EN|FR|RU
Социальные сети:

КНДР перерезает дороги, ведущих в сторону Юга

Константин Асмолов, 10 ноября 2024

В октябре 2024 г. оборонительная активность КНДР в приграничной зоне получила зримое завершение. Возможность авто- и железнодорожного сообщения между двумя корейскими государствами – перекрыта

КНДР взорвала дороги с Южной Кореей

Немного истории

Речь идет о двух трассах — автомобильной и железной дорогах вдоль так называемой линии Кенги, которая соединяет приграничный город Пхаджу на Юге с Кэсоном на Севере, и аналогичной линией Донхэ вдоль восточного побережья.

Дороги были построены еще при японцах и периодически то перекрывались, то восстанавливались, имея скорее символическое значение, и как отмечал русскоязычный кореевед А. Ланьков, «реального движения не было уже около 80 лет». О восстановлении автомобильных и железных дорог всерьез заговорили в 2000 году, когда их лидеры провели первый межкорейский саммит. Однако сообщение было нерегулярным, и использовался только участок до Кэсона в связи с наличием там южнокорейского промышленного комплекса на северокорейской рабсиле. А после того, как в 2016 Южная Корея закрыла промышленный комплекс в Кэсоне, использование и этого участка фактически прекратилось.

Последняя попытка соединения случилась во время «олимпийского потепления». В 2018 году две Кореи договорились вновь соединить и модернизировать автомобильные и железные дороги в атмосфере сближения и провели церемонию начала строительства. Но «после безрезультатного саммита в Ханое между тогдашним президентом США Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном в 2019 году операция не состоялась», и злые языки говорят, что дело было не в препятствовании США, а в нежелании властей РК осуществлять реальную помощь Северу вместо церемониальных мероприятий.

По сведениям Сеула, «проект по соединению автомобильных и железных дорог включал в себя кредиты Южной Кореи на сумму 133 миллиона долларов США, поскольку она предоставила строительное оборудование в виде кредитов по просьбе Севера», но судя по ряду громких скандалов более позднего времени, часть средств разворовали.

После  того, как в 2023 г. году Ким Чен Ын определил две Кореи как два враждебных государства, а в январе 2024 г. приказал перекрыть пути до «необратимого уровня», Север демонтировал освещение и установил мины вдоль своей стороны дорог, а также развернул войска для возведения предполагаемых противотанковых заграждений.

Свою деятельность Северная Корея объяснила ростом военной активности и размещением США своих стратегических средств на территории РК.

Дорогам – нет!

16 октября ЦТАК опубликовало сообщение «о полном разрывании автомобильных и железных дорог, соединенных с Республикой Корея». Таким образом были полностью блокированы 60-метровые участки автомобильных и железных дорог в районе Камхо-ри (уезд Косон-гун, провинция Канвон) и в Тоннэ-ри (округ Пханмун, город Кэсон).

Судя по видео, сначала произошел подрыв бетонного основания дороги, а затем тяжелая техника КНДР вырыла рвы. Таким образом, речь идет не просто о подрыве дорог, а о создании на этих участках системы инженерных заграждений после недавнего восстановления минных полей на этих направлениях.

Представитель Министерства охраны земли и окружающей среды КНДР подтвердил, что подрыв не оказал никакого негативного влияния на окружающую экологическую среду, и что в результате данных мер коммуникационный путь между КНДР и РК основательно разорван.

Так как южнокорейцы догадывались о готовящемся подрыве, они эвакуировали своих военных на безопасное расстояние, поэтому никто не пострадал. Предполагается, что несколько осколков от взрыва попали на южнокорейскую сторону, и «в ответ военные РК усилили бдительность и боеготовность, а также открыли ответный огонь из скорострельных автоматических гранатомётов К-4 и крупнокалиберных пулемётов К-6 по мишеням, установленным в 100 метрах от ДМЗ. Ритуально, так как северокорейской территории пули не достигли.

СМИ Юга немедленно отметили, что подрыв назвали «неизбежной и законной мерой», принятой в соответствии с Конституцией страны, которая определяет Республику Корея как «враждебное государство», и что такой шаг был вызван серьёзными обстоятельствами в сфере безопасности, подтолкнувшими ситуацию на грань войны из-за серьёзных политических и военных провокаций со стороны враждебных сил.

Вскоре этот тезис подтвердил и сам Ким Чен Ын. Во время визита в командование второго корпуса КНА лидер КНДР сделал ряд релевантных заявлений.

— Наша армия должна еще раз точно осознать несомненный факт, что Республика Корея – чужая страна и абсолютно враждебное государство. 2 дня назад мы полностью разрушили и разорвали автомобильные и железные дороги, ведущие в РК. Это означает не только физический разрыв, но и порывание дурной связи с Сеулом, долго продолжившейся из века в век. Реакция РК и последующая перепалка

15 октября министерство по делам воссоединения РК назвало подрыв дорог «явным нарушением межкорейских соглашений и совершенно ненормальной мерой». Вся ответственность за разрыв отношений и обострение ситуации на Корейском полуострове лежит на Пхеньяне, а еще Северная Корея по-прежнему обязана погасить долги за строительство.

В тот же день представитель госдепартамента США Мэттью Миллер  призвал Северную Корею прекратить действия, повышающие риск военного конфликта на Корейском полуострове.

Глава правящей партии  Хан Дон Хун заявил, что «соединяющие дороги были построены на драгоценные деньги налогоплательщиков стоимостью 180 миллиардов вон (132 миллиона долларов США).

А 20 октября Северная Корея обвинила Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в «двойных стандартах», заявив, что после разрушения межкорейских дорог он призвал Пхеньян проявлять сдержанность, сохраняя при этом молчание о предполагаемом проникновении южнокорейских беспилотников на Север.

Подведем итог

А. Ланьков считает взрывы частью кампании КНДР по уничтожению всей символики, связанной с объединением стран; разрушение железных и шоссейных дорог, которые уже вышли из употребления, является символическим актом, призванным сигнализировать (как внутри страны, так и на международном уровне) о том, что межкорейским отношениям пришел полный конец. Если же рассматривать вопрос чисто с военной точки зрения, то территория вдоль ДМЗ снова превращается в единую, сплошную полноценную первую (из шести) линию обороны, что указывает на нежелание Пхеньяна инициировать конфликт и тем более нападать на Сеул по собственной воле.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Грузия на перепутье: протесты, борьба за власть и борьба за легитимность
Крах протеста PTI «Финальный призыв»: поворотный момент в лидерстве Имрана Хана
Отношения Китая и Южной Кореи в 2024 г. Часть 1: официальная сторона
Первый запуск «Хвасонпхо-19»
Визит в Россию министра иностранных дел КНДР Чхве Сон Хи