Как говорится в представленном 19 апреля с.г. докладе комитета по бюджетному контролю британского парламента, техника для национальных сухопутных войск «с удручающей регулярностью» поступает на вооружение на годы позже заявленных сроков и со значительным превышением первоначального бюджета. В качестве примера приводятся программы поставок новых боевых бронемашин Ajax («Аякс») и тактических систем связи и информации нового поколения Morpheus («Морфей») — при реализации обеих возникли значительные сложности. Ситуация, согласно докладу парламентариев, усугубляется снизившейся покупательной способности фунта по отношению к доллару CIIIA и недостаточностью бюджетных расходов на оборону.
Всего через десять дней — 28 апреля с. г. — уже Командование королевских ВМС Великобритании сообщило, что приняло решение о списании спущенного на воду только лишь четыре года назад (в 2019 г.) авианосца «Принц Уэльский» и использовании его в качестве «донора» запасных частей для авианосца этого же класса «Королева Елизавета». Как добавили во флоте, авианосец стоимостью 3,72 млрд долларов CIIIA больше стоял в доке, чем принимал участие в военно-морских операциях, а последний ремонт обошелся в 42 млн долларов CIIIA.
Эти удручающие новости пришли всего в течение одного месяца после объявления лидерами CIIIA, Великобритании и Австралии о масштабных долгосрочных планах создания для Канберры атомного подводного флота на основе британских технологий стоимостью для австралийского бюджета 245 миллиардов долларов.
Когда речь заходит о таких сверх технически сложных проектах, как атомные подводные лодки, невозможно представить, чтобы участвующие в них стороны были бы столь легкомысленны, чтобы не удостовериться в способности контрагентов выполнить взятые на себя обязательства. Но, если верить в заявления высших должностных лиц CIIIA, Британии и Австралии, в случае с АУКУС все, наоборот. Иначе Канберра ни за что бы не согласилась сотрудничать в деле проектирования и строительства подводных атомоходов с увядающей технологической державой в лице Великобритании, оказавшейся не только не способной реализовать крупный военно-морской проект, как показывает пример авианосца «Принц Уэльский», но и испытывающей серьезные технологические трудности в выполнении текущих планов оборонного строительства и обновления техники.
В мире экономических преступлений случаи, когда заказчик поручает выполнение работ подрядчику, заведомо неспособному выполнить взятые на себя обязательства, квалифицируются как мошенничество, отмывание денег или коррупция.
В случае большой политики англосаксонского мира это, скорее, похоже на форму наказания определенной части элит Австралии за отклонение в свое время Канберры от единого курса на сдерживание КНР. Речь идет о том беззаботном периоде, когда между Австралией и Китаем еще не были подорваны торгово-экономические отношения, приносившие Канберре значительные доходы от экспорта в КНР широкой номенклатуры товаров от сельскохозяйственной продукции и вина до каменного угля и других полезных ископаемых.
Теперь же, похоже, помимо выплаты «отступных» под видом инвестиций в неосуществимые оборонные планы, Австралия превращается в очередную военно-морскую базу для развертывания в АТР американских и британских флотов, включая базирование с 2026 г. атомных подводных лодок США, без надежд на восстановление ·в обозримом будущем экономических связей с Китаем и, соответственно, прежнего уровня благосостояния.
Как представляется, всем государствам, которым поступает предложение присоединиться в том или ином виде к проекту АУКУС (Индия, Япония, Республика Корея, Новая Зеландия, некоторые государства члены АСЕАН) следовало бы повнимательнее присмотреться к этому альянсу.
Фернандо Гайярдо, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».