07.12.2023 Автор: Константин Асмолов

Межкорейскому соглашению в военной сфере осталось недолго?

Межкорейское соглашение в военной сфере

1 ноября 2018 г. вступило в силу межкорейское соглашение в военной области (МСВО), которое подписали 19 сентября в Пхеньяне министры обороны Юга и Севера Сон Ён Му и Но Гван Чхоль. Полное название документа — Соглашение о примирении, ненападении, обменах и сотрудничестве, известное как “Соглашение об осуществлении исторической Панмунджомской декларации в военной области”, или МСВО.

Документ был принят в рамках реализации Пханмунчжомской декларации 27 апреля, которая предусматривала прекращение «враждебных действий» в отношении друг друга и устранение «опасности войны». Он был направлен на снижение военной напряженности между Северной и Южной Кореей вдоль линии соприкосновения и возможный контроль над вооружениями в будущем, предотвращение случайных столкновений и укрепление взаимного доверия.

В соответствии с соглашением вдоль сухопутной границы была установлена 10-километровая буферная зона, в которой запрещались артиллерийские стрельбы и военные учения на уровне полка и выше. Соглашение предусматривало удаление наземных мин, постов охраны, оружия и разоружение персонала в Совместной зоне безопасности (JSA) по обе стороны границы между Северной и Южной Кореей. Аналогичные буферные зоны шириной 80 км создали на морских границах с целью предотвращения столкновений военных кораблей. В них были запрещены артиллерийские стрельбы и военно-морские учения. В воздушном пространстве над демилитаризованной зоной были установлены бесполётные зоны, в которых запрещается эксплуатация беспилотных летательных аппаратов, вертолётов и других воздушных судов.

В Белой книге Сеула по обороне утверждается, Пхеньян нарушил соглашение 17 раз до конца прошлого года, и только в прошлом году произошло 15 нарушений. Правда, в чем именно состояли нарушения, не указывают, так как за них выдается иное. Обстрел буферных зон в ходе учений не равнозначен их ремилитаризации, так же, как и действия Пхеньяна по наращиванию ракетно-ядерного потенциала и развитию обычных средств вооружений в целом. Даже обстрел поста охраны в 2020 г. был случайностью, хотя обе стороны выпустили пару сотен пуль.

Консервативные СМИ и политики полагают, что с развитием с 2018 по 2023 г. ракетного потенциала КНДР «весь регион Южной Кореи находится в пределах досягаемости тактического ядерного оружия Севера», и потому буферные зоны не имеют смысла. Это не так, потому что они страхуют от случайных столкновений, провокаций и потенциальной «войны из-за кролика».

Единственное, что однозначно можно было бы назвать нарушением соглашения – рейд северокорейских разведывательных БПЛА в декабре 2022г. В ответ РК провела собственный рейд, который, честно говоря, тоже был нарушением соглашения, так что стороны «разменялись». Однако именно после этого в начале 2023 г. президент Юн Сок Ель приказал чиновникам рассмотреть вопрос о приостановлении действия соглашения, если Северная Корея снова вторгнется на территорию Юга.

Но учтем не только консервативную риторику, но и общественные страхи. Согласно данным, опубликованным 19 октября 2023 г. компанией Opinion Research Justice, 48,3% респондентов считают, что вероятность внезапного нападения Севера существует, в то время как 47,4% заявили, что такой сценарий маловероятен или невозможен. Доля тех, кто опасается войны, в этот раз стала выше результатов двух предыдущих опросов, показавших 37% в 2017 году и 42,7% в 2020 году. Хотя по результатам другого опроса, проведённого в тот же день, 48,3% опрошенных заявили, что Сеул должен сохранить МСВО, а 37,4% — что его следует приостановить или отменить.

Разговоры о денонсации соглашения усилились после начала октябрьского конфликта на Ближнем Востоке. Южнокорейские эксперты стали активно примеривать атаку ХАМАС от 7 октября 2023 г. «на себя» с учетом того, что теоретически КНДР вполне может устроить нечто похожее. При этом ее артиллерийская и ракетная мощь на порядок лучше, чем у ХАМАСа: около 700 дальнобойных артиллерийских орудий, причем 300+ из них способны обстреливать «большой Сеул», где проживает около половины населения страны.

И здесь заговорили о том, что бесполетные и буферные зоны МСВО мешают эффективно вести разведку и наблюдение, причем главным защитником этой позиции был новоназначенный министр обороны Син Вон Сик. Еще 25 сентября кандидатом на этот пост трехзвездочный армейский генерал в отставке говорил, что МСВО должно быть отменено, поскольку это « неправильное соглашение, которое увеличило уязвимость наших вооруженных сил…. Существует много областей военной уязвимости, вытекающих из военного соглашения от 19 сентября, таких как боевая мощь и оперативные возможности, я считаю, что оно должно быть отменено».

Син выступал за отмену соглашения, приводя следующие аргументы:

— ухудшение возможностей ведения за КНДР наблюдения и разведки, а также ограничения в плане нанесения высокоточных ударов с близкого расстояния из-за беспилотной зоны;

— изоляция пяти северо-западных островов и острова Токчжокто вследствие создания беспилотной зоны и буферных сухопутного и морского районов;

— наличие угрозы для 26 млн человек, проживающих в столичном регионе;

— ограничения на проведение огневой подготовки и совместных учений.

10 октября Син Вон Сик в очередной раз заявил, что РК находится под гораздо более серьёзной угрозой, чем Израиль, и единственный способ реагирования на это – разведка и наблюдение. Между тем, бесполётная зона, установленная вдоль границы, не позволяет наблюдать за подготовкой северокорейских провокаций. Так, Израиль мог бы понести меньшие потери от недавней атаки ХАМАС, если бы вёл круглосуточное наблюдение за территорией Палестины с помощью беспилотных летательных аппаратов, — добавил министр.

23 октября во время своего визита в подразделение морской пехоты на острове Енпхендо в Желтом море Син Вон Сик повторил свой призыв приостановить действие соглашения: «МСВО ограничивает наши возможности по проведению учений с боевыми стрельбами, которые необходимы для того, чтобы защитить пограничные острова от возможного нападения со стороны Северной Кореи».

27 октября во время парламентской сессии Син Вон Сик заявил, что Северная Корея нарушила межкорейское военное соглашение несколько тысяч раз, — записав в них то, что артиллерийские орудия или иллюминаторы ДОТов не были закрыты. Комментарии излишни. Тогда же Син Вон Сик заявил, что правительство обсуждает вопрос о возможной приостановке действия документа, и отметил, что Вашингтон поддерживает в этом вопросе Сеул.

13 ноября Син Вон Сик объяснил позицию Сеула во время своей встречи с главой минобороны Ллойдом Остином, подтвердившим, что он и Шин обменялись мнениями по этому вопросу и «договорились продолжать тесные консультации в будущем».

Иные военные кадры, занимающие посты при консерваторах, поддерживают Сина. 12 октября 2023 г. председатель Объединенного комитета начальников штабов РК Ким Сын Гю во время парламентской проверки заявил, что МСВО ограничивает наблюдение Южной Кореи за Севером. «Из-за бесполетных зон, установленных в соответствии с военным соглашением, дальность нашего наблюдения ограничена во времени и пространстве».

24 октября командующий корпусом морской пехоты генерал-лейтенант Ким Ге Хван  заявил, что учения с боевой стрельбой с участием самоходных гаубиц К-9 и иной тяжелой техники на пограничных островах в Желтом море необходимо возобновить для повышения военной бдительности в отношении северокорейских провокаций, поскольку после МСВО они были приостановлены. «Учения на суше создают ряд проблем из-за относительно небольшой дальности, что, в свою очередь, влияет на нашу готовность».

1 ноября кандидат на пост председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирал. Ким Мен Су заявил, что МСВО накладывает ограничения на южнокорейских военных. 15 ноября адмирал Ким пояснял, что МСВО устанавливает ограничения для наблюдения южнокорейских военных за Северной Кореей и учений с боевой стрельбой вблизи морской границы заявил претендент на пост председателя Объединенного комитета начальников штабов (ОКШ) РК Мен Су. Учитывая подавляющее превосходство Юга над Севером в области информации, наблюдения и рекогносцировки (ISR), Ким сказал, что бесполетные зоны, предусмотренные пактом, необходимо пересмотреть, чтобы подготовиться к возможностям внезапного нападения Пхеньяна.

Министерство по делам воссоединения в целом согласно с коллегами, но занимает более острожную позицию. С одной стороны, руководитель Ким Ён Хо не раз отмечал, что соглашение от 19 сентября невыгодно для южнокорейской стороны, поскольку оно чрезмерно ограничивает и препятствует работе разведывательных средств РК. С другой стороны, он указывал, что решение о его приостановке следует принимать после всестороннего анализа ситуации в области безопасности.

15 сентября на брифинге представитель министерства по делам воссоединения Ким Ин Э отметила, что сохранение межкорейского соглашения в военной области от 19 сентября 2018 года зависит от его соблюдения северокорейской стороной.  Ким Ин Э назвала высказывания Син Вон Сика неприемлемыми, однако тут же отметила, что Юг и Север должны уважать двусторонние договорённости, и ситуация, когда их соблюдает только одна сторона, недопустимы.

11 октября Ким Ён Хо указал, что МСВО было практически аннулировано Пхеньяном, и «несмотря на то, что Северная Корея не объявляла об этом (расторжении соглашения), ее действия, несомненно, нарушили его дух»., Ким сказал, что для вооруженных сил Южной Кореи было бы крайне важно иметь разведывательные возможности, чтобы быть готовыми ответить нападение с Севера.

Однако при принятии решения о приостановлении действия соглашения Южной Корее необходимо всесторонне учитывать ситуацию с безопасностью. «Некоторые элементы соглашения могут сработать в ущерб Южной Корее, поскольку оно чрезмерно ограничивает работу наших средств наблюдения», — сказал Ким, но правительству еще предстоит решить, приостановить действие соглашения или отказаться от него, отметив, что этот вопрос следует благоразумно обсудить на заседании Совета национальной безопасности.

12 октября 2023 г. министерство объединения намекнуло, что правительство может приостановить действие соглашения в зависимости от ситуации с безопасностью, даже если Пхеньян не нарушит южнокорейскую территорию. «После всестороннего учета ситуации с безопасностью правительство рассмотрит возможность приостановления деятельности Соглашения, если сочтет, что такой шаг необходим для национальной безопасности», — сообщил журналистам представитель министерства на условиях анонимности.

18 октября Ким Ён Хо заявил в интервью СМИ, что «если Север устроит серьезные провокации, нам нужно активно пересмотреть межкорейское военное соглашение». В развитие этого тезиса 27 октября Ким столкнулся с вопросами о том, что представляет собой «серьезная провокация», но отказался привести пример. Когда его спросили, будет ли серьезной провокацией северокорейское ядерное испытание, Ким сказал, что “это будет рассмотрено после испытания”.

Вопрос МСВО стал и ещё одним предметом ожесточённого спора и разногласий между правящей партией «Сила народа» и оппозиционной Демократической.  Консерваторы выступают за необходимость приостановки или пересмотра соглашения. Так, 13 октября лидер парламентской фракции «Силы народа» Юн Чжэ Ок  отметил, что «ХАМАС преуспел в своей внезапной атаке из-за пробелов в израильском наблюдении и рекогносцировке….Вряд ли могут быть какие-либо разногласия по поводу того, что мы больше не должны оставлять вакуум безопасности и дипломатические ограничения, вызванные военным соглашением от 19 сентября, такими, какие они есть»

Вторые же указывают на его эффективность и полезность для предотвращения конфликтов в приграничье. Некоторые их представители выразили обеспокоенность по поводу возможности приостановления действия соглашения, отметив, что оно по-прежнему привело к заметному сокращению морских столкновений вблизи Северной пограничной линии в Желтом море, которая де-факто является морской границей, во время сезонов вылова краба.

«Korea Times» цитирует оппозиционного депутата Пак Пён Сока: «Если мы приостановим действие или аннулируем соглашение, это даст повод для очередной провокации со стороны Северной Кореи». МСВО демократы рассматривают соглашение как гарантию, снижающую риски катастрофических просчетов и рост напряженности для обеих сторон.

Мнение экспертов тоже разнится. Как считает профессор северокорейских исследований Пак Вон Гон, МСВО сыграло определенную роль в обеспечении определенного уровня стабильности. «В ситуации, когда межкорейский диалог не ведется, если соглашение будет расторгнуто, вероятность случайного столкновения возрастет». По его мнению, «если мы сначала объявим о прекращении действия соглашения, это сопряжено со многими рисками. Для правительства будет лучше призвать Северную Корею соблюдать соглашение, оставив при этом место для приостановления действия».

Отметим позицию генерал-лейтенанта армии РК Чон Ин Бома, экс-командующего силами специального назначения Кореи по мнению которого «стабильная демилитаризованная зона и морская граница были обязательным условием для продолжения мирного процесса… Очень прискорбно, что желанный мирный режим не был достигнут, но сторонники по-прежнему указывают на тот факт, что за этот период не было никаких значительных вооруженных столкновений» вдоль границы.

Поэтому генерал Чон полагает, что хотя «действия Северной Кореи, мягко говоря, разочаровывают», но отказ от МСВО должен случится в ответ на реальное, «насильственное» нарушение соглашения.

К тому же, напряженность на Корейском полуострове и без того высока. Отказ от МСВО по надуманной причине на самом деле может выставить Южную Корею виновницей будущей провокации потерять ее моральный авторитет. Наконец, проблема МСВО не в том, что оно ограничивает действия армии РК, а в том, что под его крышей и на фоне COVID-19 существенно ослабла боеготовность войск. Уверенность в отсутствии угрозы, которое давало МСВО, «заставила большинство посредственных командиров пренебрегать подготовкой» на что наложилось «внезапное внимание к правам человека в вооруженных силах», когда в рамках новых правил командиры не привыкли объяснять человеку, который вообще не хочет носить форму, почему он должен нести караульную службу на морозе. Оттого «вопрос об отказе от CMA может быть рассмотрен позже. Реальная проблема заключается в обучении и оснащении армии и получении общественной поддержки».

Отдельно отметим позицию США – открытого подталкивания не видно. Министерство обороны США отказалось  комментировать южнокорейские дебаты , а 7 ноября, отвечая на вопрос о том, следует ли приостановить действие соглашения в интересах безопасности РК, представитель Пентагона Сабрина Сингх заявила журналистам , что вопрос о приостановке действия межкорейского соглашения в военной области должен решать официальный Сеул.

Есть вопросы и по порядку денонсации. В оппозиционных СМИ считают, что денонсировать соглашение должно Национальное собрание, большинство в котором имеет Демократическая партия, по мнению которой соглашение помогает поддерживать мир и стабильность на Корейском полуострове, и его приостановка является опасным актом, который может спровоцировать Северную Корею на новые угрозы в адрес Сеула.

Согласно закону о развитии межкорейских отношений, Южная Корея может приостановить действие соглашений с Северной Кореей, если это будет сочтено необходимым по соображениям национальной безопасности или другим причинам. Поскольку в свое время сделка вступила в силу без ратификации парламентом (кстати, из-за позиции консерваторов), ее приостановление не требует одобрения парламента.

Потому президент может приостановить действие межкорейского соглашения, когда в межкорейских отношениях происходят значительные изменения или когда это считается необходимым для национальной безопасности, поддержания порядка или общественного благосостояния, когда соглашение было подписано без ратификации Национальным собранием.

Сама же процедура приостановления действия соглашения довольно проста – для этого требуется нужное решение Госсовета и уведомление Северной Кореи. При этом министр по делам воссоединения должен помогать президенту в выполнении обязанностей, связанных с межкорейскими соглашениями, что означает, что Министерство играет определенную роль в толковании того, необходимо ли приостановление.

Однако похоже, что МСВО осталось не так долго. 14 ноября представитель администрации президента РК заявил, что МСВО серьёзно ограничивает обороноспособность вооружённых сил РК, в том числе, препятствует разведывательной деятельности в отношении Севера, не исключив возможности частичного аннулирования соглашения. Правительство будет следить за действиями Северной Кореи и рассматривать необходимые меры, — добавил он.  В тот же день 14 ноября источники агентства Ёнхап сообщили, что Южная Корея рассматривает возможность частичного приостановления действия МСВО, если Пхеньян предпримет третью попытку запустить спутник, который в Сеуле считают разведывательным. Якобы южнокорейские военные ранее уже обратились с соответствующим предложением к руководству страны и вопрос обсуждается на уровне Совета национальной безопасности.

В этом контексте нам остается ждать спутника, задержке которого будет посвящен следующий текст. И сожалеть о грядущем решении, потому что дилемма безопасности в данном контексте ведет к опасной черте.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: