Одним из причин задержания со стороны Турции ускоренного процесса вступления Швеции в НАТО стал курдский вопрос. В частности, Анкара перед Стокгольмом выдвинула ряд требований по «курдскому досье»:
1) запретить деятельность Рабочей партии Курдистана (РПК), которую в Турции причисляют к террористической организации, на территории Швеции;
2) экстрадировать в Турцию ряд курдских активистов, согласно представленному турецкому списку МIT и МИД;
3) прекратить поддержку курдских «Отрядов народной самообороны» на севере Сирии;
4) внести поправки в шведское уголовное законодательство в части расширения понятия терроризма и правоприменительных мер в отношении курдских боевиков;
5) прекратить государственную и сократить общественную поддержку курдским институтам и СМИ в Швеции.
В итоге «шведская интрига» в коридорах турецкой власти растянулась на 20 месяцев с момента подачи заявления о вступлении в Североатлантический альянс 18 мая 2022 г. и до ратификации данного обращения Турцией 23–25 января 2024 г.
Изначально Швеция, позиционирующая себя прогрессивной демократической и либеральной страной, вроде отказалась от удовлетворения запросов турецкой стороны по части экстрадиции курдов. Стокгольм уверял своих курдских подданных, что:
во-первых, в меморандуме с Турцией не прописаны конкретные имена (правда, турки не стали же требовать анонимов и при этом представлять финнам и шведам список из 33 чел.);
во-вторых, экстрадиция невозможна без надлежащей правовой процедуры;
в-третьих, эталон демократии, коим является Швеция, не выдаст Анкаре подозреваемых лиц, которым может угрожать жестокое обращение. К тому же, шведский министр юстиции Морган Юханссон заявлял, что подданные Королевства не выдаются, а судьбу неграждан будет решать независимый суд.
В Швеции, как в ФРГ и Великобритании, проживает многочисленная курдская община (порядка 100–150 тыс. чел.). Как известно, становление курдской диаспоры в этой скандинавской стране началось в 1970-е гг. и далее миграционные потоки усилились в 1980–1990-е и 2000-е гг. из-за боестолкновений и репрессий в Турции, а также оккупации Ирака. Курдская диаспора достаточно политически активна и хорошо интегрирована в Швеции, а в местном парламенте представлена шестью депутатами.
Примечательно, что в ноябре 2021 г. Турция была весьма обеспокоена политической сделкой при формировании социал-демократического правительства Магдалены Андерссон с участием решающего голоса беспартийного члена Риксдага курдиянки Амины Какабаве. В частности, условием сделки стало согласие Андерссон на сотрудничество с сирийскими курдами, которых поддерживают и Соединенные Штаты.
Глава МИД Швеции Анн Линде отрицала обвинения Анкары в поддержке курдского терроризма и напоминала, что Королевство стало вторым после Турции государством, признавшим РПК террористической организацией еще в 1984 г. (то есть за два года до убийства в 1986 г. премьер-министра Швеции Улофа Пальме, где рассматривалась и версия курдского следа).
Однако турок всерьез тревожила не только деятельность РПК в Швеции, но и ряд других политических решений Стокгольма, вступающих в противоречие с интересами Анкары. Например, факт признания шведским Риксдагом геноцида армян в 2010 г.; имевшие место в 2017 г. публикации ведущих шведских изданий (в частности, Dagens Nyheter) с разоблачением деятельности государственных институтов Турции (в частности, Управления по делам религии – «Диянет») по финансированию части имамов в Швеции с целью контроля местной турецкой диаспоры; высылка в октябре 2021 г. шведских дипломатов из-за их вмешательства во внутренние дела Турции и призывы к освобождению турецкого общественного деятеля Османа Кавалы, обвиняемого в соучастии в июльских событиях 2016 г.; переговоры шведских официальных лиц с представителями курдских боевых формирований в Сирии.
Однако после саммита НАТО в Вильнюсе и состоявшихся накануне форума 10 июля 2023 г. переговоров премьер-министра Швеции Ульфа Кристерссона с президентом Турции Реджепом Эрдоганом при участии генсека альянса Йенса Столтенберга, Стокгольм изменил свою позицию в курдском вопросе в пользу максимального удовлетворения амбиций турецких партнеров, а также пообещав действенную поддержку на пути вступления Анкары в ЕС. Очевидно, что за подобным поворотом стояли США, дабы ускорить вступление Швеции в НАТО и усилить оперативные возможности альянса против России на европейском направлении.
При этом США показали готовность ради удовлетворения антироссийских интересов принести в жертву амбициям Турции не только курдский вопрос, но и поступиться своими же идеологическими постулатами о демократии и гражданских свобод, дискредитировав имидж той же Швеции. Фактически у нейтральной Швеции после Второй мировой войны не было ни формальных, ни реальных причин опасаться угроз со стороны России и внезапно спешить в блок НАТО. Вашингтону было далеко не интересно и тот факт, что резкая перемена в позиции Стокгольма способна в краткосрочной перспективе привести к трансформации местного политического ландшафта, ибо помимо курдского элемента на левом фланге Риксдага представлены выходцы и из других стран Ближнего Востока (включая Иран и Ирак).
Однако фактом остается ночное голосование турецкого парламента 23 января и ночной указ президента Турции 25 января 2024 г. по ратификации вступления Швеции в НАТО. Ценой турецкого решения в пользу членства Швеции в Североатлантический альянс некоторые считают военную сделку с США по судьбе 40 модернизированных истребителей F-16 Block70. Однако список турецких торгов оказался более широким.
Так, 31 января, то есть спустя фактически неделю с момента турецкого положительного решения «шведского кейса», в крупнейшем шведском издании SVT появилась редакционная статья под названием «Как сокращение расходов ударит по шведскому радио – передачи закрываются». Суть данной публикации сводится к тому, что в силу финансовых затруднений национальных СМИ, неожиданно свалившихся на экономически благополучную Швецию, руководством медиа корпорации SVT принято решение о закрытии 180 сервисов и увольнении 2000 сотрудников. При этом под сокращение попала, согласно выступлению управляющего директора шведского радио Силлы Бенкё, и «курдская редакция», которая раздражала Анкару, поскольку выступала в защиту курдской общины и отражала их интересы в противостоянии с властями Турции, Ирака и Сирии.
Следует отметить, что SVT, будучи меди-гигантом, является важным проводником политики и интересов правящих элит Швеции, и регулярно получает госфинансирование в виде правительственных грантов. Соответственно, заявление о закрытии «курдского направления» 31 января, то есть спустя шесть дней со дня подписания президентом Турции Р. Эрдоганом известного указа о ратификации членства Швеции в НАТО, свидетельствует о наличии политической сделки между Стокгольмом и Анкарой, где курды в очередной раз оказались в роли «разменной монеты». Тот факт, что в данной ситуации пострадали не только курдские интересы, но и подорван авторитет самой Швеции, ранее выступавшей активным поборником защиты прав угнетенных народов и национальных меньшинств, видимо, правительство Ульфа Кристерссона мало волнует, ибо установка на сделку с турками, очевидно, поступила от самих Соединенных Штатов.
Таким образом, политика двойных стандартов, демонстрируемая той же Швецией, свидетельствует, что у Стокгольма не может быть самостоятельной внешней политики, отличающейся от курса лидера НАТО США. Надежды же на шведскую демократию тех же курдов и других народов, пострадавших в разное историческое время от деспотизма и тирании, будут преданы местными властями в угоду конъюнктурных интересов и в пользу наследников бывших тиранов. Таковы реалии современной геополитики Запада.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»