Как известно, российско-украинский военно-политический кризис в немалой степени начался из-за нарушений НАТО договоренностей, ранее достигнутых с Москвой при развале Советского Союза и ОВД. В частности, США (чьим «задним двором», как отмечает президент России В.В. Путин, является НАТО) решили продвигать Североатлантический альянс на Восток (включая пределы регионов исторического влияния и ответственности России). Подобная геополитика лидера англосаксов рано или поздно должна была привести к столкновению интересов с российским государством, что фактически мы и наблюдаем на территории Украины.
Однако с началом СВО ВС РФ в феврале 2022 г. буквально через три месяца в мае Финляндия и Швеция, избравшие после Второй мировой войны нейтральный статус, под воздействием внешних сил подали заявки на вступление в НАТО с надуманной мотивировкой об угрозе, якобы исходящей от России. В этой связи Турция и находящаяся с ней в союзе по Организации тюркских государств (ОТГ) Венгрия изначально заняли негативную позицию, выдвигая при этом Хельсинки и Стокгольму свои претензии с разными убедительными и менее убедительными обоснованиями.
Подобная спекулятивная ситуация с Финляндией продлилась почти год, а после ратификации финского вопроса в марте 2023 г. Венгрией и в апреле того же года Турцией 4 апреля Финляндия стала 31-м членом НАТО. В случае со Швецией «турецкая пауза» продлилась 20 месяцев, и 23 января 2024 г. Генассамблея ВНСТ одобрила вступление Швеции в НАТО.
При этом из 600 депутатов в голосовании участвовали 346, из них преимущественно представители правящей Партии справедливости и развития (ПСР) 287 депутатов выступили «за», 55 «против», а 4 «воздержались». Иными словами, как бы президент Р. Эрдоган не восхвалял достижения турецкой демократии, но необходимые голоса его партии гарантировали решение шведского вопроса после долгих политических торгов бессменного лидера с внешними партнерами.
Нельзя сказать, что данное решение турецкого парламента стало политической сенсацией первой четверти ХХI в. Однако столь долгое упорство Эрдогана, все же, оставило след в истории «внутриклубных противоречий» в системе НАТО. Анкара в течение 20 месяцев попеременно публично и кулуарно выдвигала Швеции, ЕС и США разные требования и условия. В частности, это были то тема антитеррора, то вопрос курдского сепаратизма, то содействие евроинтеграции, то предоставление льготных кредитов и инвестиций, то военная сделка с американскими истребителями F-16, то удовлетворение геополитических и экономических интересов Турции в некоторых региональных темах (от Ливии до Сирии, от Газы до Карабаха).
Буквально на следующий же день после голосования турецкого парламента многие мировые СМИ стали отмечать встречные действия администрации президента США Дж. Байдена, направленные на положительное решение вопроса продажи Турции 40 модернизированных истребителей F-16 Block70 и комплектующих запчастей на сумму 20 млрд долл.
В частности, американское издание Reuters отмечает, что президент Джозеф Байден направил письмо главам ключевых комитетов Конгресса, где сообщил о намерении администрации Белого дома начать процесс официального уведомления о продаже Турции названных истребителей сразу же после завершения процесса вступления Швеции в НАТО. Очевидно, здесь акцент делается на завершающей подписи президента Эрдогана в указе по ратификации решения парламента в течение 15 дней. Одновременно Байден призвал комитет Сената по международным отношениям и комитет Палаты представителей по иностранным делам одобрить военную сделку с Турцией без промедления.
Первый заместитель пресс-секретаря Госдепа США Ведант Патель в ходе брифинга, поддержав решение парламента Турции по вступлению Швеции в НАТО, заявил, что США ожидают от президента Эрдогана официального завершения процесса и получения ратификационной грамоты, а также сохраняют надежду на аналогичное положительное решение парламента Венгрии по шведскому вопросу. Администрация президента и Госдепартамент США уже выразили свою поддержку по теме продажи истребителей F-16 Турции, дело осталось за решением Конгресса. Как известно, непримиримый в данном вопросе сенатор Роберт Менендес осенью 2023 г. был освобожден от поста руководителя соответствующего комитета с возбуждением уголовного дела по части коррупции.
Американский политолог Эрл Расмуссен полагает, что решение турецкого парламента по Швеции стало следствием политического торга по принципу «услуга за услугу». В частности, Расмуссен утверждает, что в обмен на согласие Эрдогана Турция скорее получит американские истребители F-16, доступ к некоторым новым технологиям, миграционное смягчение, а также не исключает евроинтеграцию Турецкой Республики. «Кто знает, – говорит он, – может быть, мы действительно увидим, как Турция станет частью ЕС. Они ждали 20 с лишним лет».
