EN|FR|RU
Социальные сети:

Кения-Россия-США: диаметрально разный подход к отношениям

Виктор Михин, 14 октября 2023

Кения и США ведут интенсивные переговоры о заключении торгового соглашения, которое, по мнению американцев, может стать неким образцом для Африки, а другими словами, еще больше загнать эту африканскую страну в орбиту своих экономических интересов. Обе страны объявили о создании торгово-инвестиционного партнерства в июле 2022 года, в рамках которого и ведутся нынешние переговоры. Они охватывают, по крайней мере, девять областей, и анализ этих документов показывает, что именно Вашингтон стремиться получить основную выгоду из будущего торгового соглашения. Об этом, в частности, говорит тот факт, что основное внимание уделяется сельскому хозяйству, кенийская продукция которого по явно заниженным ценам будет поставляться на американский рынок.

Стратегическое торгово-инвестиционное партнерство (СТИП), как его называют сами американцы, станет первым значительным торговым партнерством между США и странами Африки к югу от Сахары. Новое соглашение рассматривается как модель для будущих соглашений между США и другими странами Африки к югу от Сахары. Пытаясь привязать к себе африканские страны и заинтересовать их в привилегиях, Вашингтон даже временно объявил о доступе африканских товаров на свой внутренний рынок без пошлин.

Это, как говориться фасадная сторона соглашения, и на первый взгляд, она должна приносить Кении только блага. Но есть и оборотная сторона медали, а именно: Вашингтон стремиться ввести и подчинить положения будущего соглашения правилам и дисциплине Всемирной торговой организации, где господствуют США. Введение положений соглашения в рамки пакта о свободной торговле предполагает, что договаривающиеся государства будут обязаны принять и обеспечить соблюдение глобального законодательства. А это приведет к тому, что Кения будет вынуждена принять на себя дополнительные обязательства, выходящие за рамки ее текущих обязательств как члена Всемирной торговой организации. Помимо затрат на реализацию, навязывание трудовых обязательств через «черный ход» торгового соглашения подвергает Кению риску дорогостоящей процедуры разрешения споров и возможных торговых санкций в случае их нарушения. Парламент Кении, скорее всего, будет играть весьма ограниченную роль в определении объема и содержания торгового соглашения. В отличие от этого, Конгресс США всегда играет значительную роль в формировании положений всех соглашений с участием американских представителей.

Таким образом, положения о новом соглашении могут оказать непосредственное отрицательное влияние на ее торговлю Кении с Китаем, странами-членами Восточноафриканского сообщества и другими африканскими государствами. Это может означать, что проверке будут подвергаться организации, которые не являются ни американскими, ни кенийскими. В то время как США обладают возможностями и ресурсами для мониторинга соответствующих положений соглашения в Кении, ни кенийское правительство, ни ее частный сектор не имеют возможности делать это в США. Таким образом, в центре внимания окажется Кения, в то время как нарушения положений соглашения в США, скорее всего, останутся незамеченными.

Считая, что Кения остается крупнейшим и наиболее важным деловым, финансовым и транспортным центром Восточной Африки, Пентагон стремиться более тесно привязать к себе эту африканскую страну и в военной области. Только что закончился визит в страну министра обороны США Ллойда Остина, в результате которого был подписано пятилетнее соглашение об обороне, направленное на укрепление усилий по борьбе с терроризмом в Восточной Африке и поддержку усилий Кении по руководству миссией по обеспечению безопасности на Гаити. Л.Остин сказал, что Соединенные Штаты «благодарны Кении за ее лидерство в решении проблем безопасности в регионе и во всем мире», и поблагодарил страну за ее готовность возглавить многонациональные силы безопасности в борьбе с бандитизмом на Гаити. Американский министр добавил, что администрация Байдена будет работать с Конгрессом, чтобы обеспечить финансирование в размере 100 миллионов долларов, которое она пообещала для миссии на Гаити на прошлой неделе в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН. «Соединенные Штаты готовы поддержать эту важную миссию, предоставив надежную финансовую и материально-техническую помощь», — сказал он. Л.Остин призвал другие страны последовать примеру Кении и предоставить больше персонала, оборудования, поддержки, обучения и финансирования для запланированной многонациональной миссии по обеспечению безопасности на Гаити. Правда, других претендентов на посылку своих полицейских в далекую страну пока не нашлось. Многие понимают, что если американцев и любят на Гаити, то только туристов, приносящих в гаитянскую казну доходы, но отнюдь не американских солдат или полицейских. Вот почему Пентагон ищет наемных солдат-простаков умирать за американские интересы на Гаити. Кения обязалась направить 1000 сотрудников службы безопасности на Гаити для борьбы с бандитизмом, который усилился после убийства президента Гаити Жовенеля Моиза в июле 2021 года. Миссия по обеспечению безопасности, которая еще не утверждена Советом Безопасности ООН, была запрошена премьер-министром Гаити Ариэлем Генри в октябре прошлого года. Но общеизвестно, что ставленник США бывший президент был убит за свою жестокую и бесчеловечную политику в отношении гаитян.

Можно напомнить, Гаити, в экономике которой господствует американский капитал, одна из самых бедных и нестабильных стран мира, она самая бедная страна Америки, постоянно страдающая от голода, стихийных бедствий и государственных переворотов. Республика Гаити является одной из самых бедных в мире, а например, экономика соседней по острову Гаити страны- Доминиканская Республика почти на 574 % больше экономики Гаити. По состоянию на 2022 год расчетный ВВП на душу населения (номинал) в Гаити составляет 1673 $, а в Доминиканской Республике — 10 573 $, по ВВП на душу населения (ППС) в Гаити составляет 3166 $, а в Доминиканской Республике — 24 120 $.

Огромным диссонансом эгоистичной и расчетливой политике США является дружелюбный, доброжелательный и великодушный внешнеполитический курс и дипломатия России, основной целью, которой является помочь Африке выбраться из той колониальной ямы, в которую Запад загнал африканские народы. Состоявшийся визит министра иностранных дел России С. Лаврова в Найроби, его результаты и подписанные документы ярко об этом свидетельствуют. Переговоры проходили в дружественной атмосфере, позволили откровенно и доверительно обменяться мнениями по всем ключевым вопросам международной повестки дня и наметить дальнейшие пути развития двустороннего сотрудничества. По общему признанию у двух стран нераскрытый потенциал торгово-экономических и инвестиционных связей. На переговорах говорили о таких перспективных направлениях, как геологоразведка и добыча полезных ископаемых, энергетика, телекоммуникации, агропромышленный комплекс, туризм, наука и образование. Была достигнута договоренность активно содействовать бизнесменам в установлении прямых контактов. Эти процессы должны получить дополнительное развитие с созданием Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Интересно, что во время переговоров в порт Момбасы прибыл груз – 30 тыс. тонн российских удобрений, которые, после их соответствующей переработки, будут иметь огромное значение для сельскохозяйственных целей этой африканской страны. Еще несколько африканских государств также получат удобрения из России, несмотря на все препоны установленные Западом, чтобы дисквалифицировать истинные благие намерения политики Москвы в отношении Африки.

В своей статье по Африке президент России В. Путин написал: «Особо отмечу традиционно тесное взаимодействие на мировой арене, твёрдую и последовательную защиту со стороны СССР, а затем России интересов стран Африки на международных площадках. Мы всегда строго придерживались принципа «африканским проблемам – африканское решение» и были солидарны с африканцами в их борьбе за самоопределение, справедливость и отстаивание своих законных прав. Никогда не пытались навязывать партнёрам собственные представления о внутреннем устройстве, формах и методах управления, целях развития и путях их достижения. Неизменным остаётся наше уважение к суверенитету государств Африки, их традициям и ценностям, желанию самостоятельно определять свою судьбу, свободно выстраивать отношения с партнёрами». Именно такими дружественными и высокими принципами руководствуется Россия в своих дружественных связах с Кенией.

 

Виктор Михин, член-корреспондент Российской академии наук, эксклюзивно для онлайн-журнала «Новое восточное обозрение».

На эту тему
Ближний Восток в планах Д.Трампа
Западу не удаться отдалить Россию от Китая
Африка в поисках мира: преодоление наследия рабства и колониализма
Первая реакция в Китае, Японии и Индии на избрание Дональда Трампа 47-м президентом США
Осторожно, инфоколониализм: новые планы США в АСЕАН