Народная Республика Бангладеш стремится поддерживать на мировой геополитической арене особый статус, не вступая в какие-либо оборонные альянсы и старается сохранять нейтралитет. Такое направление политического вектора можно объяснить тем, что на Китай и Индию приходится около 35% всех бангладешских импортных товаров, представляющих собой в основном машинное оборудование и энергоресурсы, в то время как на страны Запада — около 60% экспорта бангладешской продукции, являющейся по большей части текстильными изделиями. Охлаждение отношений с Пекином, Вашингтоном или Нью-Дели может полностью нарушить функционирование экономики этой относительно небогатой страны со 171-миллионным населением, что, в свою очередь, способно привести к серьезному внутриполитическому кризису.
16 февраля 2023 г. посольство России в Бангладеш сообщило, что 69 российских танкеров и грузовых судов потеряли право заходить в бангладешские порты. Данные суда принадлежат семи российским компаниям, которые попали под односторонние санкции стран Запада. Таким способом Бангладеш продемонстрировала свое следование санкционной политике США.
В российском МИД отметили, что решение Дакки не остановит торговлю между Россией и Бангладеш, так как под санкции попали только конкретные суда. Поставки бангладешских текстильных изделий в РФ не будут прекращены. Экспорт российской пшеницы в Бангладеш также не будет приостановлен.
На сегодняшний день подсанкционные российские суда не только не имеют права заходить в бангладешские порты, но и пребывать в территориальных водах Бангладеш с целью дополнительной заправки.
По мнению многих аналитиков, настолько агрессивные действия Бангладеш в отношении России связаны с тем, что Дакка находится в очень сильной экономической зависимости от Вашингтона, который может сильно навредить благополучию развивающегося государства, отказавшись от закупок текстильной продукции. Например, немалая часть формы армий НАТО сшита на бангладешских предприятиях.
США не заинтересованы в том, чтобы в Бангладеш начала свое функционирование строящаяся с 2021 г. по российскому проекту АЭС «Руппур», ввод в эксплуатацию которой запланирован на 2024 г. Американские власти осознают, что запуск данной АЭС существенно повысит авторитет и влияние РФ в Бангладеш.
В декабре 2022 г. бангладешское руководство под давлением США лишило российское судно «Урса Майор» ранее выданного права на заход в порт. На данном судне перевозилось оборудование для строительства АЭС.
По мнению российской стороны, АЭС «Руппур» будет возведена, однако для воплощения данного проекта в жизнь придется потратить больше времени и ресурсов, так как для доставки необходимого оборудования теперь нужно пользоваться судами других государств.
В любом случае позиции России в Бангладеш оказались ослаблены, и вероятность того, что Бангладеш перестанет следовать антироссийскому санкционному курсу, к сожалению, достаточно низкая, так как, согласно уже отмеченому выше, экспорт Дакки практически полностью связан с США и их союзниками.
Помимо США, Бангладеш придает большое значение совершенствованию взаимоотноошений с Китаем, потому что Пекин представляет собой основного партнера Дакки по импорту. Дакка присоединилась в 2017 голу к китайскому инфраструктурному проекту «Пояс и путь», что способствует Пекину сбывать свои товары в Африку через Индийский океан. 29 ноября 2022 г. официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь поздравил Бангладеш с окончанием строительства первого в Южной Азии подводного тоннеля и заявил, что развитие проекта «Пояс и путь» будет продолжаться. Также китайский дипломат добавил, что «Пояс путь» играет очень важную роль в вопросе улучшения транспортного сообщения между Бангладеш и соседними странами.
Свою заинтересованность в развитии отношений с Китаем и отслеживание событий в этой стране нередко демонстрируют публичные выступления представителей бангладешской политической элиты. Так, 31 декабря 2022 г. один из ведущих экономистов Бангладеш Мохаммад Абдур Раззак, являющийся главой местного аналитического центра «Интеграция исследований и политики в целях развития», во время интервью корреспонденту китайского новостного издания «Синьхуа» заявил, что, по его оценкам, в 2023 г. в Китае ускорится рост экономики. Также М. Раззак отметил, что, согласно его наблюдениям, в 2023 г. произойдет заметное снижение уровня инфляции во многих странах, что посодействует увеличению спроса на товары и услуги из Китая. Одновременно бангладешский экономист добавил, что китайская поддержка международных инфраструктурных проектов в последние годы начала иметь ключевое значение для всей Евразии.
В геополитическом конфликте между Китаем и Индией Бангладеш старается не занимать чью-либо сторону и сохраняет дипломатический нейтралитет. У Дакки заключено большое количество значимых торговых договоров с Нью-Дели, а практически вся бангладешская территория почти полностью окружена территорией Индии.
Важно отметить, что отношения Бангладеш и Индии всегда были на очень высоком уровне. Во многом это связано с памятью многих бангладешцев о том, что их страна получила в 1971 г. независимость от Пакистана именно благодаря действиям индийской армии. Два государства объединены культурной близостью: около 8% граждан Бангладеш исповедует индуизм – самую распространенную религию Индии, а в индийских штатах Западная Бенгалия и Трапура проживает около 70 млн бенгальцев – представителей титульной нации Бангладеш.
Руководство Бангладеш не будет сокращать партнерство с Индией ради расширения диалога с КНР, так как подобный шаг властей будет негативно воспринят значительной частью жителей страны.
Подводя итоги, можно прийти к выводу, что, благодаря нейтралитету, Бангладеш стремится сохранять хорошие отношения с двумя мировыми гегемонами в лице Китая и США, а также поддерживать дружбу с ближайшим соседом – Индией. Вероятность того, что руководство Бангладеш пересмотрит свою внешнюю политику, достаточно низкая, так как гипотетический отказ Дакки от сотрудничества с Западом затруднителен, потому что Китай и Индия не нуждаются в столь значительном количестве текстильных изделий. В свою очередь, Западный блок не в состоянии поставлять Дакке машинное оборудование по той цене, по которой это делает Пекин. Также у США и их союзников нет того количества ресурсов, которое есть у Китая, чтобы реализовывать свои собственные международные инфраструктурные проекты наподобие «Пояса и пути» в странах Евразии и, в том числе, в Бангладеш. Следовательно, балансирование Дакки между Пекином, Вашингтоном и Нью-Дели будет проходить и дальше.
Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».