04.01.2024 Автор: Александр Сваранц

США пытаются перезапустить новые отношения с Турцией

США пытаются перезапустить новые отношения с Турцией

Несмотря на солидный перечень разногласий и противоречий между Вашингтоном и Анкарой (например, по ряду региональных вопросов в Средиземноморье, на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, по части антироссийских санкций и отношений с Россией и Китаем, по теме армянского, кипрского, курдского и палестинского вопросов и т.д.), Турция по-прежнему остается важным членом блока НАТО и военно-политическим союзником США.

Динамика региональных событий на Ближнем Востоке, связанная с продолжающимся военным конфликтом между ХАМАС и Израилем, вновь выявила комплекс противоречий между США и Турцией. Президент Реджеп Эрдоган занимает сторону ХАМАС и поддерживает освободительную борьбу палестинцев, обвиняет Израиль в совершении военных преступлений (и даже геноцида арабов) в секторе Газа, призывает МУС привлечь к уголовной ответственности израильского премьер-министра Б. Нетаньяху, публично осуждает предвзятую произраильскую политику США в данном конфликте. Анкара демонстрирует последовательную политику и аргументированно считает, что американо-израильский союз приводит к многочисленным физическим жертвам невинных людей и массовым разрушениям палестинского анклава.

Между тем, Реджеп Эрдоган не только призывает к скорейшему прекращению боевых действий в Газе, обмену всех заложников, оказанию гуманитарной помощи, недопущению насильственной депортации палестинцев из данного анклава, но и предлагает фундаментальный механизм окончательного урегулирования палестинского вопроса путем признания независимости Палестины со столицей в Восточном Иерусалиме. Более того, Анкара предлагает США и остальным постоянным членам Совета безопасности ООН: а) провести реформу института СБ в сторону расширения числа постоянных членов с обязательным включением в его состав ключевой исламской страны (очевидно, самой Турции); б) возродить в международной практике механизм мандатного института и предоставить Турции мандат гаранта безопасности будущего палестинского государства; в) имплементировать решения ООН 1967 г. по границам будущей независимой Палестины.

Соответственно, подобные инициативы Турции находят поддержку у большинства стран Арабского Востока, мусульманского и части немусульманского мира, что свидетельствует о возрастающей роли Турции в системе региональных и международных отношений. Анкара в палестинском вопросе предпочитает делать ставку больше на дипломатическую риторику, нежели на соучастие в антиизраильской военной коалиции части стран Ближнего Востока (например, Ирана, Ирака, Сирии, Ливана и Йемена). Последнее не остается вне поля внимания США.

Однако Вашингтон блокирует турецкие инициативы по палестинскому вопросу, использует вето постоянного члена СБ ООН для исключения принятия важных резолюций, имеющих международную юридическую (обязательную) силу для того же Израиля (например, в части прекращения огня или признания независимости Палестины). Америка продолжает поддерживать Израиль и его право на самооборону. Хотя реальные события в секторе Газа свидетельствуют уже не о самообороне, а, наоборот, о полной агрессивной войне со стороны Тель-Авива.

В турецко-американских разногласиях палестино-израильский кризис не единственная тема. Анкара по-прежнему продолжает манипулировать шведским вопросом, оттягивает положительное решение турецкого парламента по вступлению Швеции в НАТО и использует данную искусственную проблематику в своих политических торгах с теми же США. До президентских выборов 2023 г. Эрдоган тему расширения НАТО в Европе (то есть вступления Финляндии и Швеции в альянс) поделил на две части: до выборов одобрение членства Финляндии, а после выборов – Швеции (возможно, как некую гарантию собственной безопасности от вероятной операции «Гладио» и успех на выборах). С июльского же саммита НАТО в Вильнюсе вновь избранный президент Турции стал использовать шведский вопрос для получения от США выгодных кредитов и военных поставок модернизированных истребителей F-16 Block70.

Сегодня «заморозка» процесса голосования депутатов ВНСТ по Швеции некоторыми турецкими политиками и экспертами обосновывается уже не только уступками США в части кредитов и истребителей, но и разрешения палестино-израильского кризиса. Иными словами, президент Эрдоган добивается от США принятия его плана урегулирования палестинского вопроса путем признания независимости Палестины в границах 1967 г. и столицей в Восточном Иерусалиме. Это и станет ценой признания Турции ключевым мировым игроком с постоянным членством в СБ ООН и предоставлением Анкаре мандата гаранта безопасности Палестины. Как видим, гибкость турецкой дипломатии способна увязывать разные темы для достижения своих целей.

В сирийском кризисе Турция, развивая партнерство с Россией, ведет более решительную антикурдскую политику и сохраняет оккупацию части северо-западных территорий САР. И вновь Турция позволяет себе усугубление разногласий с США по отношению к сирийским курдам, определяет их экстремистами и террористами, ведет воздушные и специальные операции по уничтожению их оборонительных объектов с целью выдавливания из мест проживания с переселением на их места туркоман. Турецкие эксперты возмущаются фактом проведения в занятых американцами районах Сирии совместных военных учений войск США и боевых проамериканских курдских формирований. Подобное мероприятие турки расценивают как шаг США против духа союзничества с Турцией.

На Южном Кавказе Турция, во многом благодаря согласию России, достаточно успешно для своего союзника Азербайджана участвует в ликвидации карабахского вопроса и принуждения Армении к очередным уступкам по части расконсервации Зангезурского транспортного коридора для формирования новых транзитных коммуникаций по логистической связи Анатолии с Севером и Востоком. Единственным до недавнего времени препятствием в этом вопросе являлась позиция Ирана, ибо Тегеран неоднократно и публично отрицал возможность уступок Армении по части Зангезурского коридора под контроль Турции и Азербайджана.

Иран опасается усиления туранского вектора Турции и блокирования его северных границ. Однако Россия предлагает той же Армении установление собственного контроля над Зангезурским коридором силами пограничных войск ФСБ, что отражено и в трехстороннем соглашении от 9 ноября 2020 г. Между тем, США, будучи противником России и Китая, выступают против утраты армянской юрисдикции над Зангезурским коридором в пользу третьей стороны.

Вашингтон, по свидетельству официального представителя Госдепартамента США Мэтью Миллера, регулярно в переговорах с турецкими коллегами обсуждает тему армяно-азербайджанского примирения (включая Зангезурский коридор и разблокирование региональных коммуникаций по связи Армении с Азербайджаном и Турцией).

Белый дом, в недавних телефонных переговорах президентов Джозефа Байдена и Реджепа Эрдогана, высоко оценил визит турецкого лидера в Грецию и перезапуск турецко-греческих отношений. Вашингтон надеется, что «потепление» между Анкарой и Афинами в будущем позитивно скажется и на турецко-армянских отношениях. Соответственно, роль Турции в ускорении процесса заключения мира между Баку и Ереваном отвечает интересам и США.

Америка по-прежнему воспринимает Турцию в качестве важного союзника. Последние же события на Ближнем Востоке демонстрируют Вашингтону, что американское влияние в регионе может за короткое время улетучиться в случае новых потерь опорных центров регионального партнерства. США, очевидно, пытаются восстановить оперативную совместимость Турции с НАТО, а это означает их участие в модернизации турецкой армии (включая осуществление сделки по истребителям F-16). Америка надеется, что Анкара удовлетворит членство Швеции в НАТО, в обмен Вашингтон может помочь турецкой экономике выгодными кредитами (в том числе, с привлечением финансовых возможностей тех же шведов).

Что же касается темы палестино-израильского конфликта, то США вынуждены будут усмирить Тель-Авив в плане прекращения боевых действий, начала очередных (а быть может продолжения бесконечных) переговоров по судьбе Палестины с «заморозкой» принятия окончательного решения и предоставления определенных бонусов Турции (например, членство в СБ ООН, или присутствие турецких миротворцев в Газе как начало будущего мандата безопасности). Таким образом, появится новая возможность рестарта отношений между США и Турцией.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: