17.10.2023 Автор: Константин Асмолов

Девятая сессия 14-го Верховного народного собрания КНДР

Девятая сессия 14-го Верховного народного собрания КНДР

С 26 по 27 сентября в Мансудэском дворце съездов прошла IX сессия Верховного Народного Собрания КНДР четырнадцатого созыва.

В рамках антипхеньянской  пропаганды, каждая новость об этом событии в центральных СМИ РК включала пассаж о том, что «ВНС  является высшим органом государственной власти в соответствии с конституцией Севера, но на самом деле он лишь штампует решения правящей ТПК».

Повышенное внимание к этому мероприятию со стороны западных экспертов было  связано гаданиями о том, будет ли смещён с должности премьер-министр страны Ким Док Хун, ранее публично подвергнутый критике со стороны Ким Чен Ына.

Иной предмет интереса состоял в том, будет ли на сессии Ким Чен Ын, чтобы выступить с каким-либо посланием, связанным с саммитом с президентом России.

Официальная повестка сессии включала следующее.

  1. О внесении поправок и дополнений в ряд содержаний Социалистической Конституции КНДР
  2. О рассмотрении и принятии Закона КНДР об обеспечении прав инвалидов
  3. О рассмотрении и принятии Закона КНДР об ирригации
  4. О рассмотрении и принятии Закона КНДР о служащих
  5. О подведении итогов исполнения законов в области финансов КНДР
  6. О переименовании Государственного управления КНДР по освоению космоса в Государственное главное управление КНДР по аэрокосмической технике
  7. Организационный вопрос

Генеральный секретарь ТПК, Председатель государственных дел КНДР Ким Чен Ын присутствовал в качестве наблюдателя на обсуждении первого пункта повестки, но с докладом по этому поводу выступил Председатель Президиума ВНС, депутат Чхве Рён Хэ.

Чхве  подчеркнул, что   после опубликования Закона о государственной политике по вопросам ядерных вооруженных сил развитие ракетно-ядерного потенциала страны  и  перемены на международной арене «явно доказали справедливость и жизнеспособность определения в законодательном порядке государственной политики по вопросам ядерных вооруженных сил».

Суть дополнений в 58 статью 4 главы Конституции такова. «КНДР в качестве ответственного ядерного государства ускорительно развивает ядерное оружие для гарантии прав страны на существование и развитие, сдерживания войны и защиты мира и стабильности в регионе и на планете и что миссия вооруженных сил Республики заключается в защите суверенитета и территориальной целостности государства, прав и интересов народа, в защите социалистического строя и завоеваний революции, в гарантии мира и процветания Родины мощной военной силой».

Затем последовала довольно продолжительная речь Ким Чен Ына, в которой автора интересовали два куска, посвященных экономике и строительству вооруженных сил.

Лидер КНДР отметил что в текущем году «совершен стремительный скачок в разработке и внедрении мощных ударных ядерных средств нашего образца и новых систем стратегических вооружений, в силу чего ядерные стратегические вооруженные силы нашей Республики продемонстрировали на весь мир свою надежность и ввергли враждебные силы в непреодолимую угрозу и страх», а «стратегическая сила и сила нашего государства для сдерживания ядерной войны необычайно укрепились, несравнимо с прошедшими годами и непрерывно укрепляются».

Фиксация в конституции страны политики по укреплению ядерных вооруженных сил, по Киму, «самая справедливая, своевременная важнейшая мера, последовательно соответствующая не только очередным требованиям нынешнего времени, но и закономерности и перспективным требованиям строительства социалистического государства». И абсолютно естественный шаг на фоне международной обстановки, когда «из-за империалистических реакционных сил, бешенствующих в страсти к доминированию и осуществлении экспансионистской фантазии, в мировом масштабе реализуется структура «второй холодной войны» и под серьезной угрозой оказываются даже существование суверенных государств и право народа на существование». Здесь Ким Чен Ын указал на создание «консультативной группу по ядерным вопросам»,   крупномасштабные совместные военные учения США и РК, на которых отрабатывается применение ЯО, и «создание трехстороннего военного альянса с Японией и «Республикой Корея», в результате чего «азиатская версия НАТО» — источник войны и агрессии, наконец, обнаруживает свой отвратительный вид, вот это не риторическая угроза и воображаемая реальность, а реальная максимальная угроза».

В этом контексте Ким сказал очень важную для автора фразу. «Если бы наша Республика, обольщаясь надеждой на ядерный зонтик чужих, сидела сложа руки перед непрерывно усиленным ядерным шантажом, угрозой США и, питая иллюзии относительно никчемной «доброты» и привлекательного искушения, которые империалисты упорно рекламировали, не решила осуществление линии на обладание ЯО, остановилась или отступилась от трудного пути, на котором взяли старт, то она уже давно не смогла бы избежать ядерной катастрофы и бедствий».

Действительно, опыт Ирака и особенно Ливии хорошо говорит о том, чем заканчивается сдача подобных программ, и потому с точки зрения лидера КНДР, пока угроза Северу со стороны «насилия империалистов» остается, «ни в коем случае не надо изменить и уступить нынешний статус ядерной державы, а, наоборот, надо продолжительно дальше укреплять ядерные вооруженные силы, — таков серьезный стратегический вывод нашей партии и правительства». А с точки зрения конкретики – «следует со всей силой реализовать работу по увеличению производства ЯО в геометрической прогрессии, по осуществлению разновидности ударных ядерных средств и их постановке на боевое дежурство разных видов войск».

Кроме того, Ким Чен Ын   подчеркнул «необходимость поддерживать и укреплять солидарность с антиимпериалистическими независимыми странами, восставшими против гегемонистской стратегии США и Запада» такое определение указывает не столько на Китай, сколько на Россию.

Экономическая часть выступления явно имела отношение к итогам описанного выше руководства на месте. Лидер КНДР указал, что «для правительства нашей Республики самым актуальным заданием является принесение реальной перемены в экономической работе страны и решении вопроса жизни населения»

В этом контексте «Кабинет Министров и другие государственные руководящие хозяйственные органы, провинциальные, городские и уездные народные комитеты должны полностью взять на учет экономику страны в целом и положение экономической работы в соответствующих районах, более тщательно и динамично наладить операцию и руководство экономикой в соответствии с изменяющимися реальными условиями».  Так, «нужно отважнее поднять область сельского хозяйства на последовательное претворение в жизнь намеченной нашей партией программы осуществления революции на селе», «энергично продвигать строительство жилых домов на 50 тыс. квартир в Пхеньяне, строительство на периферии и на селе, точно выполнять политику партии по выращиванию и воспитанию детей, политику в области легкой промышленности, непрерывно обновлять облик территории государства и его экологическую среду». Культуру,  науку, образование и здравоохранение Ким тоже не забыл.

Но далее начались более мягкие, чем в пресловутом разносе, указания на проблемы.  Во-первых, «укрепление дисциплины и порядка в стране, установление прекрасной коммунистической государственной атмосферы во всем обществе» Правительство Республики должно считать «боевыми заданиями, которые ни на минуту нельзя оставить вне внимания», и  тут снова можно вспомнить, на что обращал внимание рассерженный Ким после прорыва дамбы. .

Во-вторых, Ким с трибуны сказал, что « в последнее время в государственной работе по предотвращению ущербов от стихийных бедствий концентрированно обнаружены серьезные дефекты. Это свидетельствует, что в работе государственных руководящих органов и руководящих работников по-прежнему остаются закоренелые недочеты, в том числе беспорядок, безответственность и равнодушное отношение». Контроль за изживанием «всяких антисоциалистических и несоциалистических явлений» возложили на Правительство Республики, читай, Кабинет министров.

Развитием этого тезиса на практике стал пункт повестки «О подведении итогов исполнения законов в области финансов КНДР». Докладывал заместитель премьер-министра и председатель Госплана Пак Чон Гын, который «с точки зрения важности работы по поднятию государственной финансовой системы на научную основу в соответствии с требованиями развивающейся действительности проанализировал и подытожил успехи и опыт, уклоны и уроки в исполнении закона в области финансов. И упомянул о насущных практических вопросах в содержательном стимулировании экономического развития государства путем дальнейшего усовершенствования единой системы финансового хозяйства государства». В дальнейших прениях была «выражена решимость осознать тяжелые служебные обязанности перед партией, государством и народом, трудиться со сторицею усиленным рвением, чтобы все отрасли, все подразделения последовательно соблюдали требования закона в области финансов для надежной гарантии претворения в жизнь постановления VIII съезда ТПК в финансовом отношении».

Завершил свое выступление Ким по обычаю – мотивационной частью, обращенной к кадрам и призывом «воплотить в себе исключительно сильное чувство патриотизма, чувство любви к народу и самоотверженно бороться во имя развития государства и осуществления интересов народа». Помните про оказанное доверие и будьте примерами.

Что же до организационных вопросов, то Ким Док Хуна никто не снял, хотя поменялись некоторые члены Кабинета Министров. Ан Гён Гын был назначен министром машиностроительной промышленности, Ли Сун Чхоль – министром государственного контроля над строительством, Чон Чхоль Су – министром землеустройства и охраны окружающей среды, Ким Гван Чжин – министром заготовок и продовольствия, Пэк Мин Гван – председателем Центрального банка.

Подведем итоги:

  • То, что Северная Корея развивает ядерное оружие «для гарантии прав страны на существование и развитие, сдерживания войны и защиты мира, и стабильности в регионе и на планете», вполне соответствует мировым трендам политики ядерного сдерживания.
  • Север последователен. В сентябре 2022 г. был принят «Закон о политике в сфере ядерных сил», закрепляющий за государством право на применение ядерного оружия в целях защиты. Новый закон закрепил политику по наращиванию темпов и уровня развития ядерного оружия в целях защиты мира и безопасности в регионе и в мире, а также для сдерживания войны и обеспечения гарантий права государства на существование и развитие.
  • Гонка вооружений а полуострове будет продолжаться, но вооружение КНДР воспринимается как реактивная мера в ответ на действия Юга и Ко с учетом их превосходства в конвенциональном оружии. При этом нас ждет упор на диверсификацию средств нанесения ядерных ударов, а также их развёртывания в различных видах войск и подразделениях КНА.
  • Переименование Государственного управления аэрокосмического развития Северной Кореи в Государственное главное управление аэрокосмических технологий указывает на повышение статуса структуры, её расширение и реорганизацию.
  • Ранее использовавшийся в основном в РФ термин «азиатское НАТО» в Пхеньяне взяли на вооружение, а пассаж про укрепление солидарности с восстающими против гегемонизма США указывает на вероятный рост сотрудничества Пхеньяна и Москвы в контексте укрепления сотрудничества в области безопасности между Сеулом, Вашингтоном и Токио.
  • Ким Док Хун не был смещен, хотя какие-то оргвыводы явно были сделаны. Либо лидер КНДР показал себя человеком резким, но отходчивым, либо премьер-министр смог навести порядок во вверенной ему структуре, потому что перестановки министров лишь частично коррелируют с историей про дамбу.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: