Кризис в принятии своевременных и справедливых решений по актуальным вопросам международных отношений со стороны общепризнанного международного института ООН предопределяет необходимость его реформации.
Основные причины кризиса в деятельности ООН
Лига Наций формировалась под диктовку Великобритании, то есть неэффективной однополярной мироконструкции. ООН стал следствием биполярного миропорядка (США – СССР), то есть более прочной и устойчивой системы, не допустившей Третью мировую войну с учётом разрушительной силы применения ядерного оружия.
С прекращением существования СССР и разрушением биполярной конструкции, в конце ХХ в. ООН постепенно начала терять свой авторитет и эффективность как главный международный институт по защите мира и справедливости. Попытки США провозгласить себя мировым гегемоном оказались главной причиной утраты дееспособности ООН, поскольку её решения стали игнорироваться американцами, создавались прецеденты нарушения принципов равноправия народов и невмешательства во внутренние дела иностранных государств.
Наглядными примерами подобного рода можно назвать военное вторжение США и Великобритании вместе с другими странами НАТО в Ирак, Ливию и Афганистан, кровавые события в Сербии. Коллективный Запад игнорирует интересы палестинского народа и безосновательно поддерживает Израиль в конфликте в секторе Газа и Ливане. Неэффективными оказались механизмы ООН по мирному урегулированию военных конфликтов на постсоветском пространстве (в частности, провал минского процесса переговоров по Нагорному Карабаху и Украине). Нет адекватного реагирования на террористическую деятельность ИГИЛ (запрещённая в РФ организация) на Ближнем Востоке, в ситуации гражданского конфликта в Сирии.
ООН нуждается в реформе – версия Р. Эрдогана
Несмотря на очевидные проблемы в практике ООН, Россия всегда выступала за сохранение данной авторитетной межправительственной организации, уважения её основных и общепризнанных принципов. Москва, осознавая существующие недостатки в деятельности ООН, поддерживает ответственный подход к реформации главного международного института.
В числе новых инициатив в части оптимизации деятельности ООН, Турция выступает с идеей срочной реформации Совета Безопасности (СБ) ООН. В частности, президент Реджеп Эрдоган неоднократно по ряду эпизодов региональных и планетарных кризисов утверждал, что существующая институциональная система ООН недостаточно учитывает интересы мусульманских государств и народов. Он также считает несправедливым отсутствие в СБ ООН представителя Африки.
Лидер Турции публично выражает несогласие с нынешним количественным составом постоянных членов Совбеза, обладающих правом вето. По его мнению, ни одна из пяти стран (Россия, Китай, США, Великобритания и Франция) не отражает интересы исламского мира. Между тем, немалая часть членов ООН являются представителями мусульманского сообщества, их численность составляет более 1,5 млрд чел. (или 23%) современного населения мира. В этой связи Эрдоган заявляет, что «Мир больше пяти», имея ввиду, что назрела необходимость включения в состав постоянных членов СБ ООН ответственное и представительное исламское государство.
В соответствии с дипломатическими принципами Анкары, Эрдоган обосновывает новые горизонты Турции в системе региональных и глобальных отношений. Стратегия «турецкая ось», «Турецкая Евразия» (где Турция является географическим и цивилизационно-культурным мостом между Европой и Азией)», «неосманизм» и «неопантуранизм», по версии турецкого президента, даёт право рассмотреть Турцию в качестве реального кандидата в Совбез от исламского мира.
Анкара в этой связи учитывает стратегическую привлекательность своей географии для Запада и Востока, членство в НАТО, ключевую роль на Ближнем Востоке и в тюркском мире (то есть в регионах Южного Кавказа и Центральной Азии), руководящий статус в формирующемся тюркском полюсе в системе многополярного мира, что в совокупности предоставляет им право на постоянное членство в СБ ООН.
Поддержка Эрдогана идеи расширения состава Совета Безопасности представителем Африки, с одной стороны, вполне объективна, ибо группа африканских стран в ООН включает 54 члена (или 28% от общей численности организации), с другой же – позволяет рассчитывать на их поддержку турецкой кандидатуры, где немало и представителей исламского мира.
Эрдоган принял активное участие в работе 79-й Генассамблеи ООН, где основными тезисами его выступлений вновь стали критика Израиля за геноцид в секторе Газа и Ливане, сравнение Нетаньяху с Гитлером, обвинения Запада во главе с США за поддержку израильской агрессии, требования признания независимости Палестины, утверждение о несовершенстве и кризисе ООН и необходимости реформации СБ по принципу «Мир больше пяти». Именно в такой траектории перемен Эрдоган видит возможность изменить мир к лучшему и в пользу справедливости.
Турецкий Дом в Нью-Йорке в дни Генассамблеи ООН превратился в трибуну дипломатической активности – включая многочисленные встречи президента Турции с иностранными коллегами (руководителями Ирана, Ирака, Армении), рекламные баннеры с речами Эрдогана, презентация его книги и др.
Госсекретарь США Энтони Блинкен при этом согласился с предложением рассмотреть вопрос увеличения количества постоянных членов СБ ООН с учётом объективных политических и экономических трансформаций в мире. В этой связи главный дипломат США назвал в качестве вероятных кандидатов Германию, Японию и Индию. Правда, в его списке не оказалась союзная США по НАТО мусульманская Турция.
Возможно, подобная позиция Вашингтона и молчание других членов Совбеза ООН мотивируется сложной и противоречивой политикой самой Турции, которую во всём исламском мире не считают всеобщим лидером (разве что кроме тюркских республик ОТГ) с учётом её членства в НАТО, противоречий с представителями мусульманских государств (например, с Сирией и Ираном). К тому же, обвиняя Израиль в геноциде палестинцев, Эрдоган отрицает факт геноцида армян в Османской империи. Быть может, признание данного преступления прошлого поспособствует выдвижению Турции в постоянные члены Совбеза ООН?
Однако несмотря на противоречивую реакцию в отношении турецкой кандидатуры в ключевой институт ООН важно признать, что президент Эрдоган поднимает актуальную проблему, справедливо утверждая, что «Мир больше пяти». Современная ситуация требует внимательно отнестись к голосу турецкого лидера. Геополитический кризис из-за стратегии США по навязыванию своей позиции остальному миру предполагает перемены в пользу многополярного мира, где принципы равенства и справедливости должны стать определяющими в практике обновлённого ООН.
Нельзя не согласиться с мнением Эрдогана, изложенным в его книге «Более справедливый мир возможен», о необходимости «установления системы, в которой сила будет за тем, кто прав, а не наоборот – прав тот, кто силён».
Александр Сваранц – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»