19.05.2024 Автор: Константин Асмолов

Шаг навстречу?

встреча Юн Сок Ёля и Ли Чжэ Мёна

В предыдущем тексте мы упоминали, что после парламентских выборов 10 апреля 2024 г., сохранивших текущий уровень противостояния президента и парламента, началась подготовка встречи президента Юн Сок Ёля и лидера оппозиции Ли Чжэ Мёна. Два лидера лагерей не встречались с тех пор, как Юн стал президентом, и потому о данном мероприятии стоит поговорить подробнее.

26 апреля по итогам третьей рабочей встречи представителей сторон было объявлено, что встреча Юн Сок Ёля и Ли Чжэ Мёна состоится в 2 часа дня 29 апреля.  До этого длительное время стороны не могли договориться по этому вопросу. Место сдвинулось с мёртвой точки после того, как глава оппозиции пошёл на уступки, отказавшись от прежней позиции о необходимости предварительного согласования повестки.

Этот вопрос на самом деле был весьма важен, так как сторонники жесткой линии Демократической партии требовали включить туда законопроекты о специальных прокурорах, которые будут выбираться из демократов, не подчиняться стандартным структурам и расследовать дела, связанные с соратниками или членами семьи президента с той же «объективностью и беспристрастностью» с которой при Муне расследовали Пак Кын Хе.

Первоначально демпартия требовала внести в программу встречи принятие властями предвыборного обещания Ли раздать по 250 000 вон (182 доллара США) каждому гражданину, согласие на расследование специальным прокурором нескольких чувствительных инцидентов (которые при должной раскрутке могут стать поводом для импичмента) и извинения от Юна за наложение вето на предложенные демократами законопроекты.

В свою очередь, консерваторы задавали вопрос о том, «почему Юн должен извиняться за то, что воспользовался своим законным правом вето, или просить парламент пересмотреть проблемные законопроекты, которые, по его мнению, не должны приниматься?», а относительно нейтральные комментаторы писали, что «Юн и Ли смогут найти общий язык, если их главным приоритетом будет будущее страны».

29 апреля встреча за чашкой чая состоялась и продолжалась 135 минут. Юна и Ли сопровождали по три помощника. К Юну присоединились глава его администрации Чон Чжин Сок, старший политический секретарь Хон Чхоль Хо и старший секретарь по связям с общественностью Ли До Ун. К Ли присоединились глава его администрации Чон Чжун Хо, главный стратег демпартии Чин Сон Чжун и старший пресс-секретарь Пак Сон Чжун. Это были первые переговоры главы государства и лидера оппозиции после того, как Юн Сок Ёль занял должность президента страны в мае 2022 года.

Во время вступительного слова перед журналистами Юн выступил с кратким, но сердечным приветствием, в то время как Ли выступил с пространным обращением на 10 страницах, в котором призвал президента изменить свой подход к управлению и принять несколько требований оппозиции.

Затем Ли Чжэ Мён подчеркнул, что Юн должен принести извинения за предыдущие отклонения законопроектов, особенно тех, которые касались таких критических инцидентов, как трагедия в Итэвоне, в результате которой в октябре 2022 года погибли 159 человек, и пообещать, что будет чтить и уважать решения, принятые Национальным собранием.

Далее проследовал блок анонсированных ранее требований:

  • «разрешить различные обвинения в адрес окружающих вас людей, включая вашу семью (имеется в виду попытки демократов раздувать скандал вокруг первой леди Ким Гон Хи»;
  • согласиться на специальное расследование подозрений, связанных со смертью морского пехотинца Чхэ Су Гына (из несчастного случая во время ликвидации последствий наводнения демократы делают коррупционный скандал со вмешательством властей в ход расследования).
  • принять предвыборное обещание Ли раздать по 250 000 вон наличными всему населению: Ли Чжэ Мёна не зря зовут «корейским Берни Сандерсом». По словам Ли, «предоставление субсидий в виде местных ваучеров принесет большую пользу местным предприятиям и владельцам малого бизнеса, помогая укрепить экономику на низовом уровне».

«Я бы хотел, чтобы вы уважали Национальное собрание и признали оппозиционную партию партнером в государственных делах», — завершил свой монолог Ли. «Если вы попытаетесь заставить Национальное собрание и оппозиционную партию отказаться от своей исполнительной власти, добиться успеха в государственных делах будет нелегко».

Встреча завершилась без достижения обеими сторонами соглашения или принятия совместного заявления, а суть диалога СМИ РК суммировали следующим образом.

