29.11.2023 Автор: Борис Кушхов

Итоги саммита ОЭС: прогресс по двум коридорам континентального значения.

Организация Экономического Сотрудничества

Одним из итогов встречи министров транспорта стран-членов Организации Экономического Сотрудничества, состоявшейся 3 ноября этого года в Ташкенте, стало подписание участниками протокола о развитии мультимодального коридора «Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция». Документ предусматривает организацию перевозок грузов из азиатско-тихоокеанского региона в Европу через территорию участвующих в коридоре стран, равно как и подготовку благоприятных условий для наращивания грузооборота между четырьмя государствами. Реализация проекта даст странам Центральной и Восточной Азии доступ к портам Чёрного и Средиземного морей – а, следовательно, и к рынкам Восточной, Южной и Западной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.

Определённо, толчком к продвижению подобного проекта стал прогресс последних лет по разработке проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, обсуждение которого состоялось на саммите Китай-Центральная Азия в середине этого года. Ведь предложенная в рамках ОЭС железная дорога может считаться одним из наиболее перспективных продолжений данного проекта, в котором определённо имеет интерес и Китай. Дальнейшая реализация данного коридора может ускорить и создание железнодорожных магистралей, открывающих странам Закавказья, Центральной Азии, а также Турции доступа к портам Персидского залива через территорию Ирана.

Помимо этого, в ходе состоявшихся вскоре после встречи министров транспорта переговоров между лидерами стран-членов ОЭС, состоялись обсуждения и других перспективных транспортно-инфраструктурных проектов на пространстве Центральной и Южной Азии. В частности, 8 ноября президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев обсудил в ходе своей встречи с премьер-министром Пакистана Анваром уль-Хак Какаром перспективы реализации так называемой «Трансафганской железной дороги».

Несмотря на то, что сами представители Афганистана не принимают участие в деятельности организации с 2021 года, их участие в региональных и межрегиональных транспортно-инфраструкткрных проектах никто не отменял. Временные власти Афганистана по-прежнему ведут активные переговоры по перспективным проектам с отдельными странами ОЭС, но сугубо в двустороннем формате – в этой связи представляется необходимым отметить факт проведения переговоров на высшем уровне с руководством страны-организатора саммита в конце октября этого года в Кабуле, незадолго до самого саммита ОЭС. Встреча была насыщенной – и по составу участников, и по достигнутым договорённостям. В ней принимали участие министры инвестиций, промышленности и торговли, сельского хозяйства, водного хозяйства, горнодобывающей промышленности и геологии, энергетики и транспорта двух стран. В ходе переговоров заместитель главы правительства Афганистана отметил, что транспортно-транзитные вопросы являются локомотивом развития экономики, подчеркнув тем самым высокую заинтересованность своей страны в реализации новых транспортных магистралей, связывающих Центральную и Южную Азию через Афганистан.

Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали дорожную карту по строительству Трансафганской железной дороги «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» ещё в 2021 году, до известных политических событий в самом Афганистане, которые сорвали изначальный план реализации проекта. Однако логика развития внутриконтинентальных взаимодействий между разными странами и народами – от Средиземного моря до Аравийского и Тихого океана в 21 веке, связанная с эпохальным ростом сухопутных транспортных потоков Евразии, не позволила данному проекту «кануть в лету» из-за внутриполитических факторов одной из стран-участниц. Поэтому уже в 2023 году стороны сделали большой прогресс в достижении договорённостей по реализации железной дороги. По предварительным данным проекта, протяжённость магистрали составит 573 километра, а пропускная способность достигнет 20 миллионов тонн в год.

В случае успешной реализации проекта целый ряд государств получит доступ к принципиально новым транспортным маршрутам: так, удалённые от моря страны Центральной Азии получат эффективный доступ к портам Индийского океана. Особенно проект выгоден Узбекистану, который, в контексте параллельной разработки проектов железнодорожных коридоров Китай-Кыргызстан-Узбекистан и упомянутого выше Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция может стать местом пересечения одних из самых перспективных сухопутных маршрутов в масштабах всей Евразии, связывающих север с югом и запад с востоком. Теоретически, трансафганская железна дорога может представлять определённую ценность и для России – страна уже имеет доступ к портам Пакистана через международную автомагистраль АН-4 «Новосибирск-Карачи», которая имеет куда меньшую пропускную способность и куда большую протяжённость. Небезразлична трансафганская железная дорога и Китаю: для КНР данный маршрут может стать крайне важным с точки зрения доступа к Индийскому океану и Персидскому заливу, который в настоящее время обеспечивается преимущественно через Малаккский пролив. Нынешние противоречия между КНР и США, а также КНР и Индией могут усложнить условия использования китайскими судами проходящих через этот пролив маршрутов.  Не случайно маршруты по направлениям «Китай-Центральная Азия-Южная Азия» и «Китай-Центральная Азия-Ближний Восток», а также город Термез, через который будет проходить данная железная дорога, были особенно отмечены в тексте Сианьской декларации саммита Китай-Центральная Азия, состоявшегося в середине 2023 года.

Таким образом, можно уверенностью говорить о том, что состоявшиеся в октябре-ноябре этого года переговоры между странами ОЭС ознаменовались значительным продвижением выгодного для большинства стран Евразии строительства внутриконтинентальных магистралей. Тем не менее, значительная часть благоприятных условий для этого продвижения сложилась и под влиянием других континентальных процессов – активизации диалога в формате «Китай-Средняя Азия», а также постепенный возврат Афганистана к участию в международных транспортно-инфраструктурных инициативах после событий 2021 года.

 

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: