2 ноября в Ташкенте завершилось «Центральноазиатское турне» президента Франции Э. Макрона, в рамках которого он посетил Казахстан и Узбекистан.
Общая риторика французского президента и на этот раз не отличалась оригинальностью: она максимально похожа на ту, которая, в частности, сопровождала его в ходе летнего визита в Монголию. «Хочу заставить Казахстан почувствовать себя свободной от внешнего влияния страной» «не чьим-то вассалом, а страной, продвигающей свои интересы на международной арене». Такие выражения, с минимальными изменениями, преследуют сменяющихся собеседников президента Франции.
Не подлежит сомнению то, что в Казахстане и Узбекистане враждебные России силы видят как потенциально важные звенья китайско-европейских маршрутов, обходящих Россию, так и источники золота, урана, а теперь, в силу новомодной заинтересованности западных стран – и редкоземельных металлов. Отдельно в Казахстане они признают потенциального заменителя российских поставок нефти в Европу. Целый букет подобных планов и фантазий западных политических деятелей притягивает в последние годы к странам Центральной Азии пристальное вне региональное внимание- вспомнить только встречу президента США Д. Байдена с его «визави» из Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана, получившую громкое название «Центральная Азия 5+1».
По итогам поездки Макрона в Казахстан было подписано несколько отраслевых отношений – в частности, по строительству ветряной электростанции и обслуживанию железнодорожной сети страны. Активно обсуждались перспективы участия Франции в строительстве первой АЭС на территории Казахстана, возможности поставок во Францию урана и нефти, расширения поставок отдельных образцов ПВО французского производства.
Тем не менее, в видении украинского кризиса лидеры Франции и Казахстана не смогли достичь общей и приемлемой для двух сторон формулировки. Это, в частности, активно отмечают западные новостные издания. Иными словами, Казахстан не поддался на намёки Франции, что также напомнило аналогичный сюжет в ходе визита Макрона в Монголию. Соблюдение антироссийских санкций, декларируемое главой Казахстана, в свою очередь, не мешает развитию самого широкого спектра российско-казахстанских проектов, а также двусторонней торговле, взаимодействию в двусторонних и многосторонних форматах. Напомним, что товарооборот России и Казахстана в 2023 году вырос на 7,5% и практически достиг отметки в 19 миллиардов долларов, страны сотрудничают по самому широкому комплексу вопросов, включая экспорт нефти и газа, реализуют 143 двусторонних проекта на сумму 33,5 миллиарда долларов, а уже 9 ноября 2023 года в Астане ждут визита главы РФ.
Эти, по мнению Макрона и его атлантических соратников, «аномалии» совершенно не кажутся таковыми, если смотреть на обстановку в Центральной Азии не из Парижа или Вашингтона, а из более близкого к данному региону местоположения – и делать это более пристально и внимательно.
Нынешние континентальные процессы дают Казахстану весьма реальную перспективу превращения в транспортно-инфраструктурный «хаб» регионального и даже континентального значения. В условиях развития инфраструктуры, обеспечивающей растущие объёмы торговли КНР и стран ЕС, активизации торговли между странами-членами ЕАЭС, при нынешней разработке перспективных магистралей «Север-Юг», которые предполагается протянуть от российских Сибири и Урала до Индии и Пакистана, этому государству неизбежно уготовлена самая активная роль в реализации и дальнейшем обеспечении крупнейших континентальных коммуникаций. Такая роль непременно связана с ростом экономики Казахстана, с комплексным благополучием его граждан.
В связи с этим, призывы Макрона «осудить Россию», соседствующие с высказываниями о «давлении на Казахстан» выглядят максимально нелепыми — ведь нынешняя геополитическая и геоэкономическая обстановка делает максимально выгодным для Казахстана проведение открытой многовекторной политики, в рамках которой абсолютно неуместна и неприемлема идея о подразделении потенциальных партнёров Казахстана на «поощряемых» и «осуждаемых». К сожалению, французский Президент по-прежнему не располагает тонким чутьём региональной политико-экономической конъюнктуры, и ограничивается в её контексте лишь пониманием западных интересов.
Вместе с тем, географическое положение Казахстана, почти полностью окружённого «пространством ШОС» — странами с давними континентальными связями (Россия и Иран, Китай и Пакистан, Россия и Китай) делает следование логике континентальных политико-экономических процессов для этой центральноазиатской республики наиболее эффективной опцией ведения внешней политики. И преодолеть эту специфику также не сможет никакое вне региональное влияние.
В конце концов, даже внутриполитическая стабильность в республике, несмотря на последние успехи самой страны по её обеспечению, в немалой степени зависит от непосредственных соседей и партнёров, готовых оказать Казахстану экстренную внешнюю помощь — в случае, если он найдёт её нужной и уместной. Это проиллюстрировали события января 2022 года, когда Российская Федерация оказала поддержку правительству Казахстана, даже не подумав воспользоваться временной дестабилизацией соседа в своих интересах. Подобные гарантии безопасности Казахстану не может предоставить никакая вне региональная сила – в особенности та, которая агитирует его на «дистанцирование» с Россией.
В это же время визит президента Франции в Узбекистан стал первым с 1994 года. Стороны подписали 8 документов, призванных расширить возможности для деятельности французского агентства развития в Узбекистане, а также создать правовую базу для сотрудничества стран по модернизации системы питьевого водоснабжения Узбекистана, по совместной подготовке дипломатических кадров и сотрудничеству в области культуры. Какие-либо намеки на уместность антироссийской составляющей в коммюнике лидеров двух стран Э. Макрон уже не сделал. Было ли это вызвано осознанием провала изначально сомнительной линии, или всё-таки истощением запаса синонимичных антироссийских выражений – вопрос остаётся открытым.
Таким образом, из поездок Макрона в Монголию, Казахстан и Узбекистан можно вывести следующую поучительную мораль: Никто не откажется от партнёрства с «западным коллегой» — если выгоды от него заметно превысят издержки. Но никто также не согласится с этим «западным коллегой» — если он предложит своему «восточному коллеге» действовать вопреки объективным политико-экономическим и географическим условиям.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».