Углубившийся ближневосточный кризис и новые конфликты могут привести к трансформации политической карты региона. Станет ли Палестина новым государством? А если да, то, что же с Курдистаном?
«Всё течёт, всё меняется…»
Мировая история с античных времён свидетельствует, что нет вечных границ и вечных государств. Всё со временем, как утверждал греческий философ V в. до н.э. Гераклит, меняется. Меняются государства, меняется состав их населения, а с ними меняются культура и нравы. Таковы законы социальной истории. Всему причина конфликт интересов, кризисы и войны, борьба за ресурсы и право сильного.
Ближний Восток в силу своей географии, истории, ресурсов, этнических и религиозных противоречий остаётся центром столкновения интересов и конфликтов. Вот и сейчас данный регион становится ареной новых перемен, где группируются силы, происходят конфликты и зреет переформатирование границ. Последнее является отражением не только внутренних противоречий местных народов, но и региональных интересов крупных держав.
Запад, управляемый США, в ситуации острого столкновения геополитических и геоэкономических интересов с Китаем и Россией, рассчитывает не допустить системных перемен на Ближнем Востоке, что может повредить их монополии, стимулировать независимый курс ключевых и ресурсных стран региона, лишить контроля над транзитными коммуникациями и водными бассейнами. США не могут себе позволить потерять богатейший Арабский Восток и пытаются вернуть влияние на Иран.
В этой парадигме региональная стратегия Вашингтона допускает применение всех методов борьбы (включая инициирование новых конфликтов, хаоса и формирование новых зависимых от них государств). Ставка американцев на Израиль приводит к колоссальному отвлечению сил и столкновению с новыми вызовами. Ирак, Сирия и Израиль стали вновь очагами возобновляемых конфликтов.
Сегодня международное сообщество требует от властей Израиля прекращения военных действий в секторе Газа, осуждает политику расизма и геноцида. Мир склоняется к разрешению арабо-израильского конфликта через признание независимости Палестины и создание международных механизмов обеспечения безопасности.
Однако, если четырём миллионам палестинцев предлагается образование очередной арабской государственности, то как быть с судьбой почти 40-миллионного курдского населения в пределах Турции, Ирана, Ирака и Сирии? Этот вопрос изначально в международной дипломатии получил признание в решениях Берлинского конгресса, был частью Версальской договорной системы (в частности, Севрского и Лозаннского договоров) по итогам Первой мировой войны. Однако курдский вопрос до сих пор не получил окончательного политического и международно-правового разрешения.
США, манипулируя курдским вопросом в Сирии, вновь пытаются детонировать Ближний Восток
Как правило, лидеры англосаксонского мира (США и Великобритания) используют этнополитические проблемы в своих геополитических играх. Суть их комбинаций сводится к внедрению в тот или иной регион через стереотипные лозунги «защиты нацменьшинств» и идей «справедливости и демократии». Америка, противопоставляя этнические общины местным политическим режимам, оказывает давление на последних.
Пример американской операции «Свободный Ирак» 2003 г. по оккупации Ирака тому яркое свидетельство. В итоге свержения режима Саддама Хусейна современный Ирак оказался в состоянии хаоса и разрухи, фактически единое государство разделено на три противоречивые части: суннитское, шиитское и курдское. В Иракском Курдистане США сделали ставку на движение Барзани с центром в Эрбиле, ибо там есть нефть. Здесь же США разместили ряд своих передовых оперативных военных баз (авиабаза Аль-Харир, лагеря Локи, Зайтун, Харир и др.) и открыли генконсульство.
По запасам нефти Ирак занимает 5-е место в мире. США намерены инвестировать в иракский нефтяной сектор 100 млрд долл. И в этом плане проект «Иракский Курдистан» приобретает для Вашингтона особую ценность, что и стало предпосылкой проведения здесь референдума в сентябре 2017 г. и его автономизации. Иракский Курдистан стал прочным оплотом Соединённых Штатов в регионе, тесные союзнические отношения базируются на том факте, что военная интервенция США в Ирак в 2003 г. привела к созданию широкой курдской автономии в рамках государства.
Соответствующую политику США пытаются провести и в курдонаселённых районах Сирии, то есть в Сирийском Курдистане (Рожаве). С самого начала сирийского гражданского конфликта США обращали внимание на местные курдские политические и боевые организации (в частности, Партию демократического союза – PYD, Сирийский курдский национальный совет – ENKS, Отряды народной самообороны – YPG), которые ориентируются на Иракский Курдистан. Вашингтон стремится отделить сирийские территории на восточному берегу реки Евфрат и создать здесь очередную курдскую автономию, примыкающую к границам Иракского Курдистана.
В разное время высокопоставленные официальные лица США (например, вице-президент Майк Пенс, спецпредставитель президента США по Сирии Джеймс Джеффри, генконсул в Эрбиле Стивен Фагин и др.) вели переговоры с руководством Иракского Курдистана (Нечирваном и Масруром Барзани) на предмет содействия объединению курдских групп в Сирии.
Конечно, подобная политика США в курдском вопросе вызвала бурю негодования со стороны их союзника по НАТО Турции, ибо становление двух курдских образований, примыкающих друг к другу, может создать угрозу вовлечения в данный процесс Турецкого Курдистана. Это и предопределило в 2016 г. вторжение турецких сил в северные районы Сирии с лозунгом образования 30-ти километровой «зоны безопасности» от угроз курдского сепаратизма с обвинением сирийских PYD и ENKS в связях с запрещённой в Турции террористической организацией Рабочая партия Курдистана (РПК).
Тогда президент США Д. Трамп фактически бросил и предал сирийских курдов в том же Манбидже и Африне, ибо на ультиматум Р. Эрдогана ответил выводом своих сил и отказом курдам в вооружении. В итоге сирийские курды вынуждены были оставить ряд своих занятых позиций и отступить. Таким образом, ставка лидеров Сирийского Курдистана на США оказалась роковой для национального самоопределения в САР.
Администрация президента Джозефа Байдена продолжила усилия по обеспечению единства курдских сил в Ираке и Сирии. Соответственно, американские эмиссары обещают курдам как политическую, так и военную и финансовую поддержку. В условиях турбулентных процессов на Ближнем Востоке, США, очевидно, желают в лице Рожавы разжечь новое пламя конфликта с целью отвлечения региональных сил (например, той же Турции и Ирана) от событий палестино-израильского конфликта.
Уже сейчас запускается идея проведения аналогичного Иракскому Курдистану референдума по созданию независимого или автономного Сирийского Курдистана, что вызывает негативную реакцию Дамаска, Анкары, Тегерана и Багдада.
Анкара в ответ на референдум в Рожаве может восстановить отношения с Дамаском
Понятно, что международная поддержка независимости 4-х миллионам палестинцев в Израиле вызывает аналогичные настроения у 5-ти миллионов курдов в той же Сирии. Однако вмешательство Запада во внутренние процессы ближневосточных стран с игнорированием их интересов способны свести на нет усилия американской дипломатии.
Турция понимает, что усиление США в курдском вопросе обернётся для них новой угрозой курдского сепаратизма. Ибо от чего же турецкие курды (где их несравнимо больше, чем в соседних странах) будут отказываться от той же политики независимости или автономии. Именно поэтому Турция, скорее всего, при содействии России и Ирана согласится на переговоры с Сирией на предмет восстановления дипотношений и сотрудничества в курдском вопросе.
Ранее Башар Асад в части прямых переговоров с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом отмечал только одно условие, то есть вывод турецких войск из северных районов САР. В частности, он говорил: «Мы открыты для всех инициатив, связанных с восстановлением отношений с Турцией и основанных на суверенитете сирийского государства над всей территорией».
Но в условиях наступательной стратегии США, видимо, Анкара и Дамаск пошли на некий компромисс при поддержке Москвы, что позволило лидерам двух стран в последнее время официально заявить о готовности к прямым переговорам и восстановления дипломатических отношений. Так, президент Турции Р. Эрдоган напомнил, что ранее они с Б. Асадом были друзьями и дружили семьями, и сейчас он не видит препятствий для восстановления дипломатических отношений между странами.
Между тем, 26 июня в Дамаске побывал спецпредставитель президента России А. Лаврентьев и был принят президентом САР Б. Асадом. По итогам встречи Лаврентьев по сирийскому урегулированию заявил, что Дамаск «открыт для всех инициатив, направленных на улучшение отношений с Турцией, если этот процесс будет основываться на уважении к суверенитету и стремлению сирийского государства восстановить его над всей территорией страны».
В итоге принято решение в Багдаде начать турецко-сирийский переговорный процесс в присутствии представителей России и Ирака для восстановления отношений между Турцией и Сирией. Подобная тенденция сближения Анкары и Дамаска получила поддержку со стороны Саудовской Аравии, ОАЭ, России, Китая и Ирана.
Радикальные силы в Турции (в частности, Партия националистического движения Довлета Бахчели) могут, конечно, делать резкие антиамериканские заявления, предлагать США создать очередной (51-й) штат для курдских переселенцев. Однако в Анкаре понимают, что слова в политике мало что значат без силы. Соответственно, без участия других крупных держав (включая России) тема курдов не может получить разрешения, а туркам пора делать правильный выбор.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»