06.06.2023 Автор: Константин Асмолов

О поездке Юн Сок Еля в Хиросиму и иных встречах с европейскими лидерами. Часть вторая. Украинская тема и рост давления на Сеул при помощи вбросов СМИ США

Украинская тема и рост давления на Сеул

Как можно заметить, «корейско-украинская тема» занимает значительное место в творчестве автора в связи с тем, что США и коллективный запад продолжают давить на руководство РК с тем, чтобы оно пересмотрело свою политику и начало поставлять на Украину боеприпасы и военную технику. Специально для этого в Сеул отправлялась Елена Зеленская, о чём мы писали ранее, однако, на саммите большой пятёрки и после него эта тема зазвучала с новой силой.

Во время своего выступления на расширенном саммите G7 Юн заявил, что на «Украине продолжается попытка изменить статус-кво силой, что приводит к убийствам и серьезным нарушениям свободы и процветания народа Украины. Это явное нарушение международных норм и верховенства закона», — сказал он, не упомянув напрямую Россию.

Встреча Юн Сок Ёля и В. Зеленского тоже состоялась и продлилась 32 минуты. Президент Украины выразил благодарность РК за своевременное предоставление лекарств и медикаментов, генераторов и иных предметов гуманитарной помощи, а также заявил о надежде на дальнейшее расширение сотрудничества с Южной Кореей.

Кроме того, Юн и Зеленский согласились с необходимостью двустороннего сотрудничества для послевоенного восстановления Украины, в том числе для участия южнокорейских компаний, которые могут помочь ускорить ее восстановление.

Что же до военной помощи, то президент РК заверил, что Сеул продолжит в тесном сотрудничестве с международным сообществом оказывать Киеву дипломатическую и экономическую поддержку, и гуманитарную помощь, и пообещал приложить все усилия для обеспечения оперативных поставок товаров и изделий, в которых Украина сейчас испытывает потребность.

Ввиду имелись портативные миноискатели ПРС-20К, инженерные машины разграждения (ИМР) К600 и бронированные машины экстренной помощи для эвакуации раненых с поля боя. Помимо этого, украинская сторона запросила мобильные рентгеновские аппараты и радары ПВО, но пока Сеул не определился с тем, что именно передавать Киеву. Инициирована процедура изучения и отбора, а окончательный перечень будет объявлен позже. Миноискатели, по мнению автора, скорее да, РЛС и ИМР – скорее нет, поскольку из-за специфики применения они могут считаться летальным оружием.

Таким образом, уговорить Юна на поставки оружия снова не удалось, при том, что в целом Зеленский заручился большим количеством оружия, боеприпасов и «непоколебимой» дипломатической поддержкой союзников, а Джо Байден обещал предоставить еще больше «боеприпасов, артиллерии, бронетехники» в дополнение к самолетам F-16. Всего же американский пакет включал дополнительные боеприпасы для ракетных установок HIMAR, артиллерийские снаряды, противотанковые управляемые ракеты и тепловизионные системы на сумму 375 миллионов долларов.

Во время встречи с лидерами ЕС и последующем совместном заявлении СВО на Украине была в очередной раз осуждена и поставлена в один ряд с угрозой КНДР, но судя по формулировкам, документ писала не корейская сторона:

«Мы вновь заявляем о нашем решительном осуждении агрессивной войны России против Украины, которая представляет собой грубое нарушение международного права. Мы подтверждаем нашу твердую приверженность Уставу ООН и напоминаем о нашей неизменной поддержке независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ и ее неотъемлемого права на самооборону от российской агрессии в соответствии с Уставом ООН. Россия должна прекратить свою агрессию и немедленно, полностью и безоговорочно вывести все свои вооруженные силы со всей территории Украины в пределах ее международно признанных границ. Международное гуманитарное право, в том числе в отношении обращения с военнопленными, и международное право в области прав человека должны соблюдаться.

Мы выражаем поддержку обеспечению ответственности за военные преступления и другие нарушения международного права, совершенные в ходе агрессивной войны России против Украины, и вновь заявляем о нашей поддержке работы Международного уголовного суда. Мы согласны поддерживать и усиливать коллективное давление на Россию, в частности, путем эффективного осуществления соответствующих ограничительных мер. Мы полны решимости поддерживать восстановление Украины и реконструкцию по-прежнему полны решимости поддерживать Украину так долго, как это потребуется. Мы обсудили пути увеличения нашей поддержки Украины для удовлетворения финансовых, материальных потребностей, потребностей в области безопасности и гуманитарных потребностей».

Автору же важны не повторяющиеся заявления представителей единой Европы, а то, что Юн в очередной раз не использовал саммиты как повод для смены политики. С одной стороны, заявления Юна и итоги переговоров смотрелись как ещё один шаг Сеула в сторону интеграции в «международное сообщество». С другой, дальше ритуальных фраз осуждения на осложнение отношений с Россией и Китаем Юн не пошел. Но передача Украине РЛС и инженерных машин разграждения (с учётом того, каким образом они нередко используются в городских боях) – это пляски в нескольких сантиметрах от красной черты.

С третьей стороны, Сеул, похоже, всерьез начал прорабатывать варианты участия в послевоенном восстановлении Украины, и министр земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта Вон Хи Рен уже вылетел по этому поводу в Польшу, где провел встречи со своими украинскими визави. В ходе общения Украина уже предложила поделиться с Кореей данными о 5000 проектах послевоенного восстановления, что, по мнению СМИ РК, «иллюстрирует стремление к опыту Кореи в области умного городского планирования и строительства инфраструктуры».

Данные будут передаваться через базу данных под названием Dream, где четко обозначены роли и полномочия регионов Украины, нуждающихся в реконструкции, а также смета расходов на проекты. После чего «Корея немедленно проанализирует данные и поделится ими с правительством, государственными организациями и частными структурами».

Вон Хи Рён заявил о планах сформировать консультативный орган, курирующий это направление, в состав которого войдут возглавляемое им ведомство, Корейское Агентство содействия торговле и инвестициям (KOTRA) и Корейская корпорация инфраструктурного и городского развития за рубежом (KIND). Министр подчеркнул, что послевоенное восстановление Украины имеет долгосрочные стратегические последствия, поскольку Корее необходимо выстраивать свое партнерство с европейским партнером, чтобы заручиться надежным союзником в Европейском союзе (ЕС).

Столичное правительство Сеула тоже обещало поделиться своими ноу-хау по послевоенному восстановлению города. 22-23 мая 2023 г. в Варшаве прошло мероприятие на более 150 чиновников, бизнесменов и ученых из Кореи, Польши и Украины, включая должностных лиц Seoul Housing & Communities Corp., организации, связанной с правительством Сеула.

Как город, восстановившийся после разрушений Корейской войны 1950-53 годов, Сеул пообещал поделиться с Украиной своим послевоенным опытом и ноу-хау в области строительства инфраструктуры, городского управления и моделей развития. Городское правительство планирует предложить экологичные модели развития «умного города», сравнив их с цифровым медиацентром Sangam (DMC) и Magok на юго-западе Сеула.

Впрочем, сотрудничество еще не началось, а некоторые проблемы уже возникают. Например, после визита Елены Зеленской в Сеул первый вице-премьер Украины Юлия Свириденко внезапно заявила, что финансовые обязательства Кореи перед её страной будут намного больше, чем было объявлено. «Возможность получения первого транша в размере до $300 млн появится в 2023 году в течение 3-4 месяцев с момента подписания второго этапа соглашения. Следующий транш в размере до $3 млрд станет доступен в 2024 году, при этом лимит будет постепенно увеличиваться до $8 млрд по мере заполнения пакета проектов». Это сильно удивило самих корейцев, и когда 24 мая депутаты национального собрания спросили об этом министра иностранных дел РК Пак Чина, тот сказал, что 8 млрд – выдумка, разговор шел о займе вообще, но суммы вообще не обсуждались, тем более такие большие.