  • Темы специальных расследований в отношении Чхве Су Гына и Ким Гон Хи были озвучены до встречи, но на самих закрытых переговорах не обсуждались. Для автора это означает, что для Ли Чжэ Мёна эти истории – не повод добиться истины и справедливости, а удобная политическая карта, при помощи которой можно шатать власть.
  • По данным демпартии, на закрытой части встречи доминировал президент, «давая пространные ответы», что вызвало критику за то, что его фирменный односторонний стиль общения по-прежнему преобладает. Как считает окружение главы оппозиции, Юн сказал, что он «ценит» высказывания Ли, но не ответил напрямую на его требования.
  • Ли Чэ Мён вновь подчеркнул важность Специального закона о ликвидации последствий стихийного бедствия в Итхэвоне, однако Юн сказал, что в рассматриваемом законе есть «юридические изъяны, такие как возможность специального комитета подать заявку на получение ордера на обыск». Фактически, в отклоненной версии закона комитет по расследованию имел чрезвычайные полномочия, позволяющие бесконтрольно проводить следственные действия.
  • Ли призвал президента пересмотреть свой дипломатический подход к союзу РК и США: «Я понимаю, что вы прилагаете усилия для укрепления национальной безопасности страны, и я прошу вас уделять больше внимания переговорам и сотрудничеству во имя мира и стабильности на Корейском полуострове …Мы не можем защитить наши национальные интересы и саму нацию исключительно путем формирования дипломатических блоков. Я призываю к переходу к прагматичной дипломатии, основанной на национальных интересах».
  • Отдельно Ли надеется, что Юн рассмотрит возможность перехода к «практической дипломатии, ориентированной на национальные интересы», и приложит активные усилия для обеспечения того, чтобы «гордость народа не пострадала в отношениях с Японией», сославшись на территориальные претензии Токио на острова Токто, нерешенные исторические споры и сброс загрязненной воды с атомной электростанции «Фукусима».
  • По некоторым параметрам стороны пришли к консенсусу: Ли сказал, что Демократическая партия будет сотрудничать с медицинской реформой правительства, такой как увеличение числа учащихся в медицинских школах, поскольку это «важная задача, которая должна быть выполнена». Стороны разделяют мнение, что медицинская реформа необходима и что увеличение числа учащихся в медицинских школах неизбежно, несмотря на активные протесты корпорации врачей. Ли Чжэ Мён выразил готовность к сотрудничеству, указав на необходимость привлечения медиков к обсуждению данной темы.
  • Что касается просьбы Ли выделить по 250 000 вон каждому южнокорейцу, президент сказал, что было бы желательно эффективно оказывать поддержку тем, кто нуждается в дополнительной помощи. Юн рассказал о политике правительства по поддержке владельцев малого бизнеса, расширении кредитования под низкие проценты для людей с низкими доходами и специальном законопроекте о помощи жертвам мошенничества с арендой жилья.
  • Юн и Ли договорились время от времени встречаться и заявили, что, как только у правящей партии будет новое руководство, они смогут провести переговоры и на этом уровне.

Правящая партия положительно оценила итоги встречи. Как заявил её пресс-секретарь   Чон Хи Ён, данная встреча имеет большое значение, являясь отправной точкой в налаживании диалога между политическими силами, и выразил надежду на то, что отныне президент, правящая и оппозиционные партии будут продолжать контакты в различных форматах.

Ли Чжэ Мён охарактеризовал встречу как «разочаровывающую и вызывающую сожаление«,   но «открывшей первую главу в общении». Депутат-демократ Пак Сон Чжун подчеркнул, что «встреча Юн-Ли должна быть практической, а не просто возможностью сфотографироваться на память. Однако результат разочаровал… В следующий раз это должна быть практическая встреча, на которой обе стороны смогут выполнить свои обещания».

Чин Сон Чжун, который сопровождал Ли на встрече, также раскритиковал президента, заявив, что Юн остался глух к просьбам. Потому «Демпартия продолжит убеждать президента и правительство и повысит свой голос… Однако мы не будем останавливаться на достигнутом. Мы будем неуклонно продвигаться вперед в реализации наших законодательных и политических планов, направленных на восстановление средств к существованию общества и создание более праведной нации, как мы и планировали».

В ответ некоторые консервативные эксперты осудили поведение Ли. Как сказал Им Кен Ен, директор Института духа времени, частного политического аналитического центра, «Ли использовал встречу как трибуну, с которой он заявлял о требованиях демпартии, как будто он был президентом».

Мелкие оппозиционные партии оценили встречу как бесполезную. Лидер партии Справедливости Ким Чжун У отметил, что не было достигнуто никаких конкретных договорённостей. Аналогичную оценку дал представитель партии Новое будущее Чхве Сон.

Подведем итог. Увы, фракционизм с его лозунгом «главное, чтоб не как у тех» остаётся доминантой южнокорейской внутренней политики. Лидер оппозиции демонстративно озвучил предложения разной степени неконструктивности, президент заявил, что их услышал, СМИ комментировали в стиле: «Правящему лагерю потребовалось 720 дней и сокрушительное поражение на выборах, чтобы стать свидетелем встречи двух бывших претендентов на пост президента в 2022 году для переговоров».

Последуют ли за словами дела, покажет время. Но похоже, что наряду с дайджестами межкорейской турбулентности, которые автор публикует раз в месяц-полтора, аудиторию ждут похожие сводки с внутриполитических фронтов. Ведь внешняя политика во многом строится на фундаменте внутренней.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение» 

Похожие статьи: