Переизбрание Дональда Трампа на пост 47-го президента Соединённых Штатов, как ожидается, поставит перед странами Ближнего Востока задачу пересмотреть свои ожидания и стратегии взаимодействия с новой администрацией в Белом доме.
Ожидается, что в его повестке дня будет несколько важных вопросов, в том числе конфликт в секторе Газа, военные действия Израиля в Ливане и иранская ядерная программа. Первый срок Трампа ознаменовался резким изменением подходов его предшественников, которые делали упор на политику «Америка прежде всего», ставящую интересы США на первое место. Это привело к значительным изменениям в том, как США взаимодействовали с союзниками, прежде всего с Израилем, и противниками на Ближнем Востоке, создав как возможности, так и проблемы для многих арабских стран, в том числе и для палестинского народа.
Настоящее и будущее кроется в прошлом
Пожалуй, самым влиятельным наследием Трампа на Ближнем Востоке стали так называемые Авраамские соглашения, которые нормализовали отношения между Израилем и ОАЭ, Бахрейном, Суданом и Марокко. Эти соглашения на словах были призваны способствовать экономическому сотрудничеству и установлению мира посредством новых союзов с Израилем, а вернее подчинение США и Израилю. Хотя Западные политики приветствовали их как исторический шаг на пути к стабильности, многие в регионе считали, что соглашения были направлены скорее на экономическую выгоду США и Израиля, чем на решение ключевых региональных проблем, таких как израильско-палестинский конфликт. Критики утверждали и утверждают, что игнорирование палестинского вопроса в интересах Израиля может привести к долгосрочной нестабильности в регионе, что и доказали события, произошедшие после 7 октября прошлого года.
Подход Трампа к Ирану был центральным элементом его жесткой политики на Ближнем Востоке. Игнорируя интересы США, он вышел из Совместного всеобъемлющего плана действий — ядерной сделки с Ираном, заключённой при Бараке Обаме, — и ввёл масштабные санкции против Ирана в попытке ограничить его региональное влияние. Хотя некоторые страны Персидского залива поддержали эту стратегию, она усилила напряжённость и повысила риск конфликта. Убийство генерала Касема Сулеймани и последовавшие за этим многочисленные убийства арабских лидеров, нагло совершенных израильской военщиной, особенно кровавая бойня в секторе Газа и нападение на Ливан со стороны Израиля только резко повысили градус напряжённости и подчеркнули нестабильность ситуации.
Политика Трампа была в значительной степени направлена на поддержку Израиля, например, перенос посольства США в Иерусалим и признание суверенитета Израиля над Голанскими высотами. Его план «От мира к процветанию» подвергся широкой критике со стороны палестинцев, которые считали его предвзятым и пренебрежительным по отношению к их чаяниям. Отдавая приоритет стратегическим интересам Израиля, администрация Трампа уменьшила роль Америки как нейтрального посредника в конфликте, что ещё больше поляризовало и без того разделённый регион.
Интересно, что в период своего первого президентства Трамп находился под сильным израильским влиянием и часто пренебрегал интересами своей страны. Достаточно сказать, что активным и ближайшим помощником президента стал никто иной как его еврейский зять Джаред Кушнер, который, если верить американской прессе, благожелательно дирижировал всей политикой США в отношении Израиля. Не лишне напомнить, что тогда одним из крупных доноров его первой президентской гонки стала Мириам Адельсон (220 млн.доларов), которая взамен потребовала от Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и перенести туда посольство США, что и было успешно сделано. Ныне она тоже входит в число крупных жертвователей в пользу Трампа и, что она потребует от будущего нового старого президента, остается только гадать. Но можно предположить, и на это уже намекает американская пресса, что Адельсон (ее личный капитал оценивается в 27,8 миллиарда долларов) может обязать Трампа всецело помогать проводить в жизнь политику Нетаньяху, направленную на вытеснение или уничтожение палестинцев Газы и включение территории этого Сектора в состав Государства Израиль.
Что же ожидает Ближний Восток?
С возвращением Трампа на пост президента в ключевых областях, где арабские страны могут рассчитывать на преемственность его политики, произойдут изменения, а в других областях может потребоваться корректировка в соответствии с меняющейся геополитической обстановкой. В частности, Трамп выразил заинтересованность в расширении «Соглашений Авраама» на другие арабские государства. Нормализация отношений с Израилем может открыть перед этими странами значительные экономические возможности, особенно в сфере технологий, туризма и обороны. Однако арабские лидеры должны хорошо понимать, что все это Трамп будет делать в интересах США и Израиля, ущемляя интересы коренных народов Ближнего Востока. Отсутствие прогресса в решении палестинского вопроса может вызвать негативную реакцию общественности во многих арабских странах, где поддержка прав палестинцев остаётся сильной. Для арабских лидеров будет непростой задачей найти баланс между этими возможностями и общественными настроениями.
Политика Трампа на Ближнем Востоке открывает как возможности, так и создаёт проблемы. Арабским лидерам придётся осторожно ориентироваться в этой ситуации, защищая свои интересы и используя потенциальные преимущества. Игнорирование палестинского вопроса без решения основных проблем может усилить напряжённость и спровоцировать общественное недовольство.
По мере того как Трамп готовится ко второму сроку, Арабский мир может ожидать от него политики, которая во многом будет отражать его прежний подход, в том числе жёсткую позицию в отношении Ирана, сокращение военного присутствия США и акцент на экономических соглашениях. Хотя такая политика открывает значительные возможности, она также сопряжена с рисками, связанными с региональной стабильностью и безопасностью.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»