В период с 26 по 30 августа с. г. на территории одного из островных государств акватории Тихого океана Тонга прошёл очередной (53-й по счёту) саммит региональной конфигурации Pacific Island Forum (PIF). Что стало примечательным событием в том ответвлении «Большой мировой игры», которое развивается сегодня в Индо-Тихоокеанском регионе.
Впрочем, комментаторы данного события достаточно единодушны во мнении о второстепенности всего, что непосредственно связано с функционированием PIF. Значимость же прошедшего в Тонга мероприятия обуславливается фактором очередного проявления на данной международной площадке (как и на всех прочих) обостряющегося столкновения интересов ведущих мировых игроков. «Тень американо-китайских отношений», повисшая над очередной встречей членов PIF, достаточно типичный обобщённый образ, который используется комментаторами данного события.
Однако он недостаточно полон, поскольку в нём всё более заметным образом обозначается присутствие Японии, которая после предыдущей (закончившейся для неё катастрофой) попытки вновь заявляет о своих интересах в акватории Тихого океана. Но на этот раз в компании с прежним врагом и конкурентным образом по отношению к нынешней второй мировой державе, то есть к той же КНР.
Проблема Тайваня в центре коллизий на 53 -м саммите PIF
Между тем практически у всех 18-и полноправных членов данной конфигурации (стран и «отдельных территорий») масса серьёзных, чаще всего схожего плана проблем. Из них первая, которую можно назвать «привнесённой», обозначена выше. Она обусловлена тем фактом, что участники PIF (как и 10 стран Юго-Восточной Азии, входящие в АСЕАН) находятся под воздействием поля растягивающих напряжений, которое создают ведущие мировые игроки в ИТР в целом. Их вовлечённости (зачастую весьма плотной) в различные аспекты деятельности тех или иных участников PIF способствует обладание статусом «партнёра по развитию».
С 1992 г. «партнёрским» статусом, наряду с КНР, обладал и Тайвань, с которым в то время большинство государственных образований акватории Тихого океана поддерживали дипломатические отношения. Но к настоящему времени таковых остались только три участника PIF. У всех остальных установлены дипломатические отношения с КНР, условием чему было согласие с ключевым для Пекина «принципом одного Китая». Поэтому вполне ожидаемо на нынешнем заседании PIF был поднят вопрос о лишении Тайваня. подобного статуса. Сделано это было через представителя наиболее близкой Пекину страны, каковой являются Соломоновы острова.
Но здесь надо сказать, что главный геополитический оппонент КНР прибыл на очередной саммит PIF, скорее всего, предвидя предстоящие баталии. Представительную делегацию США возглавил первый заместитель госсекретаря Курт Кэмпбелл. Видимо с её активностью следует связывать появление «первой редакции» заключительного Коммюнике, в котором подтверждалось то самое решение PIF 1992 г.
Но за прошедшие с тех пор 30 лет ситуация в треугольнике «КНР-PIF-Тайвань» изменилась обозначенным выше радикальным образом. Поэтому выставленный поначалу в качестве «объяснения» упомянутого положения заключительного документа факт продолжения дипломатических отношений с Тайванем тремя членами конфигурации PIF («которые могут и выйти из неё»), выглядел не очень весомо. Так что у присутствовавшего здесь полномочного представителя КНР по делам ИТР Цянь Бо были все основания для заявления о том, что при составлении текста Коммюнике просто возникли некие сбои технического плана. После чего из этого документа была изъята сама тема Тайваня.
Тем не менее газета Taipei Times сообщила о состоявшемся 30 августа подписании МИД Тайваня некоего документа с «секретариатом PIF» о сотрудничестве на последующие три года. Из текста сообщения, однако, следует, что «подписантами» были представители всё тех же упомянутых трёх стран, сохранивших дипломатические отношения с Тайванем, а также некий «сотрудник секретариата PIF».
Кстати, отметим, что в это же время в КНР не менее жаркие баталии с китайскими коллегами на всё ту же тайваньскую тему вёл советник по национальной безопасности США Джейкоб Салливан На заключительной пресс-конференции в Пекине он, в частности, сказал, что уважая «принцип одного Китая», США продолжат вооружать тайваньскую армию.
Прочие проблемы
Однако над всеми странами-участницами PIF довлеет также набор «местных» проблем. Особо угрожающий характер приобретает та, которая обусловлена географией, делающей эти страны «мишенью» едва ли не всех возможных ударов природных стихий.
Укажем лишь на случившееся в начале 2022 г. катастрофическое извержение вулкана на одном из островов того же архипелага Тонга в 70-и километрах от столицы страны Нукуалофа. Нетрудно представить, что это означало для самой Тонга, если возникшее цунами дошло до всех прибрежных стран ареала Тихого океана, а у восточного побережья расположенной в восьми тысячах километрах Японии обнаружили огромные скопления пемзы. Кстати, одним из главных участников ликвидации на Тонга последствий этой катастрофы был Китай, построивший в Нукуалофа и спортзал, в котором заседали лидеры стран-участниц PIF.
Но, к сожалению, хотя «климатическая» проблематика была в центре дискуссий в Нукуалофе, всё, похоже, свелось именно к «проблеме декарбонизации». Как, впрочем, это происходит в последнее время и на всех прочих площадках, на которых ведущие игроки ведут «диалог с глобальным Югом».
Что же касается задачи экономического развития этих стран, то она вряд ли может быть решена без внешней поддержки, которая была бы особенно эффективной в случае согласования усилий ведущих мировых держав, а не в условиях нынешней всеобъемлющей (включая торгово-экономическую сферу) конфронтации между ними. КНР реализует относительно стран PIF одну из ветвей своего глобального проекта Belt and Road Initiative. В то время как США с региональными союзниками пытаются противопоставить BRI целый набор своих проектов, например, инициированную в мае 2022 г. президентом Джозефом Байденом конфигурацию Indo-Pacific Economic Framework (IPEF).
Австралия предоставляет странам-членам PIF услуги полицейского
В отличие от США и КНР, Австралия, которая тоже становится одним из значимых игроков в ИТР, является к тому же полноправным членом PIF, а по факту основным проводником политики Вашингтона в данной региональной конфигурации. В том числе путём занятия в ней лидирующих позиций в крайне важной сфере с обобщённым названием «оборона и безопасность». Причём эти позиции предусмотрены документом — «Бикетавской декларацией», принятым в 2000 -м году на очередном саммите PIF.
Дальнейшим развитием «особого» статуса Австралии стало принятие на 53-м саммите PIF так называемой «Полицейской инициативы» (Pacific Policing Initiative, PPI), основные положения которой изложены на сайте премьер-министра страны. Как следует из пояснений к ним самого премьер-министра Э. Альбанезе, главной задачей данной «инициативы» и тех структур, которые будут созданы для её реализации (включая центр управления в австралийском Брисбене), будет сводиться к обеспечению «стран Тихоокеанского региона возможностями по соблюдению требований закона, порядка и внутренней безопасности».
Отметим, что в условиях неразвитости структур государственного управления большинства островных стран Тихого океана, действительно существует проблема поддержания внутри них, что называется, элементарного порядка. И они заинтересованы в получении в этой сфере деятельности внешней помощи. Китай уже предоставляет её упоминавшимся Соломоновым островам, что вызвало явное раздражение у его геополитических оппонентов. Представляется несомненным, что сам факт выноса на обсуждение и принятие 53-им саммитом PIF «Полицейской инициативы» стало реакцией на развитие отношений КНР с Соломоновыми островами, а также некоторыми другими странами ареала Тихого океана.
В целом же всё происходившее на последнем саммите PIF стало очередным подтверждением превращения ведущими мировыми игроками в арену борьбы едва ли ни всех международных площадок. И это не есть хорошо.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»