Позиция Южной Кореи по поводу Тайваня хорошо показывает курс Сеула, старающегося по возможности сохранить на китайском направлении свободу рук и при этом оставаться союзником Вашингтона.
Ожидания США и реальная геополитика
С другой стороны, в вопросах, касающихся Тайваня, администрация Юн Сок Еля идет в фарватере Вашингтона, и в интервью СМИ Юн не раз заявлял, что Сеул выступает против любых попыток силой изменить статус-кво в Тайваньском проливе, вызывая недовольство Пекина. Но когда Юн говорит о «правах человека» или «ситуации в Южно-Китайском море», слово на букву «К» открыто не произносится.
Тем не менее, США стараются «сдвинуть» Сеул в сторону более проамериканского курса. Так, 19 марта 2024 г. председатель подкомитета Палаты представителей США по иностранным делам в Индо-Тихоокеанском регионе этническая кореянка Ён Ким выразила надежду на то, что в случае возникновения «непредвиденной ситуации» в Тайваньском проливе Южная Корея поддержит США и Тайвань. Парламентарий подчеркнула, что Тайвань имеет важное значение «маяка демократии» (а также крупнейшего центра производства полупроводников) и более того, если безопасность острова не будет обеспечена, Си Цзиньпин не ограничится Тайванем и «пойдёт дальше», что представляет опасность для всех стран Индо-Тихоокеанского региона.
Однако конгрессвумен пришлось отметить, что для РК проблемой номер один все-таки является безопасность на Корейском полуострове и противодействие «непосредственным» угрозам со стороны КНДР. Поэтому уровень вовлеченности будет менее рекомендованного.
Кто поедет поздравлять?
Тем не менее то, что правительство РК вряд ли направит на инаугурацию президента Тайваня Лай Цзиндэ официальную делегацию, было понятно с самого начала. 16 мая 2024 г. об этом объявили официально и в итоге, как и в прошлый раз, когда в должность вступила предшественник Лая Цай Инвэнь, Сеул представлял глава Корейско-тайваньской парламентской ассоциации дружбы Чо Гён Тхэ.
21 мая Пекин по обычаю «выразил решительный протест южнокорейской стороне», призвав Сеул никоим образом не вмешиваться во внутренние дела Китая.
В ответ 23 мая представитель министерства иностранных дел Лим Су Сок указал, что «Позиция нашего правительства по соблюдению политики единого Китая не изменилась». Сеул тесно взаимодействует с Пекином по вопросам, связанным с Тайванем, китайское правительство хорошо осведомлено о позиции РК, так что упрек Китая ‒ вмешательство во внутренние дела Южной Кореи.
Впрочем, с подобными осуждающими заявлениями МИД КНР или посольство Китая в Южной Корее выступали после каждого заявления Сеула или Сеула и Вашингтона относительно политики КНР в Южно-Китайском море. И каждый раз в ответ следовало заявление, в целом аналогичное тезисам Лим Су Сока выше.
Несколько примеров гуманитарного и культурного сотрудничества.
11 апреля правительство РК обещало предоставить Тайваню гуманитарную помощь на сумму 500 тысяч долларов. Как сообщили в министерстве иностранных дел, деньги пойдут на помощь жителям районов, пострадавших от разрушительного землетрясения 3 апреля (16 человек погибли, и более 1.100 человек получили ранения) на восточном побережье Тайваня.
5 ноября Контент-агентство Кенги (GCA), государственное учреждение, занимающееся продвижением культурной индустрии провинции Кенги, объявило, что примет участие в Тайваньском фестивале креативного контента 2024 (TCCF), чтобы представить миру перспективные контент-компании провинции.
Позиция оппозиции
22 марта глава Демократической партии Ли Чжэ Мен, руководствуясь логикой фракционной борьбы, выступил с серией шокирующих консерваторов заявлений. Китайцы не покупают южнокорейские товары, потому что им не нравится Корея, так что скажите «спасибо» Китаю и скажите «спасибо» Тайваню. И вообще, «что бы ни происходило в Тайваньском проливе, или что бы ни происходило между Китаем и Тайванем, какое это имеет отношение к нам?».
Учитывая, что во время президентской компании Ли обещал топить китайских браконьеров в южнокорейских водах без суда и следствия, автор воспринимает это как политическую демагогию – главное, чтобы по острому вопросу точка зрения оппозиции была бы противоположна власти.
Кроме того, из источников, связанных с демократами идут вбросы о секретном соглашении, которое обязывает Сеул в случае чего принять участие в конфликте за Тайвань. Ведь «во время президентства Юна Корея в буквальном смысле слова превратилась в покорную жертву, уступив слишком много своих интересов США и Японии и при этом чрезмерно обострив отношения с Китаем и Россией».
Как заявил в интервью This Week In Asia высокопоставленный член Партии Обновления Отечества (пресловутая партия имени Чо Гука Ким Чжун Хён, «в Вашингтоне среди некоторых военачальников и конгрессменов усиливаются дискуссии о том, что Южная Корея и Япония должны вмешаться в кризис вокруг Тайваня». Поэтому оппозиция выдвинула законопроект, предусматривающий запрет на вмешательство вооруженных сил страны в кризис вокруг Тайваня или иные международные зоны боевых действий с тем, чтобы «заставить их сосредоточиться на своей первоначальной миссии по защите Юга от угроз с Севера».
Кроме того, Ким Чжун Хён хочет внести на рассмотрение законопроекты, требующие от президента получать одобрение парламента, прежде чем предоставлять другим странам летальное оружие или оказывать финансовую поддержку, превышающую определенный порог. Ибо РК должна не балансировать между сверхдержавами, а добиваться стратегической автономии.
Риски и возможности РК в случае начала конфликта за Тайваньском проливе
Автор подробно раскрывал эту тему в одной из своих статей, учитывая, что остаться в стороне Сеул не сможет, однако, выбрав сторону США, РК открывается для китайского ответа, соразмерного вовлеченности Сеула в конфликт. Риски здесь могут быть следующими.
- Разрыв или ослабление отношений на экономическом фронте, что станет болезненным ударом для экономики страны
- Усиление сотрудничества КНР и КНДР – как политико-дипломатическое, так и военное.
- В наихудшем варианте НОАК осуществляет атаку американских баз на территории Южной Кореи с понятным риском «сопутствующего ущерба».
Возможности тоже делятся на несколько групп
- Превращение Тайваня в поле битвы может приобрести к упрочению южнокорейско-американских связей и получению режима наибольшего благоприятствования
- Выключение Тайваня, являющегося конкурентом в области производства полупроводников или электроники, выгодно РК в экономическом плане
- Конфликт с Китаем можно будет использовать во внутриполитических целях как предлог для зачистки оппозиционного поля
В этом контексте Южная Корея, скорее всего, и далее продолжит балансировать, а в случае обострения — ограничится политико-дипломатической поддержкой США либо, в случае большей напряженности между Сеулом и Пекином, поставкой (желательно нелетальных) вооружений.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН