Премьер-министр Японии Сигэру Исиба, сохранивший этот пост по итогам прошедших 27 октября внеочередных всеобщих выборов, может опираться теперь на депутатскую фракцию численностью менее половины состава нижней палаты парламента.
Достаточно уникальная для послевоенной Японии ситуация, которая стала следствием серьёзных проблем прежде всего внутреннего плана, отразившихся на итогах упомянутых всеобщих выборов.
Кратко о причинах неудачи ЛДП на последних всеобщих выборах
Собственно, эти давно обозначившиеся проблемы и стали причиной досрочного ухода с должности лидера ЛДП, а, следовательно, главы правительства предыдущего премьер-министра Фумио Кисида, почти три года занимавшего оба этих поста.
Что же стало причиной давно отмечавшегося падения популярности ЛДП, а также правительства, представляющего эту партию, сделавшей неизбежным досрочный уход с поста премьер-министра вполне вроде бы успешного политического деятеля современной Японии? Едва ли, повторим, не целиком она располагаются на внутриполитическом поле, в то время как экспертные оценки сферы международной политики кабинета министров Ф. Кисиды выглядели более или менее позитивно. Но, известно, что на настроение электората решающим образом влияют не успехи «где-то там, за границей», а состояние и тренды показателей собственного благополучия.
Тем временем едва ли ни все они десятилетиями пребывают либо на нуле, либо, как в последние годы, носят отрицательный характер. Это в первую очередь отражается на настроениях молодёжи, приобретающих всё более пессимистичный характер, чему свидетельством являются продолжающееся десятилетиями падение рождаемости и сокращение желающих вступать в брак, а также рост потребления наркотиков и случаев суицида. Среди же пребывающих в браке пар растёт число либо вообще не имеющих детей, либо ограничивающих их число одним ребёнком.
Всё это провоцирует мрачные разговоры о «перспективе вымирания» японцев как нации, на фоне которых уже сегодня предпринимаются разного рода меры по привлечению иностранной рабочей силы, каковой (со специальными визами) уже насчитывается около 3,5 миллиона человек.
То есть, представляется сомнительной нередкая отсылка к коррупционным скандалам, разразившимся в последнее время в ЛДП, в качестве главной причины резкого падения популярности «партии и правительства» Ф. Кисиды. На самом деле за ней стоят, повторим, проблемы гораздо более фундаментального плана. Именно они привели ЛДП к «исторической неудаче» в ходе упомянутых выборов, по итогам которых в парламенте создалась патовая ситуация. Эти же проблемы унаследовал С. Исиба, пришедший на смену Ф. Кисиде.
Теперь, чтобы получить поддержку в парламенте в ходе, казалось бы, «рутинных», но неотложных и жизненно важных мероприятий (например, формирования бюджета на следующий финансовый год, который начинается в Японии с 1 апреля календарного года), приходится вести сложные переговоры с одной из оппозиционных партий по «сопутствующим» социально-экономическим вопросам.
Между тем по «долларовому номиналу» оценки годового ВВП экономика Япония остаётся в пятёрке ведущих в мире и одной из самых передовых по различного рода качественным показателям. Но это не означает, что на ней не могут не отражаться те или иные негативные тренды в мировой экономике последнего времени.
То есть, отнюдь не «всё» в этой жизненно важной сфере зависит от японского правительства любой партийной принадлежности и крайне важное значение приобретают политико-экономические тренды основных внешних партнёров.
Внешнеполитический фон функционирования правительства С. Исибы
Среди таковых особо значимым для Японии остаётся комплекс отношений с США. Уже почти три четверти века Японию связывает с этой страной военно-политический союз, значимость которого для неё, с учётом складывающейся региональной ситуации, отнюдь не падает и, возможно, даже возрастает. Японский премьер выступает за укрепление отношения с США в военной сфере и является сторонником создания своего рода «азиатской версии НАТО».
Кстати, вновь избранный президент США Дональд Трамп ещё в период своего первого пребывания на этом посту угрожал вообще прекратить военную поддержку Токио, если японское правительство не предпримет никаких мер по сокращению неизменно отрицательного баланса в двусторонней торговле, который ежегодно пребывает на уровне 70 млрд долл. При том что в рамках финансового обеспечения базирования (в основном на Окинаве) контингента американских войск правительство ежегодно тратит около 2 млрд долл. Небольшие, мягко выражаясь, издержки Японии по сравнению с доходами от торговли с ключевым военно-политическим союзником.
Всё это, а также заявление нового американского президента о намерении резко повысить тарифы на импортируемую продукцию, вызвавшие немалое беспокойство и в Японии, а также его же специфическое отношение к союзникам вообще, несомненно, составят фон предстоящих переговоров С.Исибы с Д. Трампом, которые должны состояться на территории США, куда японский премьер отправится из Латинской Америки после участия в очередных Саммитах АТЭС и G20.
На полях этих мероприятий ожидается встреча С. Исибы и с лидером КНР Си Цзиньпином, то есть другой крайне важной для Японии страны. Между тем японо-китайские отношения носят достаточно сложный характер с преобладанием в них политико-стратегической конкуренции, которая усиливается по мере возрастания роли обеих стран за столом «Большой мировой игры».
Поэтому в процессе формирования ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе неизбежно возрастёт вес фактора состояния отношений в треугольнике из трёх ведущих держав Азиатского континента, каковыми являются КНР, Япония и Индия. Следовательно, повысится значимость трендов в стороне «КНР-Япония» данного геополитического треугольника.
Среди них отмечается появление в последнее время и определённых позитивных моментов. Речь идёт прежде всего о первой за последние три года встрече премьер-министров обеих стран Ф. Кисиды и Ли Цяна, состоявшейся в конце мая с. г. на полях возобновившегося (после шестилетнего перерыва) функционирования треугольника «КНР-Япония-Республика Корея». Обратила также на себя внимание прошедшая 10 октября во Вьентьяне встреча уже С. Исибы с тем же Ли Цяном. Через три недели в Пекине состоялись переговоры Ван И и Такэо Акибы, то есть де-факто вторых лиц в иерархиях государственного управления внешней политикой КНР и Японии.
В заключение отметим, что в нынешних условиях высоких неопределённостей, обусловленных как переходным состоянием мироустройства, так и обозначенной выше шаткостью положения нынешнего правительства Японии, возможно появление неожиданных нюансов во внешнеполитическом курсе этой страны, роль которой в самом процессе упомянутого «перехода» заметно возрастает.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона