EN|FR|RU
Социальные сети:

Регион Сахель и крах политики Франции

Виктор Михин, 24 января 2024

окончания военного присутствия Франции в Сахеле

По мере того, как проходит время после окончания военного присутствия Франции в Сахеле, и последние французские войска выведены из Нигера, в центре внимания многих политологов оказывается анализ ее прежней политики в регионе. Вывод французских войск символизирует конец стратегии Парижа, в которой непропорционально большое значение придавалось военной мощи, в то же время отодвигая на второй план более нужные для африканцев элементы социальной и политической поддержки. Те же политологи делают закономерный вывод, что чрезмерная зависимость Франции от военной составляющей в ущерб стимулированию развития, в конечном итоге привела к ослаблению ее присутствия и ухода из региона Сахель.

Среди специалистов и в военно-политических кругах существует четкая и давняя аксиома: ни одна военная победа не может быть устойчивой без социальной и политической поддержки. Тем не менее, французское вмешательство в регион Сахеля наглядно продемонстрировало игнорирование такого основного принципа. Предполагаемая военная операция по концепции, закрепленной в стратегическом руководстве Парижа, на самом деле так и не осуществилась. Поскольку Франция якобы предприняла меры по сдерживанию экстремистской волны в Буркина-Фасо, Мали, Мавритании, Нигере и Чаде, что на самом деле было выступлением местного населения против неоколониальной политики Парижа. Несмотря на создание Сахельского альянса в 2017 году совместно с Германией, ЕС и другими партнерами, результат был далек от предполагаемого консорциума поддержки.

Французские операции в Сахеле, получившие название операции «Сервал», а позже — операции «Бархан», были начаты с двумя основными целями: остановить по мнению Парижа «волну экстремизма» в Буркина-Фасо, Мали, Мавритании, Нигере и Чаде и расширить линию помощи в целях развития этих государств, тем самым создав основу поддержки для сохранения своего присутствия в регионе. Однако этот двуединый план не сработал в отношении последней цели, гарантировав полный крах первой.  То, что должно было стать современной политикой Парижа, только расширило пропасть между французскими военными целями и социально-политическими реалиями жизни стран в Сахеле.

Последствия этого перекоса очевидны. В то время как Франция сосредоточилась на подавлении (по их мнению) мятежей, региональные правительства столкнулись со многими проблемами в обычной жизни, которые не могут решить военные. В результате антифранцузские настроения только усилились, что в конечном итоге привело к государственным переворотам в Мали и Буркина-Фасо, которые только еще больше подорвали позиции Франции и осложнили региональную обстановку. В этой трясине государства Сахеля начали поворачиваться в сторону других супердержав и, в частности России, ища альтернативу французской военной модели. Этот сдвиг подчеркивает более масштабное геополитическое соперничество и отражает стремление местных властей найти различные решения своих проблем, как связанных с безопасностью, так и иных. Поворот в сторону России представляет собой новую модель политического курса в Сахеле — ту, которая переходит от полной зависимости от Западных альянсов к проведению более независимой политики при отстаивании своих национальных интересов при поддержке России и других членов организации БРИКС. «Таким образом,- считает саудовская Arab News,- этот сдвиг усугубляет существующую геополитическую напряженность и отражает отчаяние местных властей в поисках альтернативных решений непрекращающихся кризисов в области безопасности».

Справедливости ради, Сахельский альянс действительно пытался обеспечить официальную структуру для столь необходимой военно-гражданской координации. Но даже такой амбициозный шаг не смог восполнить пробелы, оставленные порочной французской стратегией, в которой игнорировался важнейший вспомогательный элемент: помощь в целях развития. Французская помощь в целях развития, направленная на государства Сахеля, составила лишь 10 процентов от общего объема помощи Африке. Что еще более показательно, Мали получила менее 3 процентов. Эта схема оставалась неизменной на протяжении всего французского присутствия в регионе, что является четким показателем несоответствия между заявленными политическими целями Парижа и фактическим распределением ресурсов.

Более того, каждое французское вмешательство было вызвано соображениями, основанными в первую очередь на безопасности в своих собственных интересах, что ограничивало эффективность Парижа и его способности вносить вклад в долгосрочную стабильность. Жесткий подход Франции к обеспечению своей безопасности был очевиден благодаря ее значительному военному развертыванию. Только в Ниамее французское присутствие включало авиабазу и более мелкие подразделения вдоль границ с Мали и Буркина-Фасо. Несмотря на ее военную доблесть, эта стратегия, ориентированная на безопасность французских интересов, была как простой пластырь, накладываемый на огромную рану, вместо серьезного лечения. В ней игнорировались основные проблемы, подпитывающие нестабильность: бедность всего африканского населения, отсутствие четкого профессионального управления, экономическое отчаяние правящих кругов –все эти причины были вызваны грабежом национальных богатств со стороны Парижа и других стран Запада.

Отдавая приоритет прежде всего своей безопасности, а не развитию сахельских государств, Франция непреднамеренно укрепила сами основы недовольства, которые она, возможно, стремилась преодолеть. Поскольку неуклюжие попытки оказать поддержку развитию не увенчались успехом, это подпитало антифранцузские настроения, вызвав сомнения в намерениях Парижа и, в конечном итоге, приведя к справедливым обвинениям в неоколониальных моделях политики зависимости. Особенно это стало проявляться во времена правления президента Макрона, который своими неуклюжими действиями только вызвал волну гнева и протеста против господства Франции в Сахеле.

Урегулирование конфликтов в Сахеле, как и везде, всегда было сложной задачей, которая требовала тонкого балансирования между военным вмешательством и активной социально-экономической поддержкой. По общему признанию, сложный характер вовлеченных сторон и расходящиеся интересы международных игроков Запада еще больше усложнили задачу. Тем не менее, история сахельской политики Франции подчеркивает, что любая стратегия военного вмешательства, которая недостаточно учитывает важнейший компонент гражданской поддержки, неизбежно наталкивается на существенные препятствия. Уроки, извлеченные из сахельской авантюры Франции, подчеркивают настоятельную необходимость перехода от милитаризованных стратегий к более целостному, ориентированному на гражданское общество подходу, охватывающему не только безопасность, но и развитие, особенно с прицелом на предотвращение глобальных угроз, таких как изменение климата и пандемии.

Опыт сахельской политики Франции представляет собой тематическое исследование, которое подчеркивает настоятельную необходимость более сбалансированного и скоординированного политического и гражданского подхода к военным вмешательствам. Такой подход, при котором принцип гражданско-военной координации является не запоздалой мыслью, а неотъемлемой частью разработки и осуществления эффективной политики, основанной на объективных реалиях на местах. Для Франции и ее европейских союзников урок очевиден: военные решения должны дополняться активными инициативами в области развития и подлинными политическими партнерствами. Необходима перемена стратегии на ту, которая ставит во главу угла благосостояние населения Сахеля, поддерживает демократические институты и устраняет коренные причины нестабильности. Но навряд ли Франция и весь Запад способен на переориентировку своей, проводимой в течение многих десятков лет эгоистичной политики в отношении региона Сахеля и всей Африки. Ведь их основная задача- не подъем благосостояния местного населения и оказание помощи местным правителям в проведении своей национальной политики, а беззастенчивой грабеж национальных богатств сран Африки и ради этого проводится жесткая военно-политическая политики в отношении африканцев.

Многие политики справедливо отметили, что вывод французских войск из Нигера был не просто окончанием операции, но сигналом к самоанализу и стратегической переориентации. Франция вместе со своими международными партнерами должна сейчас задуматься о недостатках чрезмерно милитаризованного подхода. Но смогут ли нынешние правители Парижа и других европейских стран пойти на это. Навряд ли! Устойчивый мир в Сахеле зависит от целостной стратегии, которая уравновешивает проблемы безопасности с социальным, политическим и экономическим развитием. Только тогда народы Сахеля смогут встать на путь к прочной стабильности и процветанию в новом строящемся многостороннем мире.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Очередной акт обострения ситуации в Южно-Китайском море
Трамп 2.0: Возвращение «Америка прежде всего» и его влияние на динамику мировой власти
Саммит G20 в Рио-де-Жанейро: момент истины!
Отношения между движением «Талибан» и Таджикистаном, вызовы и препятствия, перспективы
Держитесь! Либеральные элиты трепещут от страха