«Третий сосед» для Монголии – это совокупность крупных государств мира, не имеющих непосредственной географической границы с Монголией и отличающихся высоким уровнем социально-экономического развития и демократической политической системой. Само понятие «Третьего соседа» восходит к событиям начала 1990х годов, когда госсекретарь США Бейкер в ходе своего визита в Монголию (1990) назвал свою страну «Третьим большим соседом Монголии». Идея балансирования между двумя огромными непосредственными соседями Монголии (Россией и Китаем) путём выстраивания интенсивных и глубоких партнёрских отношений с развитыми демократическими государствами так или иначе отражалась во всех внешнеполитических концепциях страны, и была призвана максимизировать самостоятельность Монголии во внешней политике в условиях постбиполярного мира.
С годами понятие «третьего соседа» стало значительно расширяться – одновременно с образованием новых центров силы и влиятельных игроков по всему земному шару. Вскоре к нему стали относить и Республику Корею, и АСЕАН. В последнее время «третьим соседом», и вовсе, в Монголии стали называть все крупные государства мира, с которыми страна стремится выстроить более комплексные и содержательные отношения (в частности, именно «третьим соседом» была названа Турция в ходе визита в страну министра иностранных дел Монголии Б. Батцэцэг в 2023 году).
С середины 2010х годов, тем не менее, наблюдается переориентация общественного внимания Монголии от «идеологических и удалённых географически» третьих соседей к более близким и экономически значимым. В частности, результаты крупнейшего в Монголии опроса общественного мнения, ежегодно проводимого организацией Sant Maral, свидетельствуют о смене главных партнёров Монголии из ряда «развитых демократических стран» — так, в монгольском общественном сознании на некогда закреплённом за США и странами Западной Европы месте всё сильнее укрепляются восточноазиатские государства, а именно Япония и Республика Корея.
Наибольших успехов в борьбе за симпатии монгольской общественности достигает в 2022-2023 году именно Республика Корея. Число опрошенных монголов, считающих её «иностранным партнёром №1» для своей страны, за год выросло в два раза – с 3.3 до 6.5%. Значительно выросла (с 24.5 до 34.7% за год) доля опрошенных, считающих корейцев нацией, с которой монголам легче всего достичь взаимопонимания и сотрудничать. К слову, в 2023 году корейцы вышли по этому показателю на первое место в монгольских опросах, разом обогнав китайцев и россиян.
Стоит отметить ещё один примечательный факт, свидетельствующий о значительном укреплении Республики Корея в сознании монголов как важного «друга и партнёра». Именно этой стране (первой из всех развитых демократических партнёров Монголии) удалось преодолеть разрыв в восприятии между жителями столицы Монголии и провинциальных районов страны. Поддержка и одобрение всех остальных демократических «коллег» в монгольской провинции отстаёт от городского показателя на 10-20% — в это же время настроения по отношению к Корее и корейцам примерно равны и в столице Монголии, и за её пределами.
Потеплели настроения монгольской общественности и к Японии. Главным партнёром страны в 2023 году её считают уже более 11% граждан Монголии (в прошлом году – 7.8%). В том, что именно с японцами монголам легче всего достичь взаимопонимания и сотрудничать в 2023 году уверены уже 8.3% опрошенных, что без малого в два раза больше, чем всего лишь год назад (4.7%).
Что касается «традиционных» третьих соседей Монголии, к числу которых следует относить США и страны Западной Европы, то их позиции перешли из 2022 года 2023й без значительных изменений – по отдельным показателям они слегка ухудшились, а по другим – улучшились.
Другим примечательным сдвигом в восприятии «третьего соседа» в Монголии образца 2023 года стали возросшие ожидания граждан от международных организаций, в частности, от ООН. Так, в 2023 году 35% монголов ожидают помощи в случае внешней угрозы безопасности именно от этой организации – в прошлом году таких опрошенных было только 21.8%. Стоит отметить, что крупнейшие международные организации и активное партнёрство с ними также входит в рамки «политики третьего соседа» Монголии.
Успехи двух восточноазиатских стран объясняются не самыми загадочными обстоятельствами. Республика Корея и Япония за последние годы стали главными торговыми партнёрами Монголии из числа «третьих соседей», заняв третью и четвёртую позицию после КНР и РФ. Именно в этих двух странах (но в большей степени в Южной Корее) находится наибольшее количество монгольских трудовых мигрантов – в одной Южной Корее их более 30.000. Объём туристического потока монголов в Южную Корею также превышает таковой в другие географически удалённые государства. Укрепление позиций двух стран происходит и на обывательско-бытовом уровне – Монголия буквально наводнена южнокорейскими и японскими магазинами, гипермаркетами, кафе и ресторанами. Значительная доля монгольских граждан смотрит корейские сериалы, каждый день ездит на работу на японских машинах. «Картину» в 2023 году во многом сделали и успешные визиты ключевых монгольских политиков в Японию (спикер Парламента Г.Занданшатар) и Южную Корею (премьер-министр Л.Оуюн-Эрдэнэ), которые прошли в дружественной обстановке и увенчались конкретными итогами.
Таким образом, Монголия и сами монголы в последние годы начинают воспринимать себя в глобальном политико-экономическом и культурно-идеологическом пространстве совершенно по-другому, нежели на рубеже 20-21 веков – при этом не отказавшись от своей «демократической» ориентации. Если в те годы демократический и либеральный энтузиазм в условиях «американоцентричного» миропорядка заставлял монголов смотреть «далеко на Запад», то усилившееся культурное влияние менее удалённых азиатских наций, в купе с интенсификацией экономических взаимоотношений в Северо-Восточной Азии, заставило монголов обратиться к более близким «восточным третьим соседям», лучше прочувствовав своё восточноазиатское географическое положение и культурно-этническое происхождение. Это во многом понимают и «традиционные» третьи соседи – такие, как США, которые теперь стремятся оказывать политическое влияние на Монголию или через «новых потенциальных партнёров», или же через Японию и Южную Корею. В частности, лоббирование американцами своих интересов в Монголии через регулярные трёхсторонние американо-монгольско-японские консультации, существующие с 2015 года, является примером реакции США на имеющиеся сдвиги.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».