В тот же день представители МИД РК официально заявили, что утверждение Украины о том, что дополнительная финансовая поддержка Кореи может достичь $8 млрд к 2024 году, просто не соответствует действительности. «Наше министерство рассматривает возможность предоставления Украине нелетального оборудования, такого как портативные рентгеновские аппараты и оборудование для разминирования, в пределах $30 млн в этом году, в то время как дополнительный кредит в размере $100 млн из Фонда сотрудничества в области экономического развития (EDCF) ещё находится на рассмотрении министерства финансов. Никаких других планов не объявлялось и не рассматривалось».

После такого демарша Киев удалил со своего официального сайта пассаж про «миллиарды долларов». Тем не менее, как отметили СМИ РК, «все ещё существует значительный разрыв между суммой в $130 млн, о которой заявила Корея, и $300 млн, которые Киев, видимо, рассчитывает получить», и на момент написания данной статьи с украинских сайтах неверную информацию полностью не убрали.

Тут бы статья и закончилась, но, когда ее уже собирались отправить в печать, США взорвали очередную информационную бомбу, призванную заставить Сеул наконец отправить Киеву летальное оружие.

24 мая 2023 г. в американском Wall street journal вышла статья, согласно которой «Южная Корея продолжает передачу сотен тысяч артиллерийских снарядов для Украины». Более того, по словам официальных лиц США, этот шаг сделает запланированное Киевом наступление против российских войск эффективным и позволит Белому дому отложить принятие непростого решения о том, следует ли поставлять запрещенные многими странами кассетные боеприпасы».

По версии авторов статьи, между Сеулом и Вашингтоном существует секретное соглашение, согласно которому снаряды, отправляемые в США, якобы идут на Украину. Речь идет о сотнях тысяч снарядов калибра 155 мм, что позволяет Америке отложить вопрос о передаче Киеву запрещённых к применению кассетных боеприпасов, которые запрашивают украинцы (США, Россия, Украина и Китай не присоединились к Конвенции о запрете кассетных боеприпасов).

Якобы Сеул передаёт снаряды американской стороне, а та уже обеспечивает их трансфер на Украину. Ведь 12 апреля Сеул и Вашингтон подписали соглашение о том, что Корея «одолжит» США 500 000 патронов калибром 155 миллиметров. В то время министерство обороны Южной Кореи не подтвердило и не опровергло сообщение о сделке». Официально, во всех сделках такого рода США являлись конечным потребителем, но газета утверждает, что такие заявления делались для отвода глаз.

Газета расценила свою новость как резкое изменение позиции правительства Южной Кореи, которое отказывалось помогать Украине поставками летального оружия, хотя и ранее сообщала, что в рамках секретного соглашения в ноябре 2022 года Южная Корея согласилась продавать в США снаряды для нужд украинской армии. Как «выясняется теперь», в ноябре 2022 г. Сеул пообещал предоставить снаряды, но затем отказался от предоставления летальной помощи. Долгожданное решение было якобы принято после того, как США в течение нескольких месяцев просили о помощи, поскольку их собственные запасы артиллерии истощались. Кстати, вбросы о «секретном соглашении» появлялись на эту тему и ранее, и сюда же «пентагоновские утечки» о том, что окружение Юн Сок Ёра якобы обсуждало подобные варианты.

Пентагон, однако, не ответил газете на вопросы, как минобороны США передаст снаряды Киеву или когда передача будет завершена, хотя признал, что закупка снарядов с правительством Южной Кореи обсуждалась. Позднее, 24 мая, отвечая на вопрос о дискуссиях между Сеулом и Вашингтоном о возможных поставках боеприпасов южнокорейского производства Украине. Пресс-секретарь Госдепартамента Мэтью Миллер отказался комментировать какой-либо продолжающийся диалог с Южной Кореей, сказав: «Как обычно, мы сохраним содержание и тему частных дипломатических бесед в тайне«.

Минобороны Южной Кореи тоже продолжает утверждать, что вело и ведет переговоры о поставках снарядов с условием, что конечным пользователем будут Соединенные Штаты, и что политика отказа от поставок летального оружия в Украину остается неизменной. Так, 25 мая представитель минобороны Чон Ха Кю заявил, что касательно отчета The Wall Street Journal от 24 мая, то часть содержания неточна, однако конкретики не дал: «между Министерством обороны США и корейским оборонным подрядчиком велись переговоры об экспорте определенного типа боеприпасов, но у меня есть ограничения на раскрытие или подтверждение деталей».

В этом контексте автор как вспоминает предыдущие вбросы о том, что южнокорейское оружие уже поступает на Украину, так и напоминает, что у Сеула на самом деле нет возможности проконтролировать, не нарушат ли США соглашение, послав на Украину снаряды, которые должны были идти на замену американским снарядам для Киева.

Ситуация осложняется тем, что южнокорейские снаряды калибра 155мм мало чем отличаются от американских. И пока в российские руки не попал захваченный на Украине снаряд с клеймом «сделано в Корее», эту информацию нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

Поэтому для автора наличие южнокорейских снарядов на Украине не доказано, а «нет данных» не означает ни «да» ни «нет», хотя в мире постмодерна и постправды отсутствие подтверждающих фактов превращается в пресловутое «хайли лайкли».

По мнению автора, всё рассчитано на то, чтобы создать ощущение «нет дыма без огня» в головах тех российских политиков, для которых Сеул – это преданный американский вассал Китая, а не страна, которая, не смотря на верноподданическую риторику, пока не пытается переходить красные линии в отношениях с Китаем и Россией. Расчёт здесь прост: русские поверят, что Сеул тайно поставляет оружие на Украину, в ответ Москва запустит ответный удар, который может больно ударить по сохраняющимся экономическим и культурным связям. И после такого удара США снова спрашивают РК, неужели она до сих пор не выбрала сторону? Тогда. Сеулу ничего не останется, как наконец сделать то, в чём его ранее обвиняли.

Кроме того, признаки того, что Сеул может вскорости сдать позиции, увы, есть. 25 мая 2023 г. советник по национальной безопасности Чо Тхэ Ен и бывший посол в США заявил, что, вопрос о том, отправлять ли Украине помощь с боеприпасами, будет рассмотрен после изучения ситуации на местах. Когда во время заседания парламентского комитета его спросили, планирует ли Южная Корея отправлять боеприпасы в Украину, Чо указал. Что «до сих пор мы оказывали гуманитарную и финансовую помощь Украине, однако Украина подверглась незаконному вторжению. Мы планируем рассмотреть это после мониторинга ситуации на местах и в свете других ситуаций».

Хотя Чо дал понять, что на данный момент «планов отправлять боеприпасы ни напрямую, ни через Польшу», нет, он отказался подтвердить, предоставляет ли Сеул США 500 000 снарядов. А, отвечая на вопрос, отправил ли Сеул 100 000 снарядов в США, 70 000 в Польшу и 330 000 в Европу, чтобы косвенно помочь Украине, лишь сказал, что некоторые факты неверны.

Отметим и то, что японские СМИ сообщают о «высокой вероятности» визита президента РК Юн Сок Ёля на Украину в июле 2023 этого года. Президент РК собирается на саммит НАТО в Литве, но теоретически может и посетить Киев. Некоторые западные эксперты уверены, что Сеул окончательно примет решение о начале оказания военной помощи Украине именно к этому времени, торжественно объявив его стоя рядом с Зеленским на фоне «очередного военного преступления ВС РФ»

Но пока «Кадия стоит», а Юн Сок Ель пытается противостоять давлению, которое переходит всякие границы.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: