Ряд событий последнего времени, так или иначе связанных с Тайваньской проблематикой, дают повод для очередного обращения к этой теме.
«Китайская неделя» в конгрессе США
К таковым относится едва ли не всё, что происходит в Сицзане (Тибетский автономный район), Синьцзян-Уйгурском автономном районе, Гонконге и, наконец, на Тайване. При том что разрешение возникающих здесь тех или иных проблем, вообще говоря, относятся к компетенции Центрального правительства КНР. В связи с чем не может не возникнуть вопрос: уважаемые господа конгрессмены, вы, собственно, что забыли в 15-и тысячах километрах от своей территории? Вам мало проблем у себя дома? Потрудились бы в подобных масштабах на благо собственных граждан, которые уже, кажется, готовы стрелять друг в друга.
Поскольку Пекин не может пока осуществлять непосредственный контроль над Тайванем, а реальной политической целью Вашингтона (хотя и неафишируемой) является лишение первого такой возможности на обозримую перспективу, то конгресс особо усердствует именно в Тайванской проблематике. Самым последним в этом плане мероприятием стало принятие 9 сентября с. г. нижней палатой конгресса внесённого ещё в начале прошлого года проекта закона «О предотвращении конфликта вокруг Тайваня» (Taiwan Conflict Deterrence Act of 2023 118th Congress 2023-2024).
На фоне прочих «актов», принятых в последние годы на тему Тайваньской проблематики, этот последний носит весьма специфический характер. Поскольку едва ли не впервые нацеливается на неких конкретных лиц «высшего китайского руководства», которым грозит опубликование «конфиденциальной информации» о, скажем так, нетрудовых доходах некоторых из них. Поводом же для этого может стать «немирный способ» решения Пекином Тайваньской проблемы.
В комментарии Taipei Times факта принятия указанного «акта» говорится, что американские законодатели на этот раз «творчески-эффективно» подошли к проблеме «обороны» острова. Отметим в связи с этим, что руководство КНР само (и нередко крайне жёсткими методами) ведёт борьбу с фактами коррупции в разных эшелонах власти. Но, видимо, у американских законодателей есть основания полагать, что она носит недостаточно полный характер.
Напомним также, что все эти антикитайские танцы вокруг Тайваньской проблемы проходят на фоне деклараций Вашингтона о признании «принципа одного Китая», недавно подтверждённого во время визита в КНР советником президента США по национальной безопасности Дж. Салливаном. Заявившим одновременно и о намерении далее поставлять Тайваню самую современную американскую военную технику. Удивительная способность по «скрещиванию (политических) ужа с ежом».
Между тем принятием нижней палатой конгресса США упомянутого выше «акта» открылась «китайская неделя», во время которой предполагалось утвердить целых 28 законодательных документов, затрагивающих самые разные аспекты отношений между двумя ведущими мировыми державами. Но всё же факт принятия весьма специфического Taiwan Conflict Deterrence Act представляется особенно примечательным.
Тайваньская проблема становится органичным элементом трансформации ситуации в регионе в целом
Этот факт ранее уже отмечался в НВО в связи с очередным проведением таких регулярных мероприятий, как американо-филиппинские учения «Баликатан» и Форум островных государств акватории Тихого океана (Pacific Island Forum, PIF). В частности, в сценарий учений «Баликатан», наряду с традиционным мотивом обостряющейся ситуации в Южно-Китайском море, впервые была заложена и Тайваньская проблематика. Что же касается очередного Форума PIF, то указанная проблема просто оказалась в центре интриг, которые вели на полях данного мероприятия обе ведущие мировые державы.
Отметим тенденцию к выдвижению Вашингтоном Филиппин в качестве одного из «фронтменов» в том антикитайском «оркестре», который первым формируется в регионе Юго-Восточной Азии. И упомянутый кандидат на эту роль старается не обмануть ожиданий «дирижёра». В частности, сообщается о попытках Манилы организовать на полях начинающейся очередной Генеральной Ассамблеи ООН «саммит не менее, чем из 20- государств» на тему ситуации, складывающейся в ЮКМ. Говорится также о планах по проведению неких «оборонительных» мероприятий на принадлежащих Филиппинам мелких островах в проливе Лусон, самый северный из которых располагается в 140 км от Тайваня.
То есть, вырисовывается перспектива такого уровня обострения ситуации в ЮКМ и в районе Тайваня, который чреват выходом из-под контроля «дирижёра». Что пока не входит в планы последнего, стремящегося удержать всю систему отношений с КНР в рамках «кризисного управления». Чем занимался во время прошедших в Пекине переговоров советник президента США по национальной безопасности Дж. Салливан.
Та же задача стояла и перед руководителем Индо-Тихоокеанского командования адмиралом С. Папаро в ходе переговоров с руководителем Южного командования НОАК генералом У Янанем, прошедших 10 сентября в формате видеоконференции. Тем же занимался и представитель Пентагона на международном Сяншаньском форуме по безопасности (китайский аналог «Диалога Шангри-Ла», открывшимся через день в Пекине).
Обострение ситуации в субрегионе, который образуют Тайвань и страны ЮВА, беспокоит отнюдь не только непосредственно вовлечённых в неё игроков. В этом плане обратила на себя внимание прошедшая в первой половине сентября 12-дневная поездка Папы Римского Франциска по ряду стран ЮВА и Океании. Официальные цели посещения Индонезии, Папуа-Новой Гвинеи, Восточного Тимора и Сингапура не выходили за рамки окормления местных общин христиан-католиков. Но Папа Франциск слишком значим в современной политике, приобретающей, повторим, всё более напряжённый облик в регионе посещения, чтобы ограничивать цели данной поездки указанным выше образом.
Кстати, его ждали и на Тайване, но никаких ответных сигналов на этот счёт не последовало. Что лишний раз свидетельствует о стремлении Папы Франциска позиционироваться над актуальными политическими схватками. Что же касается КНР, то хотя Пекин не имеет официальных отношений с Ватиканом, но здесь позитивно оценили сам факт данного турне.
На Тайване арестовали одного из лидеров оппозиции
Наконец, обратило на себя внимание случившееся в конце августа примечательное событие на внутриполитическом поле самого Тайваня. Речь идёт о проведенном по запросу прокуратуры аресте лидера третьей по значимости Тайваньской народной партии Кэ Вэньчжэ по делу о подозрениях в коррупции в ходе строительства некоего торгового сооружения в Тайбэе в период его пребывания (до 2022 г.) на посту мэра этого города.
Напомним, что по итогам прошедших в январе с. г. всеобщих выборов ТНП обладает третьей по численности фракцией в парламенте и вместе с занявшим первое место Гоминьданом образует парламентское большинство. Оно находится в оппозиции к президенту, представляющему Демократическую прогрессивную партию, и формируемому им же правительству. Это создаёт определённые неудобства (впрочем, скорее публичного плана) для исполнительной власти острова, действующей фактически бесконтрольно. Именно ДПП и действующий президент Уильям Лай являются проводниками политики Вашингтона на острове.
А поскольку сразу после выборов оппозиция заявила о намерении установить всё же некий контроль относительно президента и правительства, то возникло подозрение о политической ангажированности судебного преследования одного из её лидеров, спровоцировавших массовые уличные акции протеста. На что проправительственная Taipei Times отреагировала двояким образом. С одной стороны отвергаются упомянутые подозрения, но, одновременно, делаются прозрачные намёки на некие «изъяны» в актуальном политическом курсе ТНП.
Что же касается Вашингтона, то ему приходится действовать теперь на Тайване не в столь комфортной обстановке, как это было в предыдущий восьмилетний период безраздельного господства на острове ДПП. Но и методы первого становятся всё более изощрёнными.
О чём, в частности, свидетельствует принятие конгрессом США весьма специфического закона «О предотвращении конфликта вокруг Тайваня».
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»