EN|FR|RU
Социальные сети:

Как все-таки называть южнокорейский праздник 15 октября?

Константин Асмолов, 23 августа

южнокорейский праздник 15 октября

В преддверии одного из важнейших государственных праздников Республики Корея в стране разразился политический скандал, связанный с назначением директором Зала независимости Кореи (крупнейший музейный комплекс, посвященный истории национально-освободительного движения) человека по имени Ким Хен Сок, которого критикуют за высказывания, которые рассматриваются как прояпонские и искажающие историю.

Разделенный праздник 

15 августа 2024 г. оппозиционные партии, а также ряд общественных организаций, чтущих память борцов за независимость, бойкотировали правительственную церемонию по случаю 79-й годовщины освобождения Кореи от японского колониального ига. Они провели отдельную церемонию в парке Хёчхан в центре Сеула, выступая против назначения Ким Хён Сока. Среди участников альтернативной церемонии были лидер парламентской фракции демпартии Пак Чхан Дэ и глава Партии Обновления Отечества Чо Гук.

Раскол прошел даже через ближний круг президента Юн Сок Еля: один из самых жестких критиков назначения Кима это 88-летний Ли Чжон Чхан, лидер НГО «Наследие независимости Кореи», объединяющего потомков активистов национально-освободительного движения.

В итоге «Корея Таймс вышла с редакционной статьей «Исторический спор раскалывает нацию в критический момент», а правящая консервативная партия заявила, что призывы к отставке Ким Хён Сока и бойкот официальной церемонии – это не более чем политический манёвр с целью ослабления значения Дня освобождения.

В чем же так «виноват» Ким? 

По словам Пак Чхан Дэ, он «делал абсурдные замечания, заявляя, что прояпонские действия не следует приравнивать к антинациональным действиям, а японское колониальное правление способствовало модернизации корейского общества». С учетом того, что директор Зала независимости Кореи — это «ключевой пост, который отражает дух движения за независимость Кореи», это оскорбление национальной гордости. «Наследие независимости Кореи» заявляет, что Ким «оправдывает колониальное правление и называет национальность нашего народа японской в течение (колониального периода)», будучи частью политического движения «Новые правые», которое оправдывает колониальную оккупацию Кореи императорской Японией как источник ее модернизации и просвещения.

Обвинения якобы согласуются с недавно появившимся в Сети видео, на котором во время частной лекции Ким говорит, что те, кто считает, что День освобождения — 15 августа 1945 года, плохо знают историю: «Первое правительство (Южной Кореи) было создано 15 августа 1948 года — с этого момента начинается Республика Корея». Они указывают на прояпонскую позицию Кима. В 2023 году Ким также говорил, что «Республика Корея была образована 15 августа 1948 года, когда было сформировано правительство, а не 15 августа 1945 года, когда страна была освобождена от японского колониального господства».

Кроме того, «Наследие» утверждает, что, по мнению Кима, во время колониальной оккупации корейцы “были гражданами Японии”. Это противоречит убеждениям организации о том, что корейцы никогда не были гражданами Японии, поскольку к ним никогда не относились так же, как к собственно японцам. Однако с формальной точки зрения Ким прав, и политика этноцида заключалась в том, чтобы убрать различия и полностью «ояпонить» корейцев в рамках лозунга «Япония и Корея в одном теле».

Ким опровергает  утверждения о том, что он является членом движения «Новые правые», и у него нет намерения позорить борцов за независимость или защищать колониальное правление Японии в Корее, считая себя жертвой охоты на ведьм. Но заявляет, что намеревался сосредоточиться на восстановлении репутации некоторых прояпонских коллаборационистов, которые, по его мнению, были несправедливо обвинены в предательстве.

Однако! Если бы директор Зала независимости много и постоянно высказывал прояпонскую позицию, то оппозиционные СМИ с радостью разносили бы эти цитаты (а этого в данном случае нет). Выходит, что самая страшная еретическая мысль заключается в утверждении о том, что РК была создана 15 августа 1948 года, а не раньше. И чтобы разобраться в правоте этого тезиса, нам нужен подробный экскурс в историю.

Происхождение термина «Республика Корея» и ее Временное правительство образца 1919 г. 

Корея обрела независимость от японского колониального господства 15 августа 1945 года, после капитуляции Японии во Второй мировой войне. Этот праздник отмечается в РК как т.н. День Возрождения (Кванбокчоль), и о том, что в этот день в КНДР и РК отмечают разное, мы уже писали. Но почему – Возрождение?

Большую часть правления династии Ли Корея использовала для самоназвания Корея использовала термин «Чосон», который можно перевести как «Страна утренней свежести». Этот же термин позднее применительно к Корее использовали японцы. Однако, в 1897 году под давлением Общества независимости государь Кочжон принял императорский титул, чтобы формально встать на одну ступень с окружающими правителями Японии, Китая и России. Смотрелось это несколько карикатурно, но для корейских националистов имело очень важное значение.

Так на смену королевству Чосон пришла «Великая Корейская Империя» (кор. Тэхан Чегук), где за «корейскость» отвечал термин «хан», означавший корейцев как нацию.

В 1919 году на волне потрясшего полуостров Первомартовского движения за независимость с марта по апрель 1919 г. в Корее и за её пределами было создано пять временных правительств, причем среди их лидеров фигурировали одни и те же лица. Так, 9 апреля в Сеуле было создано Народное правительство Корейской республики (Чосон мингук инмин чонбу), где президентом был объявлен Сон Бён Хи, а вице-президентом постоянно находившийся в США Ли Сын Ман. 11 апреля 1919 г. на территории французского сеттльмента в Шанхае было создано Временное правительство Корейской Республики (Тэхан мингук имси чонбу), где председателем парламента был объявлен Ли Дон Нён, а премьер-министром Ли Сын Ман. Наконец, 23 апреля в Сеуле было образовано правительство Хансон, которое возглавили «политический лидер» Ли Сын Ман и глава правительства Ли Дон Хви. Его члены разработали Временную Конституцию страны, Ли Сын Ман открыл в Вашингтоне его представительство Хансона, а в контактах с иностранными государствами называл себя его президентом, хотя внутри Кореи японцы достаточно быстро арестовали всех активистов, имевших отношение к организации. Как отмечает известный южнокорейский Хан Ён У, из перечисленных пяти правительств только Хансонское было юридически оформлено, остальные представляли собой в какой-то мере структурно организованные институты.

9 ноября 1919 г., не разгромленные к тому времени структуры объединились во Временное правительство Корейской республики (ВП РК, кор. Тэхан мингук имси чонбу) со ставкой в Шанхае – большой город был удобен для тесного сотрудничества с китайским гоминьдановским правительством и со странами Европы. Что же до терминов, то иероглиф «че», означающий императора, был заменён на иероглиф «мин», означающий народ, а этноним «Тэхан» для обозначения Кореи остался прежним, поскольку подчёркивал определённую преемственность с Корейской Империей. Это важно, т.к. в названиях иных организаций могли, как видно, использоваться другие обозначения.

Контроля над всем движением у ВП РК не было. Более того, в июне 1921 г. в Пекине состоялся съезд 15-ти эмигрантских организаций, который постановил считать Временное правительство «самозваным» и «распустил» его. Естественно, это решение осталось сотрясением воздуха, и те, кто продолжал считать ВП РК легитимным, остались при своем мнении.

Первым президентом РК образца 1919 года стал Ли Сын Ман, который уже тогда воспринимался как видный деятель в рамках корейской диаспоры в Америке. Уже тогда он был записным американофилом и конфликтовал и с левыми, и с правыми националистами. В итоге, когда в 1925 г. Ли Сын Ман предложил превратить Корею в подмандатную территорию США, его сняли с поста.

После того как в 1931 г. японцы оккупировали Маньчжурию, Ли Сын Ман, который продолжал постоянно пребывать в Америке, предложил распустить ВП РК, а его членам – разъехаться по разным странам и искать там поддержку и помощь. Решение встретило резкий отпор, и Ли Сын Ман вообще был изгнан из состава правительства.

