Реализация очередной инициативы американской стороны может позволить ей вмешиваться в информационную политику АСЕАН и контролировать киберпространство всей Юго-Восточной Азии.
Саммит с сюрпризом
Неслучайным был и выбор времени проведения встречи. Она состоялась перед Восточноазиатским саммитом (ВАС) – многосторонними переговорами стран АСЕАН с внешними партнерами. Таким способом в Вашингтоне надеялись заставить представителей Юго-Восточной Азии пересмотреть повестку ВАС и планировали использовать предстоявшее мероприятие для разжигания региональных конфликтов и закрепления за собой роли «главного жандарма» Азиатско-Тихоокеанского или Индо-Тихоокеанского региона. Однако, как показало проведение ВАС, это американской стороне не удалось: попытки подрыва региональной архитектуры безопасности и сотрудничества, кроме союзников США, не поддержал никто.
По итогам саммита США-АСЕАН расхождение взглядов тоже было заметным, стороны не приняли какого-либо совместного документа общеполитического характера. Это стало закономерным результатом: для АСЕАН какое-либо навязывание взглядов извне традиционно является неприемлемым. В целом, переговоры асеановских лидеров с Энтони Блинкеном проходили «на потоке» среди других встреч – с Россией, Индией, Китаем и т.д. – и не привлекли бы к себе особого внимания, если бы по их итогам не было подписано совместное заявление весьма узкопрофильного характера – о сотрудничестве в области «управления искусственным интеллектом» (ИИ).
Благими намерениями
По условиям этого заявления, под благовидным предлогом «достижения Целей устойчивого развития ООН» США намерены осуществлять с АСЕАН целый комплекс мер. Так, планируется «обсуждение дальнейшего развития планов АСЕАН по ИИ» (хотя почему АСЕАН должна свои планы с кем-то обсуждать?), «взаимодействие с Рабочей группой АСЕАН по управлению ИИ» (то есть опять же прямое намерение войти в процесс принятия решений в Ассоциации), «создание Дорожной карты АСЕАН по ответственному ИИ» (и, таким образом, включение в процесс внутреннего планирования ее деятельности).
Кроме того, стороны будут вести «сотрудничество в подходах и стандартах в области ИИ» (по сути, эти подходы и стандарты будут замыкаться на аналогичные американские), «обмен знаниями, передачу технологий» (невольно вспоминается поговорка про бесплатный сыр в мышеловке), «укрепление коллективного цифрового и кибер-потенциала» (опять же замкнутого на США и выстроенного по их правилам), «распространение образования в области ИИ» (логично – по американским нормам) и «развитие взаимосвязанных подходов по управлению ИИ» (управление ИИ – серьезнейший вопрос, в котором надо понимать, что внешнее участие означает прямую угрозу национальному суверенитету).
Еще более масштабные задачи включают «поддержку развития национальных цифровых стратегий и стратегий ИИ, дискуссий по управлению им и его регулированию» (для США получение доступа к национальным стратегиям предоставит новые инструменты для вмешательства в чужие внутренние дела), «воплощение инициатив в сотрудничестве с министерствами цифрового развития стран АСЕАН», а также «обеспечение информационной поддержки для Соглашения АСЕАН по цифровой экономике» (его принятие планируется в 2025 г., здесь Штаты вновь вмешиваются во внутриасеановскую «кухню»).
Не обошлось и без традиционной американской демагогии в области «прав человека»: заявление предполагает в ближайшем будущем «обеспечение прав человека и защиты от любых форм дискриминации и предубеждений при использовании ИИ», «обеспечение инклюзивности и доступности ИИ». Насколько безопасным массовое использование ИИ будет для населения, авторы документа не задумываются, решая иные задачи.
Еще одной составляющей названо «взаимодействие в отношении иностранных манипуляций информацией, дезинформации, обучение технологиям для противостояния этому» (в своем праве присваивать ярлыки источникам информации, разумеется, американские инициаторы не сомневаются). Наконец, ожидается «стимулирование повышения цифровой грамотности населения через усилия частного сектора», хотя, казалось бы, в таких чувствительных сферах, как ИИ, цифровые технологии, киберпространство, защитить интересы своих граждан может только государство.
Ларчик открывается
Если анализировать эти договоренности, становится понятно, что США замахнулись на то, чтобы взять под свой контроль не просто сферу экономики или технологий, но, фактически, информационное пространство Юго-Восточной Азии и информационную политику как всей АСЕАН в целом, так и отдельных стран и их национальных отраслевых ведомств. Столь радикальное углубление взаимодействия включает и прямое, беспрецедентное по своей наглости и открытости вмешательство в дела Ассоциации, и поиск возможностей уменьшить роль государств в контроле за ИИ и кибер-сферой, и доступ к научной и технологической работе стран ЮВА в области ИИ, и монополизацию сферы СМИ в ЮВА, то есть абсолютно колониальное по своему характеру присвоение права решать, какую информацию людям из АСЕАН дозволено читать и видеть, а какую – объявить «иностранными манипуляциями».
Американская сторона уже продемонстрировала, что настроена серьезно. 1 ноября напомнить странам ЮВА о необходимости реализации совместного заявления в секретариат АСЕАН в Джакарте прилетела Рамман Чоудури, специалист по ИИ и спецпредставитель США по науке. Здесь нужно понимать, что отраслевое сотрудничество с АСЕАН с американской стороны будет осуществлять система узкоспециализированных институтов, объективно не зависящая от смены президентской администрации. Договоренности приняты, обязательства наложены, механизм выполнения запущен. Более того, Штаты будут «обрабатывать» на предмет выполнения этих договоренностей каждую страну отдельно: запланированная работа с отраслевыми министерствами государств ЮВА по «цифре» – по сути, не что иное как подбор лояльных будущих агентов влияния.
Вопрос, однако, в том, насколько политические и экспертные круги в ЮВА осознают долгосрочные риски масштабного допуска в столь чувствительную кибер-сферу иностранного партнера. Да еще такого, интересы которого в регионе всем давно известны: разжигание конфликтов, политика «разделяй и властвуй», поиск и переманивание высококвалифицированных специалистов в рамках «утечки мозгов», навязывание исключительно своего взгляда на международную проблематику, привязка стран и рынков к своим технологиям с передачей всевозможных полезных данных разведслужбам.
* * *
Казалось бы, АСЕАН всегда выступала против неоколониализма и поддерживала многовекторный курс, равноудаленный от любых внешних интересов своих диалоговых партнеров. Скорее всего, появление инфоколониальных поползновений у своего американского визави Ассоциация могла допустить только в силу надежд на бескорыстное финансирование своего развития со стороны США (что само по себе звучит, как оксюморон) и расчета на некий абстрактный трансфер технологий. Однако последствия принятия странами ЮВА американской политики, если не «спустить на тормозах» принятые обязательства, могут быть очень плачевными и губительными для их цифрового суверенитета, собственного технологического развития и независимого курса в целом.
Ксения Муратшина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»