Выгодное географическое положение (прежде всего, выход в Средиземное море) и богатые нефтегазовые ресурсы Ливии привлекают многих ключевых мировых и региональных игроков, где Турция не исключение. Известно, что Анкара демонстрирует особое внимание к Триполи в контексте укрепления своих региональных позиций и получения выхода к нефтегазовым ресурсам Ливии.
Президент Реджеп Эрдоган в гражданском конфликте между признанным ООН президентом Фаизом Сараджем, возглавляющим Партию национального единства (ПНЕ), и командующим национальной армией фельдмаршалом Халифом Хафтаром, поддерживаемым однопалатным парламентом Палатой представителей, выбрал сторону президента. Дело в том, что и Ф. Сарадж и Р. Эрдоган являются сторонниками известного радикального движения «Братья мусульмане» (запрещена в РФ как террористическая организация). Следуя установкам президента Эрдогана, 2 января 2020 г. парламент Турции принял резолюцию об отправке турецких войск в Ливию, а уже 5 января глава государства дал команду ввода войск. Данное решение было воспринято негативно со стороны международного сообщества.
Например, Израиль, Греция и Кипр осудили ввод турецких войск в Ливию, обвинив Эрдогана в нарушении эмбарго ООН на военное сотрудничество с Ливией (в частности, поставки вооружения). Подобная позиция названной тройки государств, прежде всего, связана с темой новых нефтегазовых месторождений в Средиземноморье (в частности, обнаруженных в пограничных с Кипром и Грецией зонах). Однако, не менее негативно на подобное решение Турции отреагировали Франция, ОАЭ, Египет, Сирия и Чад, которые в ливийском конфликте поддерживают фельдмаршала Х. Хафтара.
Вся проблема в том, что президент Фаиз Сарадж и глава его временного правительства Абдель Хамид Дбейба контролируют лишь столицу Триполи и прилегающие к городу районы, а остальная территория Ливии (90%) остается в руках Хафтара. В частности, это территории, где располагаются военные базы и объекты, связанные с добычей, переработкой и транспортировкой нефти, включая морским путем.
За время внутриливийского конфликта сторонники президента Ф. Сараджа изрядно дискредитировали себя в глазах международной общественности, что связано с вовлечением в их ряды радикальных исламистских группировок (включая боевиков, близких к движению «Братья мусульмане» и Исламское государство – обе организации запрещены в России).
Ливия, будучи страной с крупнейшими мировыми запасами нефти и газа, становится объектом геополитических и геоэкономических устремлений ряда региональных и мировых игроков (включая Саудовской Аравии, ОАЭ, Турции, ЕС и США). В то же время слабость позиций сторон внутриливийского конфликта (Сараджа и Хафтара) создает благоприятные условия для закрепления на ливийском нефтегазовом рынке крупных внешних игроков.
Исходя из национальных интересов, Турция 27 ноября 2019 г. подписала с правительством Абдбеля Дбейбы меморандум о демаркации морских границ и военном сотрудничестве, а 3 октября 2022 г. были подписаны два новых турецко-ливийских меморандума о взаимопонимании в нефтегазовой отрасли (один из них предусматривал проведение совместных геологоразведочных работ). Этими соглашениями Анкара показала свое намерение закрепиться на нефтегазовом шельфе Ливии в районе Средиземного моря на долгосрочной основе.
Россия в ливийском внутригосударственном конфликте официально придерживается позиции дипломатического невмешательства. Однако вполне очевидно, что Москва скорее на стороне фельдмаршала Халифы Хафтара, выступающего за стабилизацию обстановки в Ливии, нежели президента Фаиза Сараджа с его временным правительством национального согласия, поскольку последние опираются на радикальные исламистские группировки (к тому же, воюющие против ВКС РФ в Сирии).
Москва, осознавая сложность характера турецкого партнера, все же, использовала Астанинскую площадку для переговоров с Анкарой и по ливийскому вопросу. Другое дело, что переговоры турками не отрицаются, но и соглашения особого не предвидится. Цель России сводится к содействию восстановлению хрупкой системы региональной безопасности на Ближнем Востоке (естественно, с укреплением своих позиций в регионе), где сохраняется кризис как негативное последствие инициированной американцами «арабской весны».
Известное обострение турецко-израильских отношений в свете военного конфликта в секторе Газа в определенном смысле также способствует радикализации подходов Тель-Авива и мирового еврейства к теме турецкого присутствия в ливийской нефтегазовой игре.
В итоге апелляционный суд Триполи в феврале 2024 г. аннулировал действие ливийско-турецкого меморандума о взаимопонимании в нефтегазовой отрасли от 3 октября 2022 г. В этой связи адвокат Сарайя ат-Тувейби, участвующая в рассмотрении дела, в интервью изданию Al Marsad отметила: «Вынесено постановление о прекращении действия меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в углеводородной сфере, заключенного между правительством Турции и главой временного правительства Ливии Абдель Хамидом Дбейбой».
В качестве правового обоснования подобного решения юрист подчеркнула, что возглавляемое А. Дбейбой временное правительство ПНЕ изначально создавалось на определенных условиях. В частности, ПНЕ лишена права подписывать какие-либо соглашения, подразумевающие использование стратегических ресурсов государства. Так, еще 10 января 2023 г. суд Триполи приостановил исполнение ливийско-турецкого соглашения по вопросам разведки нефти и газа в Средиземном море.
Фактически сегодня в Ливии установилось двоевластие: правительство на востоке страны в Тобруке, утвержденное парламентом, и временное правительство ПНЕ во главе с Дбейбой в Триполи. Между тем 22 июня 2022 г. истек установленный ООН по итогам женевских переговоров срок переходного периода, в Ливии должны были пройти всеобщие выборы и появиться новый президент и парламент. Однако в конце 2021 г. в Ливии выборы были отменены из-за отсутствия соответствующей конституционной основы и сохранения проблем с обеспечением безопасности на всей территории страны.
Анкара в своей жесткой критике в адрес Тель-Авива обвиняет Израиль в разжигании большой региональной войны. Однако в ситуации с Ливией Турция несколько опоздала в плане участия в разработке новых богатейших месторождений нефти и газа в средиземноморском бассейне во многом из-за своей же агрессивной политики и непомерных амбиций имперского реваншизма. Греция, Кипр, Египет и Израиль вряд ли позволят Турции установить контроль над геологоразведкой, добычей, переработкой и транзитом углеводородных ресурсов в зоне своей ответственности и правовых договоренностей. При этом США и ЕС не станут союзниками Турции в данном вопросе, да и России нет смысла терять авторитет и уступать позиции туркам в Ливии.
Иными словами, апелляционный суд Триполи своим вышеназванным решением стал лишь правовым предвестником возможных осложнений политических отношений с Турцией. Соответственно, масштабные экономические и геополитические планы Анкары в «ливийском досье» могут зависнуть на неизвестное время. Иной подход угрожает горячей фазой выяснения отношений, что неминуемо скажется на внутриполитическом и экономическом положении в Турции и, возможно, отвлечет внимание мировой общественности от палестино-израильского конфликта.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»