Завершающей акцией на международной арене досрочно уходящего в отставку с поста премьер-министра Японии Фумио Кисиды стало его пребывание в период 20-23 сентября в США.
О значимости последнего саммита Quad
Оба оказались перед необходимостью в оставшиеся несколько недель пребывания у власти срочно, а также в наиболее подходящем месте подвести некие итоги функционирования проекта, обязанного им фактом своего появления. И вопреки нередким ощущениям последнего времени о «невразумительно-второстепенном» характере Quad (в масштабах разворачивающихся в Индо-Тихоокеанском регионе процессов), итоги состоявшегося 21 сентября с. г. в американском Уилмингтоне (штат Делавэр) саммите стран-участниц не могли не вызвать прямо противоположную оценку значимости данной конфигурации.
Особенно если получат реальное развитие те направления её деятельности, которые намечены принятым обширным итоговым документом. Кстати, в нём не прослушивается бряцание оружием, что полностью соответствует «гибридному» характеру борьбы между основными участниками нынешнего этапа «Большой мировой игры».
Отметим, в связи с этим, что её главным содержанием всё более определённо обозначается вопрос завоевания выгодных позиций в странах «Глобального Юга». В указанных странах в последние годы всё более активно заявляет о себе и Япония, для которой Quad может стать ещё одним важным инструментом распространения среди них своего влияния.
Впрочем, значимость во внешней политике Токио и военно-политического инструмента тоже становится всё более заметной. Но его базой остаётся американо-японский военно-политический альянс, необходимость дальнейшего укрепления которого в очередной раз подтвердили Ф. Кисида и Дж. Байден в ходе двусторонней встречи, прошедшей на полях саммита Quad. Как это было сделано обоими и полугодом ранее в ходе государственного визита в США того же Ф. Кисиды.
Также в формате отдельных встреч состоялись его переговоры с каждым из двух других участников Quad, каковыми были премьер-министры Индии и Австралии, то есть Нарендра Моди и Энтони Альбанезе. Отношения с обеими этими странами сами по себе приобретают для Токио возрастающую значимость по мере становления Японии в качестве одного из основных игроков в ИТР.
Ф. Кисида на Генеральной Ассамблее ООН
Вторую часть обсуждаемой поездки Ф. Кисиды в США составили ряд мероприятий, проведенных уже в Нью-Йорке, куда он прибыл в качестве (пока ещё) лидера своей страны на открывшуюся здесь очередную Генеральную Ассамблею ООН. 22 сентября Ф. Кисида выступил на организованном секретариатом данной организации так называемом «Саммите Будущего».
Большего внимания заслуживают встречи, которые Ф. Кисида провёл на полях ГА ООН с рядом зарубежных коллег, которые, по понятным причинам, отсутствовали в Уилмингтоне. Среди них оказались высшие чиновники трансъевропейских структур и НАТО У. фон дер Ляйен. Ш. Мишель, Й. Столтенберг. И это, несомненно, свидетельствует лишний раз об усилении роли «европейской компоненты» во внешнеполитическом курсе Японии. При сохранении, конечно, приоритетов, которые отдаются ситуации в ИТР.
Встреча Ф. Кисиды и президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха
Обозначившееся в первой половине прошлого десятилетия, возобновление заинтересованности Токио в обретении позиций влияния на политику Монголии было обусловлено уже новой геополитической игрой и местом в ней нынешней Японии. Сегодня Монголия, помимо прочего, рассматривается Токио в качестве своего рода базы для налаживания отношений с КНДР, а также со странами Центральной Азии (точнее, с туркоязычным миром в целом).
Ещё десять лет назад Улан-Батор послужил переговорной площадкой в попытках решения первой задачи. Получив тогда строгое предупреждение от «старшего брата», в Токио заявили, что никакими закулисными интригами с Пхеньяном (да ещё за спиной Вашингтона) не занимаются, а пытаются лишь решить пресловутую «проблему похищенных». Однако те же реальные целевые установки относительно как КНДР, так региона ЦА в целом, наверняка, имелись в виду, когда в первой половине с. г. не раз сообщалось о планах посещения японским премьер-министром Монголии и ряда центральноазиатских стран.
Но после упоминавшегося выше заявления Ф. Кисиды о скором уходе в отставку от такого турне пришлось отказаться. Оставшиеся же несколько недель пребывания на посту премьер-министра были использованы для проведения на международной арене совсем неотложных мероприятий. Таковыми оказались состоявшийся 6 сентября однодневный визит в Южную Корею и поездка в США.
Здесь-то на полях ГА ООН и прошла 22 сентября встреча Ф. Кисиды с президентом Монголии У. Хурэлсухом. Хотя она продолжалась порядка 40 минут, но впечатляет перечень разного рода актуальных вопросов двусторонних отношений, изложенный в «Приложении» к краткому официальному сообщению МИД Японии об этом мероприятии. И уже первый пункт данного перечня («Ускорение подписания Соглашения о передаче оборудования и технологий оборонного назначения») привлёк особое внимание японских СМИ.
Турне же в Монголию и страны Центральной Азии наверняка состоится, но его проведёт уже новый премьер-министр Японии.
Министр иностранных дел Ёко Камикава сопровождала Ф. Кисиду в его последней заграничной поездке
Наконец, отметим примечательную активность на полях ГА ООН руководителя МИД Японии Ёко Камикавы, которая сопровождала Ф. Кисиду в течение всей его поездки в США. Из всех же проведенных ею в Нью-Йорке мероприятий кратко остановимся на наиболее значимом. Речь идёт о состоявшейся 23 сентября встрече Ё. Камикавы с китайским коллегой Ван И. Отметим в очередной раз очевидное: от состояния и характера развития японо-китайских отношений существенным образом зависит трансформация всей ситуации в ИТР.
Между тем эти отношения, мягко выражаясь, «оставляют желать» и автор старается не упустить из поля зрения хоть что-то позитивное. Из последнего такого позитива обратило на себя внимание сообщение о якобы готовности КНР снять введённое год назад фактическое эмбарго на импорт из Японии морепродуктов в связи с началом сброса «очищенной» воды, накопленной в резервуарах повреждённой АЭС в Фукусиме. Эта тема стала одной из главных на встрече Ё. Камикавы с Ван И, поскольку упомянутое (будущее) решение было оговорено в КНР выполнением некоторых условий.
Вторую тему составили крайне неприятные для двусторонних отношений последствия случившегося 19 сентября в Шэньчжэнене на юге КНР убийства очередным психом десятилетнего японского мальчика. Но в отличие от схожего инцидента трёхмесячной давности, на этот раз не удалось «быстро смикшировать» разгоревшиеся по этому поводу страсти. В информационном пространстве Японии появились утверждения о неслучайности даты данного происшествия (18 сентября 1931 г. начался так называемый «Маньчжурский инцидент») и вообще нынешняя система образования в КНР якобы носит «националистически-ксенофобский» характер. Примечательно, что этот последний тезис был тут же подхвачен на Тайване.
В общем, переговоры Ё. Камикавы с Ван И были непростыми, а их значимость, подчеркнём это в очередной раз, заключается скорее в самом факте проведения.
По возвращении же домой оба государственных деятеля Японии тут же погрузились в сложный процесс партийно-персональных изменений в руководстве страны. Но это уже тема для отдельного комментирования.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»