Состоявшаяся встреча президентов России и Турции на «полях» саммита ШОС в Астане не решила все проблемные вопросы, но констатировала «поступательное развитие» двусторонних отношений.
Какие сложности определяют проблематику современных российско-турецких отношений?
Следует признать, что фактически за всю богатую историю двусторонних отношений Россия и Турция не имели столь продолжительного периода взаимовыгодного партнёрства. Во многом благодаря личному подходу действующих лидеров – президентов В. Путина и Р. Эрдогана, российско-турецкие отношения в первой четверти ХХI в. приобрели устойчивый партнёрский характер.
Был период, когда вслед за развалом СССР Турция заняла по отношению к России откровенно недружественную позицию: поддержала реализацию транспортно-энергетических проектов в обход нашей территории на Южном Кавказе, оказывала содействие сепаратистскому движению на Северном Кавказе, в сотрудничестве со спецслужбами стран НАТО (особенно Великобритании и США) проводила активную разведывательно-подрывную деятельность на российском направлении.
На смену конфронтации Анкара стала применять политику сотрудничества. За эти годы Турция получила большие выгоды от торгово-экономических связей с Россией в области туризма, строительства, энергетики.
В частности, российские туристы ежегодно приносят миллиарды долларов в турецкую казну; российский рынок строительства стал фактически монополией турецких подрядчиков с ключевым участием «Ренессанс холдинга» во главе с Эрманом Ылыджаком; Турция получила два российских газопровода («Голубой поток» и «Турецкий поток»); Росатом построил первый в турецкой истории АЭС «Аккую»; турецкий реэкспорт стал «золотой жилой» роста товарооборота с Россией в условиях объявленных Западом санкций; Анкара извлекла немалые выгоды от «зерновой сделки» с Россией в условиях украинского кризиса.
К тому же, Турция не ограничивалась лишь торговыми связями с Россией. Будучи членом НАТО, Турция, вопреки позиции США, осуществила «военную сделку» с РФ и закупила ЗРК С-400 «Триумф». Выгодное во многом для Турции партнёрство имело место и в вопросах региональной безопасности (в частности, в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе).
Таким образом, Турция стала укреплять статус региональной державы, внедрилась на часть Северной Африки, оккупировала ряд северных территорий Сирии, решила карабахский вопрос в пользу своего стратегического союзника на Южном Кавказе Азербайджана, получила исторические возможности для прорыва в Центральную Азию, повышения своей транзитной привлекательности в глазах Европы и перспективу реализации доктрины пантуранизма.
Всего этого сложно было бы представить при сохранении конфронтационной стратегии в отношении России. К тому же, Москва возлагала определённые надежды на «турецкое окно» в остальной мир в условиях западных санкций из-за СВО, предложила Анкаре и более амбициозный энергетический проект по «газовому хабу» в Восточной Фракии. Последнее позволяет туркам получать колоссальные возможности в плане льготных цен на русский газ (не говоря уже об отсрочках газовых платежей на сотни миллионов долларов), совместной продажи газа и влияния на мировые цены.
Однако, если 2022 г. оказался стремительным в развитии российско-турецких отношений, подняв торговый оборот в 2 раза и доведя его до 60 млрд долл., то в последующем этот показатель стал снижаться. Россия своим конструктивным отношением и экономическим партнёрством активно поддержала Реджепа Эрдогана на сложных президентских выборах 2023 г. Но в реальности Эрдоган после сохранения власти стал демонстрировать иной подход к Москве.
В деле посредничества и мирного урегулирования военно-политического кризиса на Украине Анкара на словах говорит одно, а в реальности и политически и военно-технически поддерживает киевский режим в рамках стратегии НАТО. С началом же 2024 г. новый прозападный экономический блок турецкого правительства во главе с министром финансов и казначейства Мехметом Шимшеком стал всё чаще ссылаться на «давление США» по режиму санкций и создавать ощутимые проблемы для банковских платежей и переводов российскому бизнесу и задействованным на российском рынке турецким компаниям.
Последнее привело к очередной стагнации российско-турецких торговых связей. Согласно мнению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Александра Новака, с началом 2024 г. наши торговые связи с Турцией по сравнению с тем же периодом 2023 г. сократились на 1%, то есть нет роста, но есть незначительный спад. Эрдоган же на переговорах с Путиным заявляет о неудовлетворённости уровнем 55 млрд долл. в торговле с Россией и выражает надежду о перспективах 100 млрд долл. Однако, как говорят в России, «надежды юношей питают». Чтобы качественно изменить ситуацию в данной области, Турция должна сделать выбор и прекратить искусственные проблемы в отношении российского бизнеса.
Таким образом, основными проблемами в современных российско-турецких отношениях остаются вопросы «двойственной игры» Анкары между Россией и США в части урегулирования украинского кризиса и финансовых (банковских) ограничений платежей из-за американских санкций. К этим вопросам следует добавить и «закулисные игры» Турции с США в части региональной безопасности по теме сирийских курдов и втягивания Армении под контроль НАТО с последующим вытеснением России из Южного Кавказа.
Астана прояснила, но не решила проблемы в российско-турецких отношениях
Почти что часовая встреча президентов В. Путина и Р. Эрдогана на «полях» саммита ШОС в Астане 3 июля прошла в достаточно дружественной и тёплой атмосфере. Стороны обозначили и признали достижения и проблемные вопросы в двусторонней повестке.
Турецкая сторона активизировала тему ускорения запуска атомного реактора АЭС «Аккую» и рассчитывает на аналогичную схему российского строительства второй АЭС в Синопе. Между тем, параллельно Турция ведет переговоры с США по строительству атомной электростанции с применением модульных реакторов. Так, директор по атомной энергетике и международным проектам турецкого Минэнерго Юсуф Джейлан заявил: «Мы ведем переговоры с США как по крупномасштабным электростанциям, так и по малым модульным реакторам. Вы можете рассматривать это как декларацию о намерениях».
Доцент стамбульского университета Kent и глава Академии международной политики Озан Ормеджи, комментируя итоги встречи президентов Турции и России в Астане, отмечает, что Анкара не желает разрывать отношений с Москвой, но и не может не учитывать санкционное давление США, создающее известные проблемы по платежам и торговым связям с РФ. По мнению Ормеджи, «нормализация отношений РФ с США и в целом с Западом, как и урегулирование украинского кризиса в обозримом будущем, будут выгодны обеим сторонам», что позволит снять проблемные вопросы и препятствия.
Правда, в случае восстановления российско-западных отношений турецкий рынок при наличии европейского станет уже менее привлекательным.
Относительно начала переговоров Турции с Сирией в Багдаде эксперт Гасан Юсуф полагает, что Анкара и в этом вопросе согласовала с Вашингтоном своё решение идти на сближение с Дамаском, который контролирует и тему сирийских курдов (включая организацию «Сирийские демократические силы» – SDF). Иными словами, не российская дипломатия, а США стали побудителями сближения (либо имитации продолжительных переговоров) с Сирией.
В вопросе урегулирования украинского кризиса Россия публично устами пресс-секретаря президента РФ Д. Пескова заявила, что уже не рассматривает Турцию в качестве посредника в переговорном процессе с Киевом. Очевидно, что у России помимо Турции имеются иные возможности и каналы для зондирования и обсуждения вопросов окончания военных действий на Украине. Турецкий же опыт не оставил позитивного следа.
Таким образом, в российско-турецких отношениях на данном этапе если и не наблюдается «похолодание», то нет и прорывных достижений. В Астане стороны почему-то обошли и тему «газового хаба» (хотя хаб, очевидно, скоро появится, но не в Восточной Фракии, а на берегу Персидского залива).
Турция в Астане вместе с Азербайджаном и Пакистаном декларировала новый тандем в надежде на формирование общего рынка и общего военного блока. Есть у Анкары и немалые амбиции в отношении транзита стратегического сырья из тюркских стран Центральной Азии (того же Туркменистана и Казахстана) по Срединному коридору. Правда, у России и Ирана могут быть иные планы, что не исключает напряжение в региональных делах.
А пока Путин вежливо принял предложение Эрдогана о посетить Турции. Правда, сам визит должен наполняться конкретным содержанием взаимных интересов. Стало быть, время визита определится, когда папка предложений устроит обе стороны.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»