Таким образом, для завершения шведской ратификации осталась одна Венгрия. Будапешт также поспешил после решения Анкары объявить о своем скорейшем желании положительно рассмотреть шведский вопрос на ближайшем заседании парламента, которое начнется в феврале. В частности, премьер-министр Виктор Орбан заявил, что будет призывать венгерский парламент одобрить заявку Швеции на вступление в НАТО «при первой же возможности». Более того, как только Орбан узнал о планах голосования турецкого парламента, он спешно отправил официальное приглашение шведскому коллеге посетить Будапешт для переговоров о процессе вступления в НАТО. А Ведант Патель напомнил венгерским союзникам их же слова, что Будапешт не будет последней в списке ратифицирующих стран.
Венгерские эксперты (например, Габор Штир) полагают, что у них нет особых причин отказа Швеции в НАТО. Просто В. Орбан в порядке «принятых норм» политического поведения, как и его друг Р. Эрдоган, вел откровенный торг для удовлетворения собственных финансовых и репутационных интересов. В итоге Будапешт получил от ЕС 10 млрд евро помощи, ранее законсервированных Брюсселем из-за ситуации на Украине. Ну, а шведы допускали критику венгерской демократии по части непринятия еврокультуры ЛГБТ. В то же время, если главный союзник по ОТГ Эрдоган решил свои вопросы и согласился с членством Швеции в НАТО, то у Венгрии мгновенно исчезли претензии, которых, как оказалось, и не было. Габор Штир считает, что венгры не согласовывали свои действия с Турцией, но поддержат Анкару в надежде на аналогичную помощь турок в другом случае.
Что тут сказать, оставим тему политических спекуляций относительно богатой и обеспеченной Швеции на совести политиков стран НАТО (включая, не только Турции и Венгрии, но и тех же США и ЕС, которые принимают подобные торги). Одно ясно, что России в этих спекулятивных расчетах не было, и нет. Вступление Финляндии и Швеции в НАТО усилит Североатлантический блок в Балтийском море и добавит эскалацию военной напряженности. Вхождение Финляндии в альянс, с которой у России порядка 1300 км сухопутной границы, уже привело практически к удвоению протяженности сухопутной границы между Россией и членами НАТО. А к этому добавится и морская граница.
Официальные власти России устами пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова отметили, что подобное решение турецкого парламента является суверенным правом Турции. Москва понимает, что Турция остается членом НАТО, соответственно, имеет свои союзнические обязательства с альянсом и исходит из своих интересов.
Зампред Совета Федерации Константин Косачев сожалеет, что Турция таким решением упускает исторический шанс выступить в интересах всего человечества, а не отдельного блока.
Однако в политике сожаления не помогают намерениям. В России, видимо, придет осознание, что Турция как была, так и останется членом НАТО, ибо с этим военным блоком при лидирующем участии США и Великобритании турки связывают стратегическую безопасность своей страны. Пора, очевидно, прекратить выдавать желаемое за действительное в части касающегося мнимого намерения Турции выйти из состава НАТО. Как бы Доку Перенчик не выступал с критикой итогов голосования турецкого парламента по Швеции и не называл это предательством, он не принимает решений в Турции, ибо не является президентом этой страны.
Модернизация турецких ВВС американскими истребителями F-16 планируется теми же США в рамках стратегии оперативной совместимости членов альянса. Конечно, сегодня Реджеп Эрдоган не рассматривает (во всяком случае, публично) Россию в качестве военного противника Турции, но что будет завтра – сказать сложно. Между тем, если НАТО считает Россию своим главным военно-политическим противником, то куда из «натовского корабля» денется та же Турция (ведь у них общее планирование, общие программы подготовки войск, совместные военные учения, тесное взаимодействие органов военной разведки).
В свое время СССР, США и Великобритания были союзниками по антигитлеровской коалиции с учетом общих интересов и общего противника. Но ситуация изменилась и союз между ними ушел в историю, уступив место периоду «холодной войны». Турция никогда не была надежным союзником России в силу расхождения наших геополитических интересов. Современное партнерство, видимо, больше упирается в ситуационный процесс и дополняется фактором личности, нежели реальности. Если Турция, как полагает К. Косачев, ставит выше интересы НАТО остальному человечеству, то Россия не входит в этот блок и остается с человечеством…
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»