Правительство Б. Нетаньяху целенаправленно торпедирует прекращение боевых действий в секторе Газа. Тель-Авив пытается спровоцировать Иран на развязывание регионального конфликта, что позволит еврейскому государству решить ряд вопросов стратегической безопасности.
Зачем Израиль «тестирует» на военную прочность Иран?
Продолжающийся конфликт в секторе Газа при всех дипломатических усилиях США и ряда стран Ближнего Востока (включая Катар, Египет, Турцию) пока не получает политической развязки. Вот и сейчас переговоры в Дохе не принесли ожидаемых результатов по обмену заложниками и прекращению боевых действий.
Об этом, в частности, в интервью Sky News заявил представитель ХАМАС в Ливане Ахмед Абдель Хади. По его мнению, спорные вопросы не получили разрешения, а Нетаньяху выдвинул новые условия и усложнил переговоры. Очередной раунд переговоров перенесён на сентябрь. Президент же США Джо Байден пытается выдать желаемое за действительное, видимо, с целью успокоить союзников ХАМАС по оси сопротивления в плане не предпринимать ответных мер в связи убийством в Тегеране Исмаила Хании.
Между тем, именно политика Б. Нетаньяху по формированию противовеса Рамале в лице ХАМАС в секторе Газа во многом и спровоцировала военный конфликт 7 октября. Понятно, что Израиль подобным курсом нацелен на очередное блокирование разрешения палестинского вопроса, установление собственного и безоговорочного контроля над сектором Газа и морским побережьем, а также использование интернациональных сил западной коалиции для нанесения военного поражения ключевым региональным противникам еврейского государства (прежде всего, Ирану и его прокси-силам в Ливане, Сирии, Ираке и Йемене).
Израиль рассматривает Иран в качестве главной угрозы своей безопасности, ибо именно Тегеран проводит последовательную антисионистскую политику, выступает инициатором военной поддержки палестинскому движению и формирует фронт сопротивления.
Спецслужбы и Армия обороны Израиля периодически проводят точечные диверсионные и иные активные операции по уничтожению ключевых офицеров КСИР на территории Ирака и Сирии, подрыву военных и научно-исследовательских объектов в самом Иране. Наконец, в Тегеране уничтожен бывший глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания, остаются вопросы и в связи с внезапной авиакатастрофой и гибелью президента Ибрагима Раиси вместе с другими официальными лицами.
Израиль прекрасно осознаёт, что подобные операции будут провоцировать Иран на ответные действия. С каждым разом повышается градус и масштаб провокаций, а это не может не сказаться на географии конфликта.
Последует ли иранский ответ за убийство И. Хании?
Многие эксперты и серьёзные издания с момента гибели главы ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране и публичных заявлений иранского верховного лидера рахбара Али Хаменеи о неотвратимости возмездия стали рассматривать разные версии иранского ответа (включая по времени и масштабам).
Одни утверждали, что Иран ударит 12 или 13 августа в день еврейского национального траура. Но время вышло, а удара не последовало. Другие полагают, что вероятный ответ иранцев будет локальным (как в плане воздушной атаки, так и не исключается точечная операция по ликвидации ключевых членов правительства Нетