16.01.2024 Автор: Мади Халис Маалуф

Кризис в Красном море продолжает набирать обороты

Кризис в Красном море продолжает набирать обороты

После начала атак на фоне обострения арабо-израильского конфликта йеменскими повстанцами-хуситами грузовых судов, двигающихся в сторону Израиля, крупнейшие мировые перевозчики ощутили на себе всю тяжесть последствий блокировки одного из самых популярных логистических морских маршрутов в мире.

Речь идет об удорожании фрахта судов на более чем 20 процентных пунктов, повышение расходов по страховке маршрутов, а также рисках транспортного коллапса в связи с обновлением сроков прибытия судов. Все это в купе ведет к удорожанию исходных товаров в разы, многочисленным сбоям доставок грузов и нехватке контейнеров в районах повышенного спроса в азиатском регионе из-за более длительного времени доставки подобного оборудования. Согласно данным аналитиков компании Kuehne + Nagel, по состоянию на 20 декабря, 103 контейнеровоза совершали длительное плавание в обход Африканского континента вместо того, чтобы проходить через Суэцкий канал, вблизи которого риски ракетных обстрелов особенно велики. Такой тренд задала крупнейшая транспортно-логистическая компания Maersk, которая, несмотря на начатую американцами операцию «Страж процветания» по охране грузовых судов в Красном море, продолжает вести свои корабли в обход через мыс Доброй надежды.

По словам госсекретаря США Энтони Блинкена, подобный расклад в сфере мировой логистики затрагивает интересы более чем 40 стран по всему миру. Американский чиновник совершает уже пятый визит на Ближний Восток с начала обострения арабо-израильского конфликта, однако каких-либо значимых результатов, кроме дальнейшей эскалации добиться не удалось.

Напомним, что ситуация в Красном море и до этого была напряженной. Так, помимо йеменского, существуют и ряд африканских конфликтов в Судане, Джибути и Сомали, граждане которого активно промышляли пиратством и нападениями на западные торговые суда. Прекращение работы порта Эйлата, который находится в северной части  Красного моря, и резкое снижение нагрузки на порт Ашдода и на порт Хайфы сыграло значительную роль в образовании кольцевого паралича судоходства по всем берегам данного водоема.

8 января 2024 г. в ответ на заявления повстанцев-хуситов о необходимости уведомления об отсутствии связи с Израилем для безопасного пересечения  Красного моря европейцы решили создать свою морскую коалицию вдобавок к уже имеющимся силам ЕС в составе американского «Стража процветания». Вместе с тем хуситы продолжат отслеживать, куда направляется каждое судно. Если после заявления окажется, что судно все-таки зашло в израильский порт, то его занесут в черный список и обязательно атакуют при следующем прохождении у берегов Йемена.  5 января повстанцы  пригрозили коалиции во главе с США, что их корабли тоже «будут в зоне досягаемости йеменских ракет».

Реальность данной угрозы может подтвердить Саудовская Аравия. Нефтедобывающие комплексы королевства, несмотря на их защиту американскими системами ПВО «Patriot», во время конфликта с Йеменом были поражены, а системы «Patriot» — уничтожены йеменскими ракетами.

Основная загвоздка для США в противостоянии с Йеменом состоит в том, что Штатам придется воевать с хуситами самим, что означает потерю собственных кораблей, чего для США крайне нежелательно. Наземной операции против Йемена как таковой американцами не предусмотрено. Саудовская Аравия ранее пострадавшая в конфликте с Йеменом, отказалась участвовать в амеркианской коалиции, в которой ей отводилась роль ведения наземных военных действий против ЙР.

Для атак на американские суда в Красном море хуситы используют противокорабельные ракеты, которые при меньшей дальности обладают большей точностью и боевой мощью, что гарантирует поражение цели. Несколько сухогрузов, пытавшихся пройти по Красному морю, ВМС Йемена уже подбили именно такими ракетами.

Надводные военные корабли, что в Красном море, что в Аденском заливе Индийского океана у входа в Баб-эль-Мандебский пролив видны, как на ладони. Для хуситов они являются просто очень большой и очень медленной передвигающейся мишенью, при выстреле в которую трудно промахнуться.

С учетом данных рисков американцы вряд ли пойдут на прямую конфронтацию с Йеменом. Политическое руководство Йемена уже сделало заявление о том, что их политика не направлена против третьих стран, а только против Израиля, и, если США хотят разблокировать Красное море, то им следует не пытаться осуществить агрессию против хуситов, а попытаться повлиять на Израиль с целью прекращения насилия в секторе Газа.

Каждый день простоя судов, которые ждут открытия Красного моря, или каждый день движения судов вокруг Африки увеличивает цены на товары, в том числе на нефть. На руководство Соединенных Штатов Америки оказывают давление их европейские союзники, крупнейшие торговые фирмы, а также  нефтетрейдеры. Они требуют восстановления торгового судоходства по Красному морю.

Решатся ли Соединенные Штаты Америки на полномасштабную военную операцию против Йемена или ограничатся лишь точечными авиаударами по объектам повстанцев-хуситов, мы узнаем в ближайшее время. Хотя, как видится, для выхода из данной критической ситуации американцам проще и дешевле перенастроить конфигурацию Израиля.

 

Мади Халис Маалуф, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: