25.11.2023 Автор: Константин Асмолов

КНДР открывается миру?

КНДР авиация

Каждая стена когда-то падает, и на фоне спада коронавируса период «самоизоляции всей страной» тоже, похоже, подходит к концу.

Напомним, Северная Корея ввела карантин на границе из-за пандемии COVID-19 с начала 2020 года, а в мае 2022 года на фоне «эпидемии лихорадки» ввела «чрезвычайные противоэпидемические меры. В августе 2022 года лидер Северной Кореи объявил о победе над вирусом, после чего возобновились железнодорожные грузовые перевозки.

Как указывал кореевед и журналист Олег Кирьянов, о грядущем открытии КНДР говорили достаточно давно, разного рода слухи на эту тему появлялись последние полтора-два года, однако ни один из них не подтвердился. Даже когда КНДР стала возобновлять железнодорожное сообщение с Китаем и Россией, людей при этом не пускали.

24 мая спутниковые снимки показали, что северокорейские пассажирские самолеты проходят техническое обслуживание на «необычном» уровне. В частности, было установлено, что с начала мая несколько авиалайнеров компании Air Koryo (Ту-134, Ту-154, Ту-204) за короткий промежуток времени прошли через ангары для технического обслуживания в аэропорту Сунан под Пхеньяном. При этом за последние три года они преимущественно находились на стоянке, а если их ремонт и проводился, то не в столь сжатые сроки. Это вызвало предположения о возможном возобновлении авиасообщения с Китаем, приостановленного из-за COVID-19.

В начале июля 2023 г. года Северная Корея отменила обязательный масочный режим.

Первой ласточкой возобновления контактов Пхеньяна и внешнего мира стали визиты официальных делегаций из России и Китая, которые в конце июля 2023 г. приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию окончания Корейской войны. Позже в Северной Корее побывали несколько российских самолетов.

Еще раньше в Пхеньян прибыл новый посол КНР, прибытие которого было отложено на годы из-за пограничных ограничений.

30 июля на заседании Президиума Верховного народного собрания Северной Кореи был принят закон о туризме, нацеленный на поддержку туризма и гарантии комфортного пребывания в стране для иностранных туристов. Прежде на Севере принимались меры по подготовке профильной инфраструктуры, и СМИ РК указывали, что «усилия Севера в этом направлении связаны с тем, что туристическая отрасль не подпадает под международные санкции, являясь легальным каналом заработка иностранной валюты».

В начале августа 2023 г. СМИ РК сообщили, что по информации представителей базирующегося в Пекине туристического агентства «Koryo Tours (специализируется на организации поездок в КНДР,) в самом ближайшем будущем Пхеньян в ограниченном режиме откроет свои границы для возвращения граждан, пребывающих продолжительное время за рубежом по причине COVID-19 , — рабочих, студентов, бизнесменов, дипломатов и пр. В дальнейшем следует ожидать приезда в КНДР иностранных дипломатов и сотрудников различных международных и неправительственных организаций.

9 августа радиостанция Free Asia сообщала о том, что спортсмены из КНДР примут участие в отборочном этапе Чемпионата мира по футболу.

15 августа 2023 г. было зафиксировано движение по «мосту Дружбы», соединяющему северокорейский Синыйчжу и китайский Даньдунь через реку Амноккан (Ялуцзян). По информации ряда источников,  со стороны Китая в КНДР по нему проехали автобус и автофургон, которые позже во второй половине дня возвратились обратно. Кого и куда везли, эксперты разделились – то ли тестовый прогон процесса перемещения людей через границу, то ли доставка на Север моряков, задержанных по обвинению в контрабанде.

Утром 16 августа на границе Китая и Северной Кореи вновь были замечены транспортные средства. Два автобуса выехали из Даньдуня в Синыйчжу и около часа возвратились обратно. Предполагается, что они могли вывести в КНР делегацию северокорейских спортсменов для участия в чемпионате мира по тхэквондо ITF в Казахстане, которые прибыли 17 августа в Пекин. Северокорейские спортсмены впервые приняли участие в международных соревнованиях впервые после того, как в начале 2020 года страна закрыла свои границы из-за пандемии коронавируса.

21 августа СМИ РК со ссылкой на российских коллег сообщили, что авиасообщение между Пхеньяном и Владивостоком возобновляется: северокорейская авиакомпания Air Koryo выполнит первый рейс 25 августа, а затем 28 августа. Представительство МИД РФ во Владивостоке проинформировало, что стоимость билетов на рейсы из Пхеньяна во Владивосток составит 230 долларов. Указана и цена на рейсы из Пхеньяна в Пекин – 1.750 юаней (238 долларов). Рейсы между Пхеньяном и Владивостоком будут выполняться на самолёте Ту-204 Air Koryo. Прежде по этому маршруту выполнялись два рейса в неделю.

В указанный день журналисты собрались в международном аэропорту Пекина, чтобы дождаться рейса Air Koryo JS151 из Пхеньяна Однако почти через два часа после его запланированного прибытия вывеска в терминале неожиданно сообщила, что первый коммерческий рейс был внезапно отменен. Air Koryo не сообщила о причинах отмены рейса, а журналист AFP, посетивший отделение авиакомпании в Пекине, выяснил, что стеклянные двери заперты на засов.

Рейс состоялся днем спустя 22 августа. Более того, на табло был показан (регистрация и выход на посадку) обратный рейс с номером JS152. Наличие пассажиров на борту рейса JS151 было не установлено, однако на парковке аэропорта увидели автомобиль с номерами посольства Северной Кореи, что может указывать на прибытие/отбытие высокопоставленного должностного лица или дипломата.

Министерство по делам воссоединения Южной Кореи отреагировало привычными пассажами. «Северная Корея открыла свою границу ограниченным образом, пытаясь стабилизировать продовольственный кризис». «Режим секретности стремится оправиться от ущерба, причиненного наводнениями и другими национальными бедствиями, мобилизуя все доступные ресурсы для увеличения производства сельскохозяйственных культур»

23 августа Администрация гражданской авиации КНР (CAAC) санкционировала выполнение северокорейской авиакомпанией Air Koryo регулярных рейсов между Пхеньяном и Пекином каждый вторник, четверг и субботу в период с 26 марта по 28 октября. При этом китайская Air China не подавала заявку на возобновление авиасообщения между Китаем и КНДР.

26 августа ЦТАК сообщило, что «решением Государственного чрезвычайно-противоэпидемического штаба для урегулирования разряда противоэпидемической работы в соответствии с облегчением ситуации с распространением злокачественной пандемии в мире разрешено возращение на родину наших граждан, пребывающих за рубежом. Их поместят под строгое медицинское наблюдение в соответствующих изоляторах за неделю». Штаб по предотвращению эпидемий принял решение «скорректировать уровень противоэпидемических мер с учётом стабилизации ситуации с пандемией во всём мире».

26 августа во Владивосток впервые за три с половиной года прибыл рейс авиакомпании Air Koryo из Пхеньяна. Как сообщается, из столицы Северной Кореи борт прилетел пустым, что указывает на его вывозной характер. Несколько часов спустя самолёт убыл обратно. Следующий рейс Пхеньян-Владивосток состоялся 28 августа.

28 августа многочисленные источники сообщили, что более 300 граждан КНДР выехали из Даньдуня в Синыйчжу на примерно 10 автобусах, которые совершили несколько поездок через границу. Это был первый случай, когда жители Северной Кореи вернулись домой автомобильным транспортом с тех пор, как страна-затворница закрыла свою границу в январе 2020 года из-за пандемии.

В тот же день 28 августа прошел вывозной рейс из аэропорта Владивостока для остававшихся здесь с начала пандемии граждан КНДР.

31 августа около 11 часов дня первый за последние три года и семь месяцев пассажирский поезд проследовал из Даньдуня в Синыйчжу. На нём на родину возвратилась делегация спортсменов, которая принимала участие в Чемпионате мира по тхэквондо, проходившем в Казахстане. Не исключено, что вместе с ними в Северную Корею могли возвратиться и другие граждане КНДР, однако, о восстановлении регулярных маршрутов и транспортного сообщения пока речи не идёт.

26 сентября СМИ РК со ссылкой на китайский телеканал CCTV со ссылкой на неназванный источник сообщили, что якобы с 25 сентября Северная Корея разрешила иностранцам въезд в страну и время карантина сокращено до 2 суток. Однако, государственные СМИ Северной Кореи пока не сообщали об этом переезде, а в МИД Китая заявили, что КНДР не уведомляла об открытии границы для иностранцев

10 октября «Голос Америки» сообщил о скоплении на таможенной площадке в Даньдуне (снимки датированы 5 числом) значительного числа грузовых автомобилей и контейнеров, что может указывать на возобновление сухопутной торговли между Китаем и КНДР. Ранее подобная картина здесь фиксировалась 7, 12 и 14 сентября.

Примерно в это же время NK News опубликовало материал об изменении действующих в КНДР карантинных правил. Ранее порядка 70% ввозимых в Северную Корею импортных грузов направлялись в дезинфекционный центр в Синыйчжу, где находились на протяжении двух-трёх месяцев, подвергаясь санитарной обработке. Свежие данные спутниковой съёмки указывают на то, что, несмотря на частичную отмену карантинных мер в последние несколько месяцев, грузы, поступающие в страну, по-прежнему направляются в дезинфекционный центр, но срок их пребывания на объекте сокращён и составляет около недели.

11 октября директор первого департамента Азии МИД РФ Георгий Зиновьев, заявил, что Россия рассчитывает на постепенное открытие границ с КНДР; политическая воля для этого шага имеется у обеих сторон. «Мы рассчитываем, что постепенное открытие границ с КДНР будет важнейшим фактором в техническом плане, который будет способствовать реализации исторических договоренностей». Дипломат также отметил, что посольство РФ в Пхеньяне возобновляет свою работу «в полном объеме» по мере успехов Севера в борьбе с коронавирусной инфекцией.

14 октября американский веб-сайт38 North сообщил, что недавние спутниковые снимки указывают на увеличение трафика транспортных средств на новом мосту через реку Ялу, который соединяет Даньдун и Синыйчжу. «Точный характер и цель этого движения неясны, но оно происходит после возросшей активности вокруг китайской стороны моста и предположений, что он может скоро полностью открыться»

Вантовый мост протяженностью 3 километра был достроен в 2014 году, но остался неиспользуемым из-за задержек в строительстве соответствующей инфраструктуры на северокорейской стороне и карантина из-за COVID-19. С момента завершения строительства моста в 2014 году работы по созданию прилегающей инфраструктуры проводились в крайне ограниченных масштабах, поэтому скопление большого количества техники выглядит довольно необычным. Известно, что в 2020 году КНДР построила дорогу, связывающую мост с городом Синыйчжу, а также начала возводить ряд строений (предположительно, таможенный и иммиграционный пост). В 2020 году работы были приостановлены. На китайской стороне в начале этого года были установлены контрольно-пропускные пункты и ограничительные барьеры.

16 октября издание NK News со ссылкой на сайт слежения за авиацией FlightRadar24 сообщило, что «пассажирский самолет Ту-204-100 авиакомпании Air Koryo вылетел из Владивостока в Пхеньян… Это третий полет по маршруту с 25 августа. В расписании аэропорта не было информации о данном рейсе, а его пресс-служба не была доступна для комментариев».

17 октября Северная Корея заявила, что направила в Пермь делегацию спортивных чиновников во главе с министром спорта Ким Ир Гуком для участия в 11-м Международном спортивном форуме.

На фоне сближения РФ и КНДР, особенно слухов про оружейную сделку, внимание экспертов привлекла ситуация на границе, и тут, если суммировать данные с разных источников выяснилось примерно следующее:

  • Согласно космическим снимкам, опубликованным NK News — порт Расон возобновил перевалку контейнерных грузов уже с конца августа. Точных данных что, куда и на чьих судах завозится или вывозится, в публикации нет.
  • Согласно спутниковым снимкам, принадлежащий КНДР грузопассажирский паром «Мангенбон» передислоцировался из Вонсана в Раджин, что, по-видимому, является признаком возможного скорого возобновления обмена товарами и людьми между Раджином и портом Владивосток.
  • Как сообщает Beyond Parallel, с конца августа российские суда совершили как минимум шесть грузоперевозок из Раджина; по меньшей мере два судна под российским флагом («Ангара» и «Мария») совершили не менее 5 рейсов между портом Раджин и небольшой базой ТОФ в Конюшково, что в 1,5 км от посёлка Дунай (британский Королевский объединённый институт оборонных исследований – RUSI, издание NK News); последний рейс зафиксирован в период с 10 по 14 октября;
  • на спутниковых снимках зафиксировано, что с 13 по 16 октября российское судно доставило в Раджин более 58 контейнеров длиной 6 м.;
  • на спутниковых снимках NASA в ночное время видны яркие огни в районе порта Раджин и в 2 км от моста (на северокорейской стороне), связывающего Россию и КНДР; обычно здесь останавливаются поезда, следующие в РФ из Северной Кореи; данные факты рассматриваются в качестве признаков увеличения ж/д трафика между странами.

20 и 23 октября состоялись очередные пассажирские рейсы между Пхеньяном и Владивостоком от государственной авиакомпании КНДР Air Korуо. «Существует вероятность, что постепенно движение людей между Россией и КНДР будет активизироваться, однако «расписание полетов на ноябрь пока не установлено» — говорят южнокорейские авторы.

24 октября 2023 г. около 300 северокорейцев возвратились на родину через переход Даньдун-Синыйчжу на 7-8 автобусах. Как сообщается, среди них были рабочие, торговцы и пр. лица. Речи о принудительной репатриации в КНДР перебежчиков не идёт. Однако в СМИ РК активно разгоняют информацию о том, что уже несколько сот человек были переправлены на Север. По версии органов КНР это нелегальные мигранты или люди, совершившие преступления, по версии правозащитников – политические беженцы, которые, даже если они и совершили какие-то правонарушения, должны получить свободу, потому что в КНДР их ждут пытки и казни.

2 ноября агентство Ёнхап писало, что Air Koryo возобновила регулярные рейсы, соединяющие Пхеньян и Пекин. Якобы сайт международного аэропорта Пекина показал, что рейс, вылетающий из международного аэропорта Сунан в Пхеньяне, должен был прибыть в Пекин в 12:30 и вернуться в столицу Северной Кореи в 15:05. Базирующееся в Вашингтоне СМИ Radio Free Asia тоже сообщило, что Air Koryo выполняла рейсы 24, 26 и 28 октября, что подтверждает мнение о том, что регулярные рейсы полностью вернулись к уровню, существовавшему до COVID, — каждый вторник, четверг и субботу.

Еще один слух говорит о том, что с 16 октября Air Koryo также возобновила свое расписание рейсов во Владивосток до COVID, выполняя рейсы каждый понедельник и пятницу, благо после саммита между Ким Чен Ыном и Владимиром Путиным 13 сентября российские официальные лица заявили, что возобновление регулярных авиасообщений было одной из тем, обсуждавшихся в ходе переговоров.

Однако, как сообщают источники автора, на момент написания текста в целом границы скорее закрыты – уезжают домой те, кто задержался за рубежом, приезжают те, кого давно ждали. Но такими темпами скоро будут и студенты в российские вузы, и научные делегации в Пхеньян. Чего автор ждет с особым трепетом.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: