что Ирак уже почти два десятилетия находится в фазе отхода от демократии, по которой именно США нанесли наибольший удар, чем правление Саддама Хусейна. Отход от власти иракцев-суннитов и приход иракцев-шиитов и их шиитских исламистских группировок еще больше усугубили отстранение страны от каких-либо зачатков демократии. Сейчас Ирак, и это приходится с сожалением констатировать, неуклонно скатывается к теократии под правлением исламистских партий и группировок иракцев-шиитов.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Незаметный, но важный шаг
Развивающиеся страны попадают в ментальную ловушку, расставленную колониальными империями
Обострение внутриполитического кризиса в США
Фумио Кисида совершил прощальную поездку в США
Тучи над Мун Чжэ Ином. О коррупции в сфере энергетики