Вот уже более 30 лет с момента распада СССР и разрушения биполярного устройства мирового порядка (СССР/ОВД – США/НАТО) мир оказался в состоянии глобального транзита в поисках нового устройства, при котором будет гарантироваться безопасность и стабильность. Естественно, данный процесс связан не только с желанием одних и нежеланием других центров силы к поиску новой системы международных отношений, а является следствием объективного расклада сил в смысле экономического, военного и политического потенциала.
G-7, олицетворяющая монополию США и подчинение стран НАТО и их партнеров, не может удовлетворить объективные интересы остального мира. В свою очередь реальность и тенденции развития в начале ХХI в. свидетельствуют о многообразии мира, становлении новых глобальных интегрирующих систем, выступающих против гегемонии англосаксов во главе с США (как и равно, любой иной монополии в системе международных отношений). Идея многополярного мира, выдвинутая президентом России В.В. Путиным, получает все большую поддержку международного сообщества и приобретает новые контуры современных глобальных отношений.
Одним из таких интегрирующих систем становится международная организация БРИКС. На состоявшемся летом с.г. в Йоханнесбурге (ЮАР) саммите БРИКС принято историческое решение о расширении состава организации шестью новыми членами (включая Аргентину, Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Королевство Саудовской Аравии (КСА) и Эфиопию). В итоге с 1 января 2024 г. БРИКС получит новое название «5+6» и приобретет новое влияние в системе мировой экономики и политики.
В смысле экономики обновленный БРИКС стал организацией крупнейших мировых обладателей нефти и газа; покупательная доля ее в мировой экономике составляет 37,7% против порядка 30% стран «Большой семерки»; 26% мирового ВВП приходится на Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР; более 40% населения планеты приходится на страны БРИКС; а география ее членов включает в себя четыре континента (Европу, Азию, Африку и Латинскую Америку). БРИКС выступает за расширение практики использования национальных валют в торговых операциях друг с другом, что, несомненно, снижает «авторитет» американского доллара в мировой торговле. Не исключено, что в недалеком будущем появится общая валюта среди стран БРИКС.
Примечательно, что расширение БРИКС за счет вступления в ее ряды Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта значительно ослабляет (если не подрывает) позиции США в стратегически важном регионе Ближнего Востока, где две названные арабские государства Персидского залива до недавнего времени составляли опору «нефтедолларовой» политики Вашингтона.
Расширение БРИКС на саммите в Йоханнесбурге вызвало полное разочарование главы администрации США. «Регион (Ближнего Востока) является основным ресурсом с точки зрения нефти и энергетических ресурсов. Я не могу себе представить, – заявил Милли, – чтобы Соединенные Штаты покинули Ближний Восток».
В этой связи турецкий эксперт Мехмет Али Гюллер справедливо полагает, что вхождение крупнейших нефтеносных стран Персидского залива (ИРИ, КСА и ОАЭ) в состав БРИКС окажет несомненное влияние на весь Ближний Восток (в том числе, и на саму Турцию). Прежняя американская архитектура ближневосточной безопасности, построенная на ирано-саудовском противостоянии и антииранском фронте Израиля окажется изжившими себя.
Естественно, в этом процессе трансформации ближневосточной архитектуры безопасности ключевую роль сыграл Китай, выступивший инициатором ирано-саудовского примирения и партнерства. В свою очередь антироссийские санкции коллективного Запада во главе с США объективно усилили процесс активизации российско-иранского и российско-арабского партнерства.
Сегодня ряд стран (в их числе и натовская Турция) уже выражают высокую заинтересованность в налаживании эффективного партнерства со странами БРИКС и оценивают перспективы своих конструктивных отношений с ключевым членом данной организации Россией. В этой связи упомянутый турецкий эксперт М. Гюллер в одной из своих статей на страницах Cumhuriyet называет дипломатические площадки, где Турция участвует в диалоге с членами БРИКС Россией и Ираном.
В частности, он выделил пока только Астанинскую платформу по ситуации в Сирии, где Анкара получила опыт современного взаимодействия с Тегераном и Москвой по важной региональной проблематике. Правда, дружественный Турции тюркский Казахстан, как известно, в июне с.г. поспешил отказаться о продолжения деятельности Астанинской платформы.
Однако турецкий эксперт почему-то не называет другую не менее важную географическую площадку возможного развития тройственного диалога (Россия, Иран и Турция) в лице Закавказья, где именно Анкара и предложила региональную платформу «3+3» (то есть Иран, Россия, Турция + Азербайджан, Армения, Грузия).
Так или иначе, Турция сегодня пока на уровне экспертов и бизнес-проектов изучает перспективы своего сближения с БРИКС, где не исключается и идея вхождения в ее состав. Между тем, Анкара осознает необходимость продуктивного партнерства с Россией и теми же странами Персидского залива (Ираном, Саудовской Аравией и ОАЭ) для сглаживания существующих противоречий и поиска общих интересов. Подобная перспектива, очевидно, должна исключать конфликтное столкновение интересов той же Анкары с Тегераном как в на севере Сирии, так и на юге Армении.
Учитывая выгодное географическое положение и логистические преимущества современной Турции, нельзя исключать полезность Турции в содружестве стран БРИКС. Неслучайно лидеры стран БРИКС на саммите в Йоханнесбурге предложили к следующему саммиту разработать «список перспективных стран-партнеров», где Турция может стать одним из таких вероятных кандидатов.
Следует отметить, что принятие новых членов в состав БРИКС на ХV саммите в Йоханнесбурге оказалось непростой и сложной работой. Так, Бразилия изначально считала нецелесообразным расширение состава организации, мол, это может снизить авторитет структуры (возможно, истинная причина сводилась к негативной реакции тех же США). Однако вхождение Ирана, Саудовской Аравии и ОАЭ с их огромным сырьевым и технологическим потенциалом только прибавляет международный авторитет БРИКС.
Президент России В. Путин в этой связи признал сложности при согласовании итогового документа по вопросу приема новых членов. «Как выяснилось, эта работа была непростой, и президент (ЮАР) Рамафоса проявил удивительное дипломатическое искусство при согласовании всех позиций, в том числе касающихся расширения БРИКС», – заявил наш лидер. Соответственно, Россия стала одним из сторонников расширения географии БРИКС.
Следующий (XVI) саммит БРИКС состоится в 2024 г. в России (г. Казани). Российское председательство скорее может благоприятно сказаться на перспективах Турции в качестве кандидата в члены данной авторитетной международной организации. Однако предстоящий год потребует от кандидата активной работы с членами БРИКС.
Объективности ради следует отметить, что несмотря на экономический потенциал обновленного БРИКС в сравнении со странами «Большой семерки», тем не менее, G-7 за исключением Японии представляет ключевые страны НАТО во главе с США. В данном случае, в БРИКС не входят страны с общей военно-политической структурой (то есть пока организация не интегрирует военную мощь своих членов).
Правда, такие лидеры БРИКС, как Россия, Индия и Китай, обладают колоссальной военной мощью и ядерным потенциалом. Процесс же продуктивного экономического и технологического сотрудничества вероятно будет способствовать сглаживанию противоречий между членами организации и формированию общей платформы совместной деятельности, где военная область со временем не станет исключением.
При всех случаях развитие и расширение БРИКС является реальностью новой архитектуры международных отношений, а активизация сотрудничества между ее членами с некой спецификацией каждого из них с учетом их географии и потенциала, несомненно, будет иметь ключевое воздействие на мировой порядок в новом столетии.
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»