Предыстория
Зангезурский коридор — это транспортный маршрут, который должен соединить основную территорию Азербайджана с его эксклавом Нахичеванью, а через него — с союзницей Турцией.
История вопроса зангезурской дороги берёт начало с 1918 г., когда британо-турецкий проект Большой игры с выходом в Западный Туркестан приобрёл реальные очертания в условиях распада Российской империи по итогам Первой мировой войны и революционных потрясений.
Русское Закавказье в 1918–1920 гг. оказалось политическим полем очередных экспериментов по формированию национальных субъектов с произвольными границами. Именно Зангезур с Карабахом обеспечивал туркам кратчайший путь пространственного выхода в «тюркский мир» против интересов России, Персии и Китая. Об этом в июне 1918 г. непосредственно предупреждал главу армянской делегации на Батумской конференции Александра Хатисяна турецкий генерал Вехиб-паша.
Между тем туркам не удалось по итогам двух интервенций в Закавказье (в 1918 и 1920 гг.) установить контроль над армянской областью Зангезур, где им было оказано ожесточённое сопротивление не без поддержки Персии. Тегеран был категорическим противником британо-турецкого проекта «Туран», что создавало бы стратегическую угрозу территориальной целостности и безопасности персидского государства.
По итогам же Московской конференции (февраль-март 1921 г.) большевистская Россия оставила эту область в составе Армянской ССР при условии передачи двух армянских провинций (Нахичевани и Нагорного Карабаха) на правах автономии Азербайджану.
Тема Зангезура под формулой «транспортного коридора» вновь вошла в повестку тайной и публичной дипломатии после распада СССР и актуализации армяно-азербайджанского конфликта вокруг статуса Нагорного Карабаха. Так, в 1993 г. Мегринский район Сюникской области Армении стал главным направлением наступления Азербайджана для выхода в Нахичевань и блокирования Карабаха. Однако наступление азербайджанской армии на юге потерпело провал и привело к новым территориальным потерям.
В 1996–1999 гг. США в рамках проекта сотрудника РАНД-корпорейшн Пола Гобла предложили вариант территориального обмена между Арменией и Азербайджаном (в частности, передачу 43-км мегринского участка Зангезура Азербайджану в обмен на территорию бывшей НКАО вместе с Лачинским коридором Армении) как формулу решения карабахского вопроса и определения главного маршрута транзита азербайджанской нефти и газа в обход России. Но и тогда вопрос не получил развития из-за негативного отношения к данному проекту части армянской политической элиты в союзе с Россией и Ираном.
По итогам же второй карабахской войны 2020–2023 гг. идея «Зангезурского коридора» получила формальное закрепление в трёхстороннем онлайн-заявлении от 9 ноября 2020 г. и последующих декларациях лидеров Азербайджана, Армении и России. Хотя предметного упоминания «Зангезурский коридор» в этих текстах нет, но есть позиция «разблокирование всех транспортных коммуникаций в регионе».
Новая реальность или историческая необходимость?
Следует признать, что трактовку «Зангезурский коридор» впервые озвучил президент Азербайджана Ильхам Алиев с мотивацией необходимости бесконтрольной коммуникационной связи основной части Азербайджана с нахичеванским эксклавом. Правда, логику «транспортного коридора» Армения отказывается принимать и призывает заинтересованные стороны уважать нормы международного права и территориальную целостность республики.
Иными словами, Ереван публично заявляет о своей готовности разблокировать дороги через Зангезур в Нахичевань при сохранении своего суверенитета. Вопрос же обеспечения гарантий безопасности грузо- и пассажиропотоков из Азербайджана в Нахичевань Армения готова обеспечить при условии взаимности, то есть соответствующих гарантий безопасности транзита из Армении через Азербайджан. Именно поэтому Ереван по части размещения российских пограничников по проекту «Зангезурской дороги» предлагает обоюдный подход (то есть как в Армении, так и в Азербайджане). Баку же с этим не соглашается и считает свои условия следствием поражения армянской стороны в карабахской войне, требует соответствующей капитуляции.
Идея «Зангезурского коридора» особо интересует Турцию, которая рассматривает данный проект как важную часть интеграции «тюркского мира», что стала следствием победы турецко-азербайджанского тандема во второй карабахской войне. Об этом неоднократно отмечали турецкий президент Реджеп Эрдоган и министр транспорта и инфраструктуры Абдулкадыр Уралоглу.
Иными словами, геополитическая и геоэкономическая значимость «Зангезурского коридора» для Турции и Азербайджана гораздо выше, чем транспортная связь Баку с НАР. В противном случае, Азербайджан не строил бы после успеха в Карабахе 6-ти полосую скоростную автомагистраль до восточных границ Армении на юге.
Впрочем, Анкара и Баку не скрывают своих геополитических амбиций в части тюркской интеграции в рамках института Организации тюркских государств (ОТГ). Более того, они пытаются представить данный проект органической частью Среднего коридора согласно китайскому проекту «Один пояс – один путь» с Востока на Запад, что позволяет Турции выйти с Запада на Восток к китайскому (уйгурскому) г. Урумчи СУАР.
Иран противник «Зангезурского коридора»
Иран видит в реализации проекта «Зангезурский коридор» пантуранскую угрозу, что приведёт не только к экономическому усилению члена НАТО Турции, но и создаст в перспективе угрозу территориальной целостности ИРИ с использованием этносепаратизма.
Тегеран выступает публичным и категорическим противником данного проекта из-за усиления тюркского фактора на его северных границах и по экономическим соображениям. В частности, за долгие годы карабахского конфликта именно Иран стал главным обходным маршрутом транспортной связи Азербайджана с Нахичеванью. Последнее позволяло Ирану, так или иначе, сохранять определённую зависимость Баку от Тегерана в вопросе обеспечения НАР. В случае же расконсервации дороги через Армению Иран теряет возможность её контролировать.
Сегодня Иран из-за жёстких экономических санкций Запада не может экспортировать тот же газ на европейский рынок. Однако с приходом к власти реформиста Масуда Пезешкиана Тегеран рассчитывает смягчить позицию Запада для вывоза собственного газа в Европу.
В случае же достижения Ираном геополитического успеха в отношениях с Западом, Тегеран рассчитывает на основной маршрут транзита газа именно через слабую соседнюю Армению – тот самый «Зангезурский коридор». Иными словами, если сегодня Иран выступает против данного проекта, где основными бенефициарами окажутся Турция и Азербайджан, то завтра Тегеран может поменять своё отношение к данному маршруту и стать его активным сторонником.
Именно поэтому президент Р. Эрдоган в июне 2023 г. отмечал, что основным противником открытия «Зангезурского коридора» скорее выступает не премьер-министр Армении Н. Пашинян, а исламский Иран. «Что касается Зангезурского коридора, – отмечал Эрдоган телеканалу Habertürk, – то проблема не связана с Арменией, проблема с Ираном. Поведение Ирана расстраивает и Азербайджан, и нас. Кроме того, к сожалению, введены очень высокие тарифы на перевозки. Надеюсь, что в скором времени мы эту проблему решим». Турецкий лидер тогда предложил экономически заинтересовать иранского соседа в данном проекте.
В последующем мы стали свидетелями согласия Тегерана на обходный маршрут выхода Азербайджана в Нахичевань через иранскую территорию вдоль р. Аракс. На этой основе активизировались ирано-азербайджанские переговоры по восстановлению добрососедских отношений. Однако согласие Баку и Анкары на иранский маршрут вовсе не снижают их интерес к «Зангезурскому коридору», ибо Армения в отличие от Ирана весьма слабое звено, Тегеран же способен в любой момент при наличии угрозы перекрыть транзит.
Соответственно, на разных уровнях от послов до министров, от президента до верховного лидера – рахбара, Иран публично предупреждал Армению и всех сторонников «Зангезурского коридора» о недопустимости данного проекта с мотивировкой сохранения территориальной целостности, неделимости границ, признания суверенитета, противоречия интересам и т.д. В последний раз на высшем уровне рахбар Али Хаменеи недвусмысленно об этом предупредил премьер-министра Армении Никола Пашиняна в ходе визита последнего в Тегеран для участия в инаугурации президента М. Пезешкиана.
После же визита президента России В.В. Путина в Баку в августе 2024 г. и заявления главы МИД РФ С.В. Лаврова о саботировании со стороны руководства Армении п. 9 заявления от 9 ноября 2020 г. по открытию «Зангезурского коридора», МИД Ирана вызвал посла России А. Дедова к руководителю Департамента по делам Евразии М. Демирчилу с повторным доведением своей категорической позиции по данному вопросу.
Дело в том, что Иран является для России важным партнёром и по вопросу МТК «Север-Юг», где Москва желает обеспечить прямой транзит товаров через Азербайджан в Иран и Индию (Азию) с выходом в Персидский залив. Стало быть, неприятие Ираном Зангезурского проекта может манипулироваться и проблемами по маршруту «Север-Юг». Да и в случае с Зангезуром Иран способен инициировать локальный региональный конфликт, что вновь усложнит эксплуатацию «Зангезурского коридора» в логике турецкой экспансии.
Таким образом, Армения и Иран выступают противниками экстерриториального статуса «Зангезурского коридора». Запад же желает всё и всех подчинить своим планам по части региона и дорог.
Александр Сваранц – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»