01.07.2024 Автор: Александр Сваранц

За какое мирное урегулирование российско-украинского кризиса выступает Турция?

Россия Турция флаги

«Худой мир лучше доброй войны», – так гласит русская пословица. «Если турки говорят о мире, готовьтесь к войне», – а так гласит греческая пословица. Какой же мир предлагает Турция в российско-украинском случае?

Стамбульская переговорная база и бессодержательные мирные инициативы Турции

Анкара, получив от России немало приемлемых уступок в ряде региональных вопросов (включая по части Сирии и Нагорного Карабаха), с началом российско-украинского военно-политического кризиса в феврале 2022 г. внешне демонстрировала активную дипломатию с опорой на посредничество и достижение «хрупкого мира». Естественно, подобными инициативами Турция пыталась не только показать своё умение оставаться равноудалённой от сторон конфликта, но и прибавить авторитет на международной арене демонстрируя себя в качестве ключевого игрока.

К слову сказать, президенту Р. Эрдогану в 2022 г. удалось инициировать в Стамбуле переговорный процесс между Москвой и Киевом, добиться промежуточных итогов в части периодического обмена пленными и заключить с экономической выгодой для себя известную «зерновую сделку». Стамбульская мирная повестка, как стало известно позже по итогам её провала, включала в себя ряд важных принципов прекращения огня и полследующего мирного урегулирования, которые были выработаны сторонами конфликта 29 марта 2022 г. (то есть спустя чуть более месяца после начала СВО) в ходе переговоров между делегациями Д. Арахамия и В. Мединского. В частности, речь шла о нейтральном статуе Украины – отказе от членства в НАТО, размещения иностранного контингента на своей территории, разработки ядерного вооружения.  Украина получала международные гарантии собственной безопасности за исключением территорий Крымского полуострова, ДНР и ЛНР. Гарантами достигнутых соглашений предполагались постоянные члены Совета Безопасности ООН (США, Великобритания, Франция и Китай), а также Германия, Италия, Польша, Канада, Израиль и Турция. Допускалась евроинтеграция Украины с вступлением в ЕС. Украина обязывалась на законодательном уровне запретить пропаганду понятий «фашизм», «нацизм», «агрессивный национализм».

Нельзя сказать, что подобное перемирие по всем пунктам устраивала обе стороны. Однако власти России выразили политическую волю во имя мира пойти на подобный шаг.

Тем не мене, итоги данных переговоров были решительным образом отвергнуты западными (а точнее англосакскими) патронами киевского режима. В частности, в апреле 2022 г. The Times отмечала, что тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выразил опасения и фактически запретил В. Зеленскому подписание подобного соглашения с Москвой. Позже этот факт подтвердили украинская и турецкая стороны. Так, в ноябре 2023 г. Давид Арахамия в одном из своих интервью заявил, что отказаться от переговоров с Россией им посоветовал Б. Джонсон.

Турция не смогла, а возможно и не пожелала убедить своего главного западного союзника Великобританию в необходимости прекращения боевых действий и принятия стамбульской мирной повестки. А в чём же тогда состояла суть мирной инициативы Анкары, если не в способности использовать свои политико-дипломатические возможности в стане собственных союзников для достижения важного результата на мировой арене? В простом предоставлении места переговоров? Но это слишком мало даже для такого исторического мегаполиса как Стамбул.

В дальнейшем президент Р. Эрдоган вновь демонстрировал высокий интерес к российско-украинскому кризису и получил «зерновую сделку». Между тем, Турция в реальности не показала себя нейтральным посредником между Москвой и Киевом. Просто потому, что Анкара продолжала публично заявлять о поддержке территориальной целостности Украины на момент марта 2014 г., с одной стороны, делала заявления о необходимости уважения интересов России со стороны Запада и НАТО, с другой же – сама участвовала в оказании военно-технической, разведывательно-информационной и политической поддержки киевскому режиму.

Как понять позицию Р. Эрдогана, когда он обвиняет Запад в срыве стамбульских договорённостей, но при этом на встрече с Зеленским в ходе визита последнего в Турцию в 2023 г. публично заявляет о безоговорочной поддержке вступления Украины в блок НАТО? Даже в ситуации с Финляндией и Швецией Турция затянула вопрос их приёма аж от 4 до 22 месяцев.

