07.05.2024 Автор: Баир Данзанов

Казахстан-Узбекистан: сотрудничество вместо конкуренции

президент Казахстана К-Ж.Токаев прибыл в Узбекистан по приглашению главы республики Ш.Мирзиёева

5 апреля президент Казахстана К-Ж.Токаев прибыл в Узбекистан по приглашению главы республики Ш.Мирзиёева. Сообщается, что между лидерами двух государств состоялось предметное обсуждение актуальных вопросов дальнейшего укрепления стратегического партнёрства между двумя странами, которое можно считать непосредственным продолжением переговоров между президентом Узбекистана и новым премьер-министром Казахстана О.Бектеновым, состоявшихся 15 марта 2024 года.

В ходе переговоров в Хиве лидеры двух стран одобрили программу стратегического партнерства и союзничества между Казахстаном и Узбекистаном до 2034 года.

Как это было отмечено К-Ж.Токаевым и Ш.Мирзиёевым, ключевыми сферами двустороннего сотрудничества были названы промышленность, транспорт и логистика. В настоящее время страны реализуют 60 совместных проектов с объемом инвестиций свыше 2,5 млрд долларов и созданием более 13 тысяч рабочих мест, а также успешно продвигают проект строительства Международного центра промышленной кооперации. По части промышленного сотрудничества главы государств дали поручения по формированию долгосрочной программы индустриальной кооперации между Казахстаном и Узбекистаном. С недавнего времени важным направлением взаимодействия стала и совместная внешнеторговая компания.

Несмотря на частично альтернативный характер части транспортно-инфраструктурных проектов, выдвигаемых Казахстаном и Узбекистаном, стороны считают необходимым сотрудничать в их реализации, подключая друг друга к своим собственным инициативам. Так, К-Ж.Токаев обозначил в качестве приоритетного направления сотрудничества участие Узбекистана в перевозках по маршруту Китай-Казахстан-Узбекистан, альтернативному по своей сути проекту Китай-Кыргызстан-Узбекистан, взамен предлагая Ташкенту принять участие в модернизации старых и создании новых пограничных переходов и терминалов на границе Казахстана и КНР. По итогам переговоров стало известно о планах сторон по созданию совместного предприятия в сфере железнодорожного транспорта, что является мерой, содействующей развитию континентальных транзитных коридоров – и сигналом к тому, что стороны настроены на взаимовыгодное сотрудничество. В такой ситуации, однако, обозначается конкуренция Казахстана уже с Кыргызстаном за максимизацию участия в перевозках «Китай-Европа».

Другим, более очевидным проектом для партнёрства двух стран, становится строительство «Трансафганской железной дороги», которая будет связывать Узбекистан и Пакистан через территорию Афганистана. В этой инициативе партнёрство двух стран максимально предсказуемо: для Казахстана дорога через Афганистан может стать кратчайшим выходом к портовой инфраструктуре Индийского океана, в то время как Узбекистан может рассчитывать на дополнительную транзитную ренту и финансовую поддержку при подключении к проекту северного соседа.

Не были оставлены без должного внимания и вопросы двусторонней торговли, объём которой по итогам 2023 года значительно увеличился и достиг отметки в 4,5 миллиарда долларов. В настоящее время вопросами снижение таможенных пошлин на товары двух стран занимается специальная рабочая группа.

Стороны разделяют озабоченность по поводу так называемой «водной проблемы» Центральной Азии, будучи странами региона с наибольшим дефицитом водных ресурсов (наряду с Туркменистаном). В развитие более ранних договорённостей между Узбекистаном и Таджикистаном, Узбекистан и Казахстан установят друг у друга счётчики для измерения потребления трансграничных вод. Очевидно продвижение водного диалога между двумя странами – после заявлений Астаны в 2023 году о поступлении загрязнённой воды из Узбекистана, а также выраженных ею пожеланий о пересмотре многосторонних соглашений о режиме использования трансграничных вод. Водная проблема стала максимально актуальной для Казахстана из-за амбициозных планов по наращиванию аграрного экспорта, перспективы создания одной или даже нескольких АЭС для недопущения энергодефицита, а также в силу активизации проектов по возрождению Аральского моря.

Обмен двусторонними визитами глав государств между Казахстаном и Узбекистаном, имеющими протяжённую общую границу и добрососедские отношения, с 2021 года происходит едва ли на ежегодной основе. Нынешние президенты двух стран уделяют гораздо большее внимание двустороннему партнёрству, нежели их предшественники Н.Назарбаев и И.Каримов. Благоприятным условием интенсивных контактов в последние годы становится развитие таких платформ, как саммиты СПЕКА, ОТГ и ОЭС, ШОС, «Пояса и Пути», а также участие высоких представителей Узбекистана в многосторонних встречах ЕАЭС — в частности, заседании межправительственного совета ЕАЭС 1-2 февраля 2024 года. Очередные контакты лидеров двух стран запланированы на 6-ю Консультативную встречу глав государств Центральной Азии, а также на предстоящие многосторонние мероприятия в формате С5+.

 

Баир Данзанов, независимый эксперт по Центральной Азии и Монголии, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: