28.11.2023 Автор: Константин Асмолов

Рождение «нового железного треугольника»: ожидания и ход мероприятия

США, Япония и Южная Корея провели переговоры

18 августа 2023 г. президент РК Юн Сок Ель провел в Кэмп-Дэвиде, недалеко от Вашингтона, трехсторонний саммит с президентом США Джо Байденом и премьер-министром Японии Фумио Кисидой. Южнокорейский президент посетил Кэмп-Дэвид впервые с 2008 года, когда там побывал тогдашний глава государства Ли Мён Бак. Кроме того, саммит стал первой полноценной встречей лидеров трёх стран, которые до сих пор встречались только в рамках международных или региональных мероприятий.

На сегодняшний день три страны провели трехсторонние встречи 12 раз, три из которых были при администрации Юна, в кулуарах многосторонних дипломатических мероприятий. Но эта трёхсторонняя встреча, на взгляд автора, была крайне важным событием. Автор не раз писал, что в эпоху глобальной турбулентности единое политическое пространство распадается, уступая место блоковому. И хотя, в отличии от НАТО или иных других союзных блоков времён второй мировой войны, институционное оформление блока Вашингтон-Токио-Сеул выглядит по-другому, документы саммита, о которых мы поговорим позднее, основу для полноценного военно-политического союза.

Джо Байден предложил провести трехсторонний саммит в мае 2023 г., когда три лидера встретились на полях саммита «Большой семерки» в Хиросиме. О дате сообщили 20 июля.

В преддверии мероприятия консервативные СМИ накачивали читателей информацией, что оно станет важным шагом в формировании принципиально новой структуры региональной безопасности.  «Корея хералд» прямо писала о том, что «конфронтация между свободным миром и авторитарными диктатурами, похоже, обостряется по мере того, как Северная Корея, Китай и Россия открыто демонстрируют свою солидарность», и потому саммит в Кэмп-Дэвиде должен «выработать меры не только по укреплению стратегии расширенного сдерживания США против угроз безопасности со стороны Северной Кореи, но и по борьбе с укрепляющимся единством трех автократических стран, обладающих ядерным оружием».

Как писала консервативная, но оппозиционная Юну «Корея таймс»,  «альянс должен быть укреплен» поскольку КНДР, Китай и Россия становятся ближе, чем когда-либо. Союзники должны выступить с совместным заявлением, призывающим Китай и Россию действовать ответственно во имя мира на полуострове, хотя Юну следует подумать и о том, как «гладко поддерживать отношения с Китаем и Россией, одновременно укрепляя сотрудничество с США и Японией. Это не должна быть игра с нулевой суммой. Следует предпринять более энергичные и осмотрительные дипломатические действия, чтобы предотвратить ухудшение отношений с Пекином и Москвой».

Чиновники из окружения президента тоже сразу отмечали знаковость будущего события. Первый заместитель директора по национальной безопасности Ким Тхэ Хё прямо говорил, что «Кэмп-Дэвид станет новым этапом сотрудничества между тремя странами в дипломатической истории 21-го века… Благодаря этой встрече трехсторонняя структура обретет отчетливую независимость в качестве органа сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе». При этом сразу отмечалось, что такие вопросы, как сброс радиоактивных сточных вод с атомной электростанции «Фукусима Дайити», обсуждаться не будут.

15 августа госсекретарь США Энтони Блинкен, цитируя  президента  Байдена , заявил, что предстоящая встреча лидеров РК, США и Японии ознаменует собой новую главу в истории трёхстороннего союза в условиях, когда региональная и международная обстановка находится в состоянии геополитической конкуренции, поэтому настало время укрепить и обновить альянс и подтвердить общее видение свободного, открытого, процветающего и стабильного Индо-Тихоокеанского региона. По мнению Блинкена, РК и Япония являются ключевыми союзниками США в Индо-Тихоокеанском регионе и на глобальном уровне, в связи с чем укрепление трёхстороннего сотрудничества имеет важное значение для региона и мира.

Сам Юн также расхваливал предстоящий саммит как тот, который «установит новую веху в трехстороннем сотрудничестве, способствуя миру и процветанию на Корейском полуострове и в Индо-Тихоокеанском регионе».

В свою очередь, Китай выступил против саммита, называя его продвижением проекта «Азиатского НАТО», в ответ на что  представитель администрации президента РК сообщил, что встреча не нацелена на сдерживание Китая.

17 августа самолёт Юна приземлился на базе ВВС США Эндрюс в окрестностях Вашингтона. Его программа визита предусматривала двустороннюю встречу с Джо Байденом, собственно трёхсторонний саммит США-РК-Япония,  результаты которого были представлены в ходе совместной пресс-конференции, совместный обед лидеров трёх стран, а также переговоры с Фумио Кисидой.

На встрече президентов США и РК стороны обсудили вопросы расширенного сдерживания и денуклеаризации Корейского полуострова, указав, что отметили, что принятая в апреле Вашингтонская декларация добросовестно выполняется. Стороны договорились продолжать тесно сотрудничать ради укрепления потенциала применения расширенного сдерживания, то есть, готовности США применить все доступные средства, включая ядерные, и подтвердили стремление к долгосрочному миру на Корейском полуострове посредством достижения полной денуклеаризации Севера. США и РК договорились укреплять сотрудничество в противодействии получению Пхеньяном средств от отправки рабочих за границу и незаконной деятельности в киберпространстве. Кроме того, участники встречи обсудили взаимодействие в сфере экономической безопасности и передовых технологий.

На аналогичной встрече с премьер-министром Японии Фумио Кисидой стороны отметили рост сотрудничества благодаря улучшению отношений между государствами и согласились с необходимостью укрепить взаимодействие на фоне растущей ракетно-ядерной угрозы со стороны Северной Кореи.

Главный итог собственно саммита – новый уровень партнёрства в области безопасности, отраженный в трех документах. Первый из них«Принципы Кэмп-Дэвида», относительно кратко определяющий цели и методы трёхстороннего сотрудничества: союзники заявили о намерении добиваться мирового порядка, основанного на правилах, общих ценностях свободы, прав человека, верховенства права, и играть ключевую в обеспечении безопасности и благополучия в регионе.

Второй документ «Обязательство о консультациях между РК, США и Японией», в котором стороны договорились немедленно консультироваться друг с другом в случае возникновения угроз в Индо-Тихоокеанском регионе, затрагивающие интересы всех трех стран и создать для этого канал связи для оперативного обсуждения и реагирования на уровне замминистров.  Какие именно угрозы, в самом документе указано не было (и это позволяет трактовать его максимально широко). Однако в администрации южнокорейского президента уточнили, что имеются в виду торговые споры, сбои в цепочках поставок, ракетная угроза со стороны Северной Кореи, серьёзная провокация на море, а также любая иная угроза внутри или за пределами страны.

«Обязательство» предусматривает обмен информацией, согласование и координацию действий; при этом речь не идёт о замене им обязательств в рамках союзов США-РК и США-Япония; «страны сохраняют за собой свободу предпринимать все необходимые действия для защиты безопасности или суверенитета».

Третий документ, — совместное заявление под названием «Дух Кэмп-Дэвида». В нём зафиксирована договорённость о проведении ежегодных трёхсторонних встреч между главами государств, министрами иностранных дел, обороны и финансов, а также советниками по национальной безопасности. США, Япония и Южная Корея подтвердили приверженность полной денуклеаризации КНДР и объявили о проведении ежегодных совместных оборонительных учений и создании до конца 2023 года системы обмена данными о ракетной активности Северной Кореи в режиме реального времени. Аналогично достигнута договорённость о расширении взаимодействия и сотрудничества в сфере ПРО.

Кроме того, достигнута договорённость о создании трёхсторонней рабочей группы для борьбы с северокорейскими киберугрозами и блокированию попыток обхода Пхеньяном международных санкций посредством деятельности в сети. Согласован и вопрос укрепления сотрудничества по теме улучшения ситуации с правами человека в КНДР., в том числе – «решения вопросов похищений, задержанных и непатриированных военнопленных».

Если же говорить о политике в отношении Москвы и Пекина, конкретики меньше. На российском направлении союзники обязались продолжать оказывать поддержку Украине, скоординировано ужесточать санкции в отношении Москвы и форсировать снижение зависимости от российских энергоресурсов.

На китайском – на Пекин впервые указали  на Китай как на субъект, препятствующий » международному порядку, основанному на правилах». Также отмечено «опасное и агрессивное поведение, поддерживающее незаконные притязания» Китая в Южно-Китайском море, и подтверждена важность мира и стабильности в Тайваньском проливе.

При этом еще до опубликования документов советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан указал, что США не ставили перед собой цели сформировать трехсторонний альянс, это вовсе не тихоокеанское НАТО, и это «партнерство не направлено против кого-либо. Это для чего-то нужно. Это ради видения Индо-Тихоокеанского региона как свободного, открытого, безопасного и процветающего».

Стороны обязались сотрудничать по вопросам экономической безопасности, в частности, ввести в действие пилотные программы раннего предупреждения о сбоях в цепочках поставок, прежде всего, полупроводников и аккумуляторов. Будет создан консультативный орган по вопросам политики в области развития (первое заседание в октябре т.г.) и система сотрудничества кооперации в сфере здравоохранения; есть договорённость об укреплении сотрудничества в интересах предотвращения незаконного экспорта или хищений передовых технологий и расширении трёхстороннего сотрудничества в области высоких технологий.

Учитывая время саммита, разумно предположить, что все эти документы были подготовлены заранее, и судя по риторике, преимущественно американской стороной.

На совместной конференции после саммита президент Юн заявил, что «три страны должны прочно объединиться, чтобы наши индивидуальные свободы не подвергались угрозе или ущербу… Это также обещание и долг перед нашими будущими поколениями». «Теперь Кэмп-Дэвид будут помнить как историческое место, где Южная Корея, Соединенные Штаты и Япония заявили о своем намерении продвигать основанный на правилах международный порядок на основе общих ценностей свободы, прав человека и верховенства закона, а также играть центральную роль в обеспечении региональной безопасности и процветания».

Джо Байден напомнил, что укрепление связей между тремя странами было для него приоритетом с тех пор, как он был вице-президентом, и поблагодарил Юна и Кисиду за их политическое мужество, имея в виду их недавние усилия по налаживанию южнокорейско-японских отношений, которые были сильно подорваны историческими спорами при предыдущей администрации Муна. Еще президент США заявил, что он и его южнокорейский и японский коллеги  вошли в историю, доведя трехстороннее военное сотрудничество своих стран до беспрецедентного уровня.

Кисида ответил, что сейчас настало время реализовать потенциал стратегического сотрудничества трех стран, и выразил надежду, что три страны расширят свое сотрудничество в различных секторах, включая критически важные и новые технологии, одновременно усиливая свои ответные меры на ядерную угрозу Северной Кореи. Премьер-министр также отметил, что три страны договорились укреплять сотрудничество «для полного осуществления санкций» и тесно сотрудничать в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций, членами которого все три страны станут в 2024 году.

20 августа Юн Сук Ель вернулся домой , и как обычно, итоги саммита в стране встретили смешанно. Подробный анализ внутри- и внешнеполитической реакции мы сделаем позднее, но некоторые эксперты по дипломатии и безопасности оценивают итоги саммита как нечто крупнейшее с момента создания корейско-американского альянса в 1953 году. Трехстороннее сотрудничество в области безопасности воистину вышло на новый уровень, и хотя его активно объясняли ростом сотрудничества КНР, КНДР и РФ, Пхеньян, Пекин и Москва пока не принимали документов подобного рода. Именно потому, несмотря на заявления Салливана, мы говорим о рождении «нового железного треугольника»: тренд на распад единого политического пространства в пользу блокового получил видимое ускорение. По сути, это шаг, предшествующий формированию альянса.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: