EN|FR|RU
Социальные сети:

Руководитель МИД КНР Ван И совершил очередное турне в Европу

Владимир Терехов, 09 октября 2025

В период с 12 по 16 сентября с. г. министр иностранных дел и член Политбюро ЦК КПК Ван И посетил Австрию, Словению и Польшу.

Ван И с президентом Австрии

Европа остаётся в фокусе внимания руководства КНР

Это было его уже третье и только в текущем году европейское турне. Напомним, что в феврале с. г. Ван И побывал с визитами в Соединённом Королевстве и Ирландии, а также принял участие в очередной «Конференции по безопасности» в Мюнхене. В начале июля он же представлял китайскую сторону в ходе прошедшего в Брюсселе 13-го «Стратегического Диалога КНР-ЕС», а затем посетил ФРГ и Францию.

В комментариях последнего европейского турне Ван И особое внимание уделяется тому факту, что Словения и Польша являются полноправными участницами, а Австрия находится в статусе наблюдателя конфигурации China-Central and Eastern European Country (CEEC). Она была образована в начале прошлого десятилетия с целью формирования важной составляющей общего торгово-экономического маршрута, призванного связать КНР с Европой. В свою очередь данный маршрут является одним из главных элементов глобального проекта Belt and Road Initiative. К концу прошлого десятилетия в CEEC входили 17 стран Восточной и Центральной Европы, но в 2022 г. из этой конфигурации вышли три прибалтийские страны и в настоящее время её нередко обозначают мемом «14+1».

Речь идёт о первой попытке освоения Северного морского пути в целях установления нового морского транспортного маршрута связи КНР с Европой

Впрочем, в упомянутой тройке, видимо, только Эстония не отличилась некими вызывающими актами в отношении второй мировой державы. Прежде всего в Тайваньской проблематике. И с конца прошлого года отмечается определённое восстановление китайско-эстонских отношений. Заметим также, что брюссельская бюрократия более или менее всегда относилась к CEEC подозрительно, подозревая её в «сепаратизме». Актуальности же обсуждаемому визиту прибавило осуществлённое накануне закрытие Польшей границы с Беларусью. Что означало фактическую блокаду одной из «дверей» китайско-европейской системы коммуникаций.

Ван И в Австрии

Вполне возможно предположить, что Австрия оказалась в перечне стран посещения в ходе очередного турне Ван И, в том числе и по причине появившегося в августе с. г. информационного вброса о перспективе отказа Вены от статуса нейтралитета и вступления в НАТО. Чему, впрочем, должен предшествовать процесс общественного обсуждения. Это совсем не посторонний для Пекина вопрос, принимая во внимание, во-первых, обозначенные руководством Альянса претензии на едва ли не глобальное расширение изначальной сферы интересов, а также, во вторых, военную активизацию ведущих европейских стран в особо чувствительных для КНР зонах Индо-Тихоокеанского региона.

Хотя уже 1 сентября канцлер К. Штоке заявил, что данный вопрос «не стоит на повестке, нейтралитет республики не подлежит сомнению», но, как представляется, существенным образом именно этот подтекст содержался в словах Ван И о надеждах КНР «на сохранение преемственности» во внешней политике нынешнего австрийского правительства. Они были произнесены в ходе встречи с коллегой Б. Майнль-Райзингер.

Основное внимание на переговорах как с ней, так и с президентом А. Ван дер Белленом гость уделил, естественно,  двустороннему формату отношений, а также возможным угрозам их поддержанию. Главная из них обусловлена вопросом соблюдения партнёрами КНР принципа «одного Китая», в чём собеседники Ван И попросили не сомневаться. Хотя и не стали конкретизировать свою позицию относительно Тайваньской проблемы, которая, с точки зрения Пекина, и находится в центре указанного принципа. В целом же стороны выразили намерение и далее развивать двусторонние отношения по широкому кругу направлений.

Визиты в Словению и Польшу

Обе эти страны, повторим, входят в китайско-европейский формат «14+1». Его главным объединительным «стержнем» должен стать скоростной железнодорожный маршрут, который начинается из арендуемого КНР греческого порта Пирей, проходит через Сербию, Венгрию и далее в Польшу, а также другие страны Центральной Европы. Словения, которую минует основная линия маршрута, тем не менее тоже может им воспользоваться в целях развития торгово-экономических отношений с КНР.

Что для первой приобретает возрастающую значимость, ибо объём двусторонней торговли увеличился с 2019 г. более, чем в пять раз. Принимая китайского гостя, руководитель МИД Словении Т. Файон отметила, что уже сегодня Китай является третьим поставщиком импортной продукции. При этом, видимо, с сожалением было отмечено, что почти ничего не покупается в Словении. Тем не менее переговоры Ван И с Т. Файон, а также другими руководителями страны прошли в обстановке оптимизма относительно перспектив двусторонних отношений.

Что касается Польши, то наиболее примечательное событие в отношениях с ней КНР случилось, повторим, накануне визита Ван И. Оно заключалось в блокаде границы с «пособником российского агрессора» в лице Белоруссии по заявленным причинам якобы прилетевших (на самом деле, видимо, просто привезённых и аккуратно разложенных) «российских дронов», а также российско-белорусских военных учений «Запад-2025». Но при этом в Варшаве явно не учли, что подобные «ответные меры» прервали один из важных торгово-транспортных маршрутов КНР в Европу.

Так что накануне прибытия Ван И в Польшу перед станциями пропуска в эту страну скопилось более 130 поездов с контейнерами, заполненными китайскими товарами, которые были заказаны для сбыта европейскими трейдерами. Быстро сообразив, чем это грозит отношениям Польши не только со второй мировой державой, но и рядом европейских союзников, премьер-министр Д. Туск распорядился немедленно открыть заблокированные пункты пропуска. Поэтому проведение 4-го заседания двустороннего Межправительственного комитета с участием прибывшего в Варшаву Ван И, а также его польского коллеги Р. Сикорского уже ничто не омрачало. Принятый итоговый документ тоже выдержан во вполне позитивных тонах.

Китай отправляет «Арктический экспресс» в Европу

Что касается упомянутого инцидента на польско-белорусской границе, то по мнению специалистов, для ликвидации образовавшегося «завала» из поездов с китайскими товарами потребуется не менее десяти дней. Сам же этот казус заставил торгово-транспортные компании КНР и Европы искать альтернативные сухопутные маршруты. Например, «через Каспийское море или Санкт-Петербург».

Но намечается и более радикальный вариант. Речь идёт о первой попытке освоения Северного морского пути в целях установления нового морского транспортного маршрута связи КНР с Европой. 23 сентября из порта Нинбо на восточном побережье Китая в направлении Берингова пролива и далее по Северному морскому пути с конечным пунктом Филикстоу, (Великобритания), отправился контейнеровоз Istanbul Bridge с тысячью стандартных контейнеров на борту, заполненных разного рода товарами. В пути он будет находиться 18 суток. То есть, китайские товары прибудут в Европу вдвое быстрее, чем по нынешнему морскому маршруту, проходящему через Индийский океан и Суэцкий канал

Новый маршрут уже получил название «Арктический экспресс». Сообщая о его открытии, представитель МИД КНР заявил «о готовности сотрудничать с другими арктическими государствами, включая Россию».

Помимо прочего, данное событие подтверждает стремление КНР к укреплению и расширению связей с Европой, а также разрешению неизбежно возникающих при этом разного рода проблем. Чему очередным свидетельством служит третья в текущем году поездка в Европу руководителя МИД КНР.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона

Следите за появлением новых статей в Telegram канале

На эту тему
Суверенитет под вопросом: Южная Корея балансирует между торговыми интересами США и КНР
Укрепление российско-китайских отношений в меняющемся мировом порядке
Суверенитет в действии: венгерская модель многополярности
Саммит Трампа и Си Цзиньпина в Пусане: тактическое перемирие в торговом соперничестве США и Китая
Готовятся ли США к войне в Венесуэле — и если да, то почему именно сейчас?