Россия активно расширяет взаимодействие со странами из Восточной и Юго-Восточной Азии в образовательной сфере. Эти инициативы охватывают как двусторонние соглашения между университетами и НИИ, так и многосторонние образовательные проекты.

Обучение русскому языку и культуре
Наиболее широко русские языковые школы и культурные центры представлены в Китае. Одной из наиболее важных организаций в стране является Российский культурный центр в Пекине. Это учреждение проводит мероприятия, популяризирующие русскую культуру, организует курсы русского языка, содействует подготовке преподавателей русского языка как иностранного, сотрудничает с китайскими университетами. Все больше школ и культурных центров появляется и в других странах региона: в Малайзии, Вьетнаме, Камбодже; в ближайшем будущем планируется открыть языковые школы в Лаосе.
Тем не менее обучение русскому языку и культуре наиболее распространено в Китае, в то время как в остальных странах Дальнего Востока оно представлено меньше, хотя запрос на него постепенно растет.
Этот вопрос обсудили эксперты в ходе работы Восточного экономического форума (3-6 сентября 2025 года). Было предложено создать специализированную программу, ориентированную на повышение интереса к русскому языку в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как считает автор этой статьи, реализация подобных инициатив крайне важна, так как на знание иностранцами русского языка и понимание ими культуры России опирается весь остальной пласт образовательного (и не только) сотрудничества между странами.
Академическая мобильность
Другим направлением являются программы по академической мобильности. В первую очередь это инициативы по студенческому обмену. Наиболее продуктивное сотрудничество по этому направлению проводится с КНР. В августе 2025 г. в России проходило обучение около 51 тыс. китайских студентов, а в КНР – 21 тыс. учащихся из РФ. 30 августа президент Владимир Путин заявил о проведении «перекрестных» Годов образования с КНР в 2026-2027 годах, за чем, наиболее вероятно, последует увеличение договоров об обмене студентами и преподавателями из двух стран.
Россия налаживает контакты по этому направлению и с другими партнерами. В июне 2025 года Россия и Индонезия заключили соглашение о сотрудничестве в области высшего образования. Соглашение направлено в первую очередь на развитие академической мобильности и регулирование вопросов, связанных с обучением студентов в высших учебных заведениях обеих стран. В России обучается около 600 граждан Малайзии; в целях подготовки абитуриентов из этой страны к обучению в России открывается все больше языковых школ.
Учеба по обмену проводится не только для студентов и преподавателей, но и в рамках обмена опытом и повышения квалификации среди уже состоявшихся специалистов. Так, например, весной 2024 года сотрудники китайской АЭС «Сюйдапу» прошли в Технической академии Росатома курс подготовки, направленный на углубление знаний по эксплуатации реакторов российского дизайна. А в сентябре 2025 года Владимир Путин распорядился организовать обучение российских госслужащих во Вьетнаме. Курировать этот проект будет Президентская академия (РАНХиГС).
Помимо этого важным форматом сотрудничества являются воркшопы и школы. Ранее этот формат практиковали в основном университеты и НИИ в рамках сотрудничества с конкретными партнерами за рубежом, однако сейчас все чаще проводятся школы, организованные большим числом участников из разных стран. Важную роль в подобных мероприятиях играет БРИКС.
Так, например Университет Фудань в Шанхае организовал Шанхайскую летнюю школу (Программа БРИКС) 2025 года, которая проходила с 30 июня по 25 июля. Программа предоставила студентам и молодым исследователям возможность изучить глобальное управление и сотрудничество в странах БРИКС, познакомиться с особенностями дипломатии КНР. Осенью 2025 года в Москве прошла Международная школа БРИКС: Новое поколение, в рамках которой молодые лидеры из разных стран прослушали курс лекций от наставников из числа ведущих российских и международных экспертов и практиков, а также приняли участие в мастер-классах, деловых играх и дебатах.
Укрепление сотрудничества между университетами
Перечисленными форматами работы образовательное сотрудничество России со странами Дальнего Востока не ограничивается. Многие университеты вступают в более тесную работу с зарубежными партнерами в регионе, создавая совместные образовательные программы и лаборатории, основывая свои филиалы за рубежом.
Наиболее активное сотрудничество по этому направлению, ожидаемо, налаживается с КНР. В августе этого 2025 г. МГТУ им. Н.Э. Баумана и Университетом Цинхуа заключили соглашение о создании лаборатории для космических и экологических исследований. 2 сентября того же года Московский государственный университет и Пекинский университет заключили договор о создании Российско-китайского института фундаментальных исследований.
Но российские вузы и НИИ заключают соглашения подобного уровня не только с Китаем. В сентябре 2025 г. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Национальное агентство исследований и инноваций Индонезии (BRIN) заключили меморандум о взаимопонимании, в рамках которого в Индонезии на базе BRIN будет создано Представительство ДВФУ. Его работа будет способствовать расширению партнерства между двумя странами в сфере высшего образования и научных исследований.
Создание подобных представительств является распространенной, но важной мерой для создания фундамента сотрудничества между странами для дальнейших проектов в сфере образования и науки. Говоря о других примерах подобных инициатив — в 2023 году на базе Университета Валайлак (Таиланд) было открыто представительство Санкт-Петербургского государственного университета, которое активно развивается и проводит онлайн-лекции, международные круглые столы и научные конференции. В феврале 2025 года было объявлено об открытии представительства Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в Малайзии на базе Малайзийского исследовательского акселератора технологий и инноваций (MRANTI). Кроме того, в Университете Малайя планируется создать совместный Российско-Малайзийский центр исследований, науки и культуры.
Еще одна распространенная практика – создание совместных образовательных программ, по результатам которых студенты получают два диплома, российского университета и зарубежного вуза-партнера. Таких программ не так много, но их число постепенно растет. Это, например, программа двух дипломов НИУ ВШЭ и южнокорейского Университета Кёнхи, направленная на изучение экономики и политики в странах Азии. Другой пример – инициативы Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», в котором реализуется магистерская программа двух дипломов с китайским Технологическим институтом Сюйчжоу, а также налаживается схожий формат сотрудничества с малазийскими университетами.
Заключение
Сотрудничество в сфере образования Российской Федерации с зарубежными партнерами на Дальнем Востоке является ключевым мягкой силы. Его в особенности важно развивать, так как страны этого региона являются ценными экономическими, технологическими и геополитическими партнерами России (нынешними или потенциальными). Для эффективной реализации перечисленных форматов сотрудничества крайне важно укрепить доверие к России, которое стремятся подорвать страны Запада, а также наладить связи, коммуникацию и обмен знаниями и навыками между российскими и дальневосточными специалистами из разных сфер. Потому активизация подобной политики является важным шагом к налаживанию сотрудничества со странами в этом регионе.
Даниил Романенко, японовед, сотрудник Института востоковедения РАН
Следите за появлением новых статей в Telegram канале