После этого временное правительство РК было в руках традиционалистов, и с начала 1930х годов первым человеком там стал Ким Гу, политическая программа которого включала в себя республиканский строй, плановую экономику, возложение на государство расходов по просвещению и внешнюю политику, основанную на принципе «весь мир — одна семья», что подразумевало равенство и взаимопомощь народов.

Ким Гу не любил ни коммунистов, ни западников, и ориентировался скорее на гоминьдановский Китай, от чего ему не особенно доверяли ни в Москве, ни в Вашингтоне. Тем не менее Ким сумел превратить временное правительство в эффективно работающую структуру, и в 1940 г. у ВП РК появились свои вооруженные силы – Армия Возрождения Родины, но по утверждению Б. Камингса, в отличие от партизан Ким Ир Сена или Корпуса корейских коммунистов при Мао Цзэдуне, эта армия так и не получила реального боевого опыта в столкновениях с японцами.

Что же до Ли Сын Мана, то в 1935 г. он написал Ким Гу покаянное письмо и предложил свои услуги, после чего получил пост министра иностранных дел. Однако с началом второй мировой войны Ли Сын Ман снискал себе поддержку влиятельных военных кругов США, стараясь отделить себя от Ким Гу и представить именно себя наиболее компетентным и ведущим лидером с тем, чтобы после освобождения власть в Корее досталась ему.

Как бы то ни было, Временное правительство Республики Корея просуществовало до конца Второй мировой войны (27 лет — весьма большой срок для правительства в изгнании) и могло претендовать на статус правительства в изгнании, однако признавать его никто из иностранных государств не хотел. Американцы оказывали ему поддержку, но признавать не торопились. В Советском Союзе из-за одиозности Ли Сын Мана оно имело скорее отрицательную репутацию.

РК-1919 против РК-1948 

Автор не раз отмечал, что к величайшему сожалению корейского народа освобождение Кореи не оказалось заслугой самих корейцев. Ни красные партизаны, ни тем более войска ВП РК не принимали участия в боях за полуостров.

До начала Холодной войны по итогам московского совещания декабря 1945 года Москва и Вашингтон видели Корею страной под двусторонней опекой, которой в должное время, будет предоставлена независимость. Передавать власть Ким Гу никто не собирался. Госдепартамент США был осведомлен и о борьбе фракций в составе Временного правительства, и об отсутствии у него серьезной массовой поддержки не только на родине, но и среди корейских эмигрантов в Китае. Поэтому там считали неблагоразумным оказывать помощь только одной политической группе корейских националистов. Масло в огонь подливал и Ли Сын Ман, который позиционировал себя как более подходящую и самостоятельную фигуру. В итоге Ким Гу и члены ВП РК вернулись на Юг Кореи как частные лица, быстро возглавившие движение за скорейшее обретение независимости,

Между тем, Ли Сын Ман сразу стал играть в собственные игры и до официального начала Холодной войны начал убеждать американское руководство, что не стоит ждать общекорейских выборов, а лучше создать на южной половине полуострова «демократическое государство» во главе с собой любимым. Начало Холодной войны, разумеется, дало поддержку подобным начинаниям. И когда советско-американское взаимодействие по исполнению решений Московского совещания зашло в тупик, США передали корейский вопрос в ООН, что и привело к созданию на Корейском полуострове двух государств.

Ким Гу, оставаясь не менее влиятельным южнокорейским политиком чем Ли Сын Ман, до последнего выступал против проведения на Юге сепаратных выборов. Он пытался сохранить единый фронт, ездил на Север договариваться с Ким Ир Сеном, но не смог преодолеть тренды холодной войны. Когда сепаратные выборы все же случились, поэтому он решил бойкотировать выборы, утверждая, что единственным легитимным правителем Кореи со времен Первомартовского движения является ВП РК, которое, заметим, никто официально не распускал.

На всеобщих выборах партия Ли Сын Мана не получила большинства в парламенте и противостояние законодательной и исполнительной властей было похоже на нынешнее. Поэтому депутаты утвердили официальное название страны «Республика Корея» (Тэхан Мингук), которое существовало со времен Временного правительства, а праздник назвали днем Возрождения, проводя линию преемственности к ВП РК.

Однако, в последующем строительстве государства Ким Гу и его фракция не принимали деятельного участия и находились скорее на вторых ролях, а сам Ким в 1949 году был предательски убит в собственном доме по приказу Ли Сын Мана.

«Новые правые» и современные исторические нарративы демократов 

Термин «новые правые» появился при Ли Мен Баке, объединяя группу консервативных историков и экономистов, разделяющих следующие тезисы.

  • Корейская империя была прогнившим режимом, и навязанная японцами колониальная модернизация (несмотря не все перегибы) принесла стране больше блага, чем зла. Специализируясь в экономической истории, они легко доказывают это фактами.
  • Создание РК – заслуга Ли Сын Мана, которого вообще отбеливают всеми способами. ВП РК не имеет к этому никакого отношения. Потому никакого «возрождения» не было, а праздник надо переименовать в День основания/строительства государства (кор. Конгукчоль)
  • Антияпонизм как элемент южнокорейской идеологии нуждается в пересмотре.

Критики обвиняют «Новых правых» в прояпонизме и замалчивании колониальных зверств, преступлений и дискриминации, а пассаж о том, что истинное освобождение Кореи началось в 1948 году под руководством Ли Сын Мана, подрывает роль и значение всех борцов за независимость.

В свою очередь, демократы пестуют свой специфический исторический нарратив, в рамках которого они позиционируют себя как духовных потомков национально-освободительного движения, стержневым элементом которого является ВП РК. Более того, консерваторы в рамках этой концепции оказываются духовными наследниками коллаборационистов, в которые записывают и Ли Сын Мана, который по внутриполитическим соображениям блокировал проведение массовых люстраций. Разумеется, при таком раскладе «Республика Корея» оказывается основанной 11 апреля 1919 года, — еще до создания единого ВП РК в ноябре, а когда данное наименование впервые употребили.

Перенести дату национального праздника на апрель демократы пока не требуют, но активно утверждают, что администрация Юна планирует объявить 1948 год годом основания Кореи и переименовать праздник, а назначение Ким Хен Сока директором музея – предвестник подобного курса, Тем более, что это не первое назначение такого рода — главой Академии Корееведения стал Ким Нак Ен, который руководил несколькими исследовательскими проектами, посвященными экономическому росту в колониальный период Японии, разделяя тезис о колониальной модернизации. “Учреждения, которым поручено проводить исследования истории Кореи с моральной точки зрения, стали рассадниками прояпонских сил, подобных вирусу”, — вопиет Пак Чхан Дэ.

Демократы утверждают, что президент Юн находится под сильным влиянием «новых правых», что доказывается его риторикой по японскому вопросу. Однако представитель администрации президента заявил агентству Ёнхап, что «правительство и администрация президента никогда не упоминали о дне основания страны и не пытались настаивать на этом». Ким Хен Сок тоже ясно выразил свое несогласие с идеей переименования праздника в День основания страны.

Подведем итог: несмотря на использование одного и того же названия, РК-1919 и РК-1948 – это всё-таки разные проекты, и даже то, что Ли Сын Ман был первым президентом РК-1919, не создаёт основу для прямой, «технической» преемственности. РК образца 1948 года действительно была не проектом Ким Гу, а проектом Ли Сын Мана и его окружения. Не пойдя на выборы, Ким Гу сам устранился от строительства новой страны.

Духовную преемственность между ВП РК и нынешней РК проводить можно, и обстоятельства создания РК не умаляют стараний корейских патриотов, но баталии вокруг праздника надо рассматривать с учетом того, что сейчас и консерваторы, и демократы создают свою историческую мифологию. А обвинения в попирании святынь и оправдании преступлений Японии – удобный и убойный аргумент.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

More on this topic
Визит президента РК в США: анализ основных документов и выступлений. Часть 3. Российская (и китайская тема) на саммите президентов США и РК
Премьер-министр и руководитель МИД Японии вновь отправились за границу на фоне возрастающей турбулентности внутри страны
К покушению на Сон Ён Гиля
Движутся ли США к гражданскому конфликту?
Пятый межкорейский саммит: соглашение между военными начинает работать?