Не укладывается в норму восприятия Турции в качестве беспристрастного посредника и факт начала строительства под Киевом военного завода по производству боевых беспилотников «Байрактар». Наконец, Анкара всякий раз на разных площадках заявляла о нецелесообразности проведения международных саммитов по политическому урегулированию российско-украинского кризиса без участия всех сторон конфликта (в частности, России). В таком случае, как же понять позицию «друга» Эрдогана в ситуации с предстоящим швейцарским саммитом 21 июня с.г., если в Берн отправляется глава турецкого МИД Хакан Фидан, а его российский коллега Сергей Лавров не приглашён на данный форум? Как же Турция собирается вместе с другими своими партнёрами по НАТО решать российско-украинский кризис без самой России?

Все эти факты бессодержательной турецкой дипломатии позволяют предположить, что мы имеем дело в лучшем случае с популизмом, а в худшем – с изворотливым противником.

Москва делает осторожные предупреждения Анкаре

Время дипломатического лавирования в ключевых вопросах международной повестки рано или поздно завершается, ибо сама ситуация требует определения выбора. Нельзя сказать, что за минувшие два десятилетия Россия и Турция не достигли важных и взаимовыгодных соглашений о партнёрстве в различных областях двусторонних отношений (включая в сфере торговли, энергетики, туризма, военно-технического сотрудничества и региональной безопасности). И в этом процессе велика заслуга роли личности, то есть политической воли президентов Путина и Эрдогана.

Вместе с тем, Турция, получая немалые экономические и финансовые выгоды от партнёрства с Россией, после сложных президентских выборов 2023 г. и в ситуации не завершающегося острого финансово-экономического кризиса стала демонстрировать откровенно проамериканскую политику, а с началом 2024 г. чувствительно сокращать и усложнять торгово-экономические связи с нашей страной (особенно в области приёма банковских платежей для российских компаний и турецкого бизнеса, вовлечённого в российский рынок). Более того, Анкара увеличивает содержание военно-технической поддержки Украине (включая тему беспилотников, 155-мм снарядов и др.).

Свои ограничения в адрес российского бизнеса с февраля 2024 г. турки мотивируют активизацией политического и финансового давления со стороны США и Европы, надеждами на получение выгодных кредитов и инвестиций от международных структур, проблемами кризиса и последствий разрушительного землетрясения на юго-востоке страны. Между тем, ВСУ использует иностранную военную помощь для нанесения чувствительного удара, в том числе по российско-турецким экономическим интересам в черноморском бассейне (в частности, в отношении инфраструктуры российских газопроводов).

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 7 июня Владимир Путин послал Реджепу Эрдогану важные сигналы, что Турция не может действовать наперекор интересам России и одновременно пользоваться её финансовыми, экономическими и иными возможностями. Президент России подчеркнул, что «экономический блок правительства Турции в последнее время делает упор на получение кредитов, инвестиций и грантов от западных финансовых институтов. Наверное, это неплохо. Но если это связано с ограничениями торгово-экономических связей с Россией, то потерь для турецкой экономики будет больше, чем приобретений».

Турция решила играть на ниве западной дипломатии

Однако, несмотря на чёткие и недвусмысленные предупреждения российского лидера, Эрдоган, всё же, решил отправить своего министра Фидана в Швейцарию на западный саммит по Украине. Более того, 13 июня (то есть спустя менее недели после ПМЭФ) Реджеп Эрдоган неожиданно вызвал президента Ильхама Алиева в Анкару. В аэропорту Эсенбога состоялась важная встреча двух лидеров по широкому комплексу вопросов двусторонней и многосторонней повестки.

Азербайджанский эксперт из Далласа Бейдула Манафов полагает, что столь срочный вызов Алиева в Анкару был связан с переговорами от 4 июня между советником президента США по национальной безопасности Джеком Салливаном и главным советником Эрдогана по внешней политике и безопасности Акифом Чагатай Кылычем. Америка требует оказания давления на президента И. Алиева по скорейшему заключению долгосрочного мира между Азербайджаном и Арменией на условиях США (включая установление контроля над Зангезурским коридором с вытеснением из региона России). В то же время Вашингтон и Анкара уже вышли на реализацию военной сделки по 40 самолётам F-16 Block-70 и 72, а в Ереван был отправлен помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс ОʾБрайен, предложивший повышение армяно-американских отношений до уровня стратегического партнёрства, упрощение таможенных правил, доступ к высоким технологиям и интерес к проекту «Армянский перекрёсток».

Подобная дипломатическая активность Турции противоречит духу дружбы и сотрудничества с Россией. Анкаре следует делать выбор между Севером и Западом. Образ мира в «американских очках» может привести к серьёзным угрозам для самой Турции.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: