EN|FR|RU
Социальные сети:

Шпионский скандал в Южной Корее. Часть 2. История с разоблачением экс-сотрудницы ЦРУ, работавшей на НРС (NIS) Южной Кореи

Константин Асмолов, 02 сентября

Сью Ми Терри

Лето 2024 г. ознаменовалось в РК серией шпионских скандалов, хорошо показывающих ряд внутри- и внешнеполитических проблем страны. Сейчас мы поговорим о скандале между спецслужбами США и РК.

16 июля 2024 г. Федеральная прокуратура США предъявила известному американскому специалисту по КНДР, бывшему офицеру и аналитику ЦРУ Сью Ми Терри обвинение в осуществлении деятельности в интересах РК и нарушении т.н. Закона об иноагентах (FARA). Дама была арестована, но в тот же день освобождена под залог в размере 500 000 долларов.

Кто такая Сью Ми Терри

Этническая кореянка (корейское имя Ким Су Ми, родилась в РК в 1972 году, в 12 лет переехала в США). Имеет степень бакалавра политических наук в Нью-Йоркском университете и степень магистра и доктора философии в области международных отношений в Школе права и дипломатии имени Флетчера при Университете Тафтса.

Сотрудница ЦРУ с 2001 по 2008 гг., после чего перешла на работу в аппарат Совета национальной безопасности Белого дома. Оставив государственную службу в 2010 году, занимала академическую должность в Колумбийском университете, работала старшим научным сотрудником корейского отделения Центра стратегических и международных исследований, затем в Национальном совете по разведке и Национальной безопасности. В 2021 году стала директором Центра корейской истории и государственной политики Фонда Hyundai Motor-Korea в Центре Уилсона в Вашингтоне, округ Колумбия. В последнее время работала старшим научным сотрудником в Совете по международным отношениям (CFR) в Нью-Йорке, где в таком же качестве работает ее муж Макс Бут, консервативный внешнеполитический обозреватель и обозреватель Washington Post.

Часто цитируема в экспертном сообществе как специалист по Северной Корее, регулярно выступала в этом качестве в новостных программах США. В 2023 году сыграла заметную роль в документальном фильме «По ту сторону утопии», в котором рассказывается «об опасных путешествиях северокорейских беглецов в поисках свободы».

Разумеется, после предъявления обвинения многие статьи автора в The Washington Post или Foreign Affairs были снабжены соответствующими примечаниями о том, что текст написан иноагентом.

И в чём её обвиняют

Вопреки ожидаемому, главное обвинение Терри – не шпионаж, хотя некоторые новостные агентства изначально сообщали именно так. В соответствующем пресс-релизе прокурор США Дамиан Уильямс заявил, что Терри «нарушила законы о регистрации иностранных агентов, чтобы обеспечить сотрудникам южнокорейской разведки (NIS) доступ, информацию и адвокатскую деятельность».

Терри предъявлено обвинение в сговоре с целью нарушения FARA, что предусматривает максимальное наказание в виде пяти лет тюремного заключения, и в отказе от регистрации в соответствии с FARA, что предусматривает максимальное наказание в виде пяти лет тюремного заключения.

Согласно обвинительному заключению, после ухода с государственной службы США Терри работала агентом правительства Южной Кореи, не регистрируясь у Генерального прокурора в качестве иностранного агента, как того требует закон. Между тем, принятый в 1938 году для борьбы с нацистской пропагандой FARA требует, что любое лицо, которое ведет политическую и рекламную деятельность, в интересах некого иностранного правительства (то есть, является его агентом влияния), должно пройти регистрацию. Соответственно, если бы Сью Ми Терри официально зарегистрировалась в качестве лоббиста, её действия не встретили бы репрессий. Однако в этом случае ей не разрешили бы занимать должности, которые она ранее занимала в правительстве США и аналитических центрах.

В качестве «иноагента» Терри якобы публично отстаивала политические позиции Южной Кореи, раскрывала «непубличную» (но, что важно, не официально секретную) правительственную информацию США сотрудникам южнокорейской разведки и занималась лоббизмом, позволяя представителям Сеула получать доступ к правительственным чиновникам США.

В 31-страничном обвинительном заключении утверждается, что Терри начала работать в качестве иностранного агента в 2013 году, когда к ней обратились «кураторы», выдававшие себя за южнокорейских дипломатов. В обмен на свою работу в течение последующего десятилетия она получала дорогие обеды и предметы роскоши, в том числе пальто Dolce & Gabbana стоимостью 2845 долларов, сумочку Bottega Veneta стоимостью 2950 долларов и сумку Louis Vuitton стоимостью 3450 долларов. А также более 37 000 долларов на финансирование государственной программы по делам Кореи, которую она контролировала – обвинение считает это скрытой взяткой.

Подобное якобы подтверждается фото, на которых «куратор» НРС РК (NIS) (предположительно, руководитель резидентуры в Вашингтоне, округ Колумбия) 16 апреля 2021 года покупает для Сью Ми Терри сумочку Louis Vuitton. Он и ещё один «куратор» попали на камеру, когда они угощали Терри в высококлассных ресторанах на Манхэттене и покупали роскошные сумки и пальто.

Еще есть две фотографии, на которых запечатлены записи, сделанные Терри во время или до частной и нераскрытой встречи между госсекретарем США, высокопоставленными сотрудниками Госдепартамента и пятью корейскими экспертами, включая Терри, состоявшейся 22 июня 2022 года в здании Государственного департамента.

Кроме того, в обвинительном заключении упоминается, что в апреле 2021 года Терри обсуждала с сотрудником южнокорейской разведки свои «тесные отношения с высокопоставленным сотрудником Госдепартамента, отвечающим за корейские дела, который ранее занимал руководящие должности в ЦРУ и Национальном совете по разведке. Предполагается, что это спецпредставитель США по КНДР Чон Пак, ушедшая в отставку в начале июля 2024 г.

Как отмечает журналист и аналитик Олег Кирьянов со ссылкой на результаты расследования ФБР, Терри, видимо, попросили уйти со службы в ЦРУ «по собственному желанию» вместо увольнения, поскольку были подтверждены её контакты с разведкой РК.

Защита же говорит о её невиновности. По словам адвоката Терри, Ли Волоски, она не имеет допуска к секретной информации более десяти лет, записки были тезисами к докладу, а не конспектом содержания закрытой встречи, и её взгляды на вопросы, касающиеся Корейского полуострова, были неизменными на протяжении многих лет.

Волоски имеет в виду правление Мун Чжэ Ина, но по личности этого адвоката мы не можем не пройтись, ибо именно этот человек с весьма специфической биографией развалил дело «Свободного Чосона» ‒ тех самых антисеверокорейских террористов, которых автор подозревает как минимум в убийстве Ким Чен Нама. Залог в полмиллиона, найденный в тот же день, тоже о чем-то говорит.

Складывается впечатление, что дело Терри хотят превратить в показательное. Кристи Кертис, исполняющая обязанности помощника директора нью-йоркского отделения ФБР, отметила, что Терри якобы занималась этим, несмотря на «неоднократные предупреждения», и «её предполагаемые действия представляли серьезную угрозу национальной безопасности.

Мэтью Миллер, представитель Госдепартамента, отказался комментировать обвинительное заключение, назвав его «текущим делом правоохранительных органов», но он коснулся общего характера FARA.

Реакция Сеула и международного сообщества

В правительстве РК дело Терри стало поводом для дискуссий по нескольким направлениям.

Первое касалось того, в какой мере ситуация повлияет на отношения между Сеулом и Вашингтоном или работу южнокорейских дипломатов в Соединенных Штатах.

29 июля во время брифинга Национальной разведывательной службы Южной Кореи для членов постоянного комитета по разведке Национального собрания было заявлено, что инцидент с обвинением Сью Ми Терри не нанёс абсолютно никакого ущерба альянсу США и РК и не привёл к сложностям во взаимодействии разведок двух государств.

Большинство экспертов тоже сошлось во мнении, что скандал не повлияет на отношения между Южной Кореей и США, хотя некоторые высказывали предположение, что обвинения Терри могут быть негласным предупреждением разведывательному сообществу Южной Кореи.

Генри Сонг, правозащитник из Вашингтона, округ Колумбия, сказал, что обвинение и арест Сью Ми Терри вызвали у него и не только чувство глубокого шока и неожиданности. Если обвинения верны, то Терри вела себя неподобающим образом. «Лгать Конгрессу и принимать дорогие подарки ‒ это самая глупая вещь, которую кто-либо может сделать».

Второе дискуссионное направление было сконцентрировано на выяснение обстоятельств, каким же образом Терри раскрыли и кто вообще виноват в провале.

17 июля NIS сообщила, что Южная Корея тесно взаимодействует с разведывательными органами США по поводу Терри. Сейчас спецслужба под огнем. В интервью СМИ бывший директор NIS Ли Чжон Чхан раскритиковал разведывательное управление за жестокое обращение со своим ключевым информатором.

18 июля в администрации президента РК заявили о намерении провести необходимые проверки и принять дисциплинарные меры в отношении лиц, причастных к этому делу, а также возложили всю вину за произошедшее на предыдущую администрацию Мун Чжэ Ина, «развалившую разведку».

Профессор Чу Чжэ У идет дальше, отмечая, что оба случая попадания «кураторов» на камеру случились в правление Муна из-за проведенных при предыдущем правительстве кадровых перестановок в результате которых «неподготовленные люди заменили хорошо подготовленных агентов и были направлены в зарубежные резидентуры для проведения тайных операций».

19 июля правящая при Муне, а ныне оппозиционная Демократическая партия обрушилась с критикой на администрацию президента, которая «безосновательно обвиняет бывшую администрацию, но может ли правительство Юн Сок Еля действительно утверждать, что вообще не знало Сью Ми Терри. Более того, Терри имела больше контактов с разведкой при администрации Юна, чем при предыдущих администрациях.

Отдельная тема дискуссий – как ФБР получило столь серьезнее доказательства, особенно фотографии конспекта. Мнения расходятся, и существуют две основные версии. Представитель Демократической партии Пак Сун Вон (отработал 4 года в разведке и дорос до первого зама директора, отвечающим за зарубежные операции) заявил, что фотографии, вероятно, появились в результате кибератаки ФБР, взломавших телефон сотрудника NIS.

Чхве Су Ен, бывший агент NIS, работавший над секретными операциями в Северной Корее, утверждал, что фотографии рукописных заметок Терри могли быть переданы ФБР «кротом» из NIS. Более того, такими кротами, возможно, руководит Северная Корея. Атака на Сью Ми Терри могло быть результатом тайной операции крипточучхэйцев в разведке после выхода в 2023 году документального фильма «По ту сторону утопии».

Третье направление. Был поднят вопрос о том, что РК нужно не только внести коррективы в собственное определение шпионажа, но и ввести в Южной Корее свой аналог FARA, согласно которому те, кто получал средства от иностранных правительств и работал на них, не раскрывая свою личность, могут столкнуться с наказанием, независимо от их гражданства.

Скорее всего, FARA в Южной Корее будет нацелен на борьбу с китайским политическим лобби, существование которого активно муссируется консерваторами. Неслучайно его лоббисты вспоминают, как «Канада и Австралия приняли различные меры, включая закрытие государственных институтов Конфуция, в ответ на действия Китая по распространению влияния на их территории».

Но вернемся к скандалу. Конечно, он еще вызовет спорные и взаимные обвинения на Юге, но Сью Ми Терри – отнюдь не Мата Хари, и похоже, что США на её примере просто хотят показать всем, что правила по иноагентам распространяются и на страны-союзники. А для российской аудитории это еще и повод подумать про то, надо ли как-то квалифицировать и регулировать политический лоббизм в интересах иностранных держав.

 

Константин АСМОЛОВ, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

More on this topic
Эфиопия: к новой логике формирования баланса сил
Приговор Пак Кын Хе утвержден и дискуссии о помиловании
Почему Трамп не может забыть о Гренландии?
Почему АООС США по-прежнему не видит проблем с глифосатом?
США усиленно стремятся подорвать влияние России и Китая в Центральной Азии