17 октября 2023 года состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с его коллегой из Монголии У. Хурэлсухом. Встреча прошла в Пекине, на полях третьего саммита «Пояса и пути». В данной встрече, помимо «основных действующих лиц», приняли участие и министры иностранных дел двух государств министры транспорта, вице-премьер Российской Федерации, глава министерства экономического развития России, а также главы крупнейших российских корпораций — «РЖД», «Газпром» и «Роснефть».
Лейтмотивом встречи стали заявления сторон о готовности и дальше развивать отношения всеобъемлющего стратегического партнёрства, достигнутые сторонами несколькими годами ранее (а именно в 2019 году).
В ходе данной встречи монгольская сторона в очередной раз подняла волнующий её уже не один год вопрос, связанный с проблемой диспаритета в торговом балансе двух стран. Именно эта тема, будучи одной из многих, обсуждённых в ходе более чем трёхчасового разговора, упоминается прежде всех прочих в монгольских СМИ и государственных порталах. Несмотря на стремительный рост абсолютных размеров двусторонней торговли – стороны отмечают приближение в этом вопросе к озвученной в более ранних прогнозах цифре в 3 миллиарда долларов, экспорт России в Монголию по-прежнему полностью доминирует над экспортом Монголии в Россию. Так как монгольская сторона намеревается использовать все преимущества крупного и платежеспособного рынка северного соседа и диверсифицировать свои внешние поставки, такая ситуация мотивирует монгольское руководство искать в ходе двусторонних встреч возможности достижения своих внешнеторговых планов. В частности, их Монголия предполагает достичь путём продвижения планов снижения таможенных пошлин и упрощения фитосанитарных и прочих стандартов для монгольского экспорта, направляемого в Россию. Известно, что в ходе двусторонней встречи В.Путин и У.Хурэлсух приняли к сведению позиции сторон и ожидают дальнейшего развития дискуссии о выравнивании торгового оборота на предстоящих заседаниях российско-монгольской межправительственной комиссии.
В не менее традиционное обсуждение обстановки на совместном Российско-монгольском предприятии ОАО «Улан-Баторская Железная Дорога» российской стороной был внесён тезис об обязательной экономической прибыльности любых новых проектов. Этот тезис выдвинут в ответ на предложения монгольской стороны поучаствовать в финансировании проекта «Богд хаан» — обходящей город Улан-Батор ветви железной дороги, реализация которой, по оценкам российской стороны, крайне маловероятно принесёт предприятию экономическую прибыль. Помимо этого, обсуждение затронуло и предложенные монгольской стороной проекты западного и восточного железнодорожных коридоров, призванных связать Россию и Китай через территорию Монголии.
Президент Монголии поблагодарил российскую сторону в лице президента В.В. Путина за соблюдение обещания бесперебойных поставок топлива в страну. Напомним, что в ходе недавнего визита в Монголию спикера Госдумы В.Володина его монгольский визави Г.Занданшатар был заверен в том, что введённые ограничения на экспорт топлива не коснутся Монголии – дружественного России государства.
Новые слова были сказаны и касательно монгольского проекта строительства ГЭС Эгийн-Гол на крупном притоке реки Селенги, который способен обострить экологическую обстановку в Байкальском регионе. Хотя монгольская сторона не стала давать гарантии отказа от проекта в случае подтверждения его экологической опасности, стороны всё же договорились досконально изучить перспективы данной инициативы.
В разговоре о состоявшейся встрече лидеров Монголии и России не стоит игнорировать и более широкий — региональный контекст встречи. Так как она произошла на полях саммита «Пояс и путь» в Китае, президенты Монголии и Китая также сумели провести встречи и с Председателем КНР Си Цзиньпином. Это – весьма значимая деталь в состоявшихся двусторонних переговорах: в ходе своих встреч с китайским коллегой Путин и Хурэлсух получили сведения о позиции китайской стороны по вопросам, находящимся на повестке дня трёхстороннего сотрудничества. К ним следует относить проекты в рамках Экономического коридора Россия-Монголия-Китай, а именно транзитные авто и железнодорожные магистрали и газопровод, связывающий Россию и Китай через Монголию. Прозвучавшие в ходе российско-монгольской встречи заявления по данным проектам звучат весьма многообещающе. Так, президент Российской Федерации заявил о том, что позиции трёх сторон по проекту газопровода совпадают, и теперь за тремя странами остаётся лишь сама реализация данного проекта. В это же время Монголия и Китай в ходе двусторонней встречи подписали соглашение по созданию пограничного железнодорожного перехода Шивээхурэн-Сэхээ, который также предполагается задействовать в трёхсторонних транзитных маршрутах коридора, а также подписали кредитное соглашение по строительству в Монголии ГЭС Эрдэнэбурэн, проект которой не вызывает таких острых опасений за экологические последствия у российский стороны, как проект «Эгийн Гол».
В завершении встречи президент Монголии У.Хурэлсух пригласил своего российского коллегу в Монголию с официальным визитом в 2024 году. В последние годы в двусторонних отношениях прослеживается такая закономерность, которая имеет потенциал перерастания в добрую традицию – Президент России посещает Монголию на юбилеи победы двух стран в боях с японскими милитаристами на Халхин-голе. Так, визиты Путина 2014 и 2019 года совпадают с 75 и 80-й годовщинами этой значимой для России и Монголии победы. Будем надеяться на то, что 85-я годовщина также будет ознаменована новым визитом – и данная закономерность уже оформится в добрую вечную традицию, которая станет новым символом дружбы двух народов- вечных соседей.
Таким образом, встреча произошла в максимально дружественной обстановке и завершилась конструктивным обсуждением широкого фронта взаимодействий России и Монголии. Тем не менее, все её ключевые заявления говорят о том, что значительных прорывов в двусторонних отношениях стоит ожидать несколько позже – в частности, в ходе работы межправительственной комиссии, а также в ходе теперь уже весьма вероятного визита президента Российской Федерации в Монголию в грядущем году. Другим важным «смыслом» встречи стало то, что в ходе саммита «Пояс и путь», на полях которого она состоялась, произошёл, хотя и в двусторонних форматах, последовательный обмен позициями трёх стран – России, Монголии и Китая по поводу перспектив реализации проектов трёхстороннего Экономического коридора. Ранее он происходил на полях саммитов ШОС, однако «дистанционные» условия проведения очередного саммита в 2023 году не позволили сторонам обсудить совместные проекты в формате трёхсторонней встречи. Можно считать, что три двусторонние встречи в ходе саммита «Пояса и пути» частично заменили в этом году трёхстороннюю встречу лидеров на полях «Саммита ШОС».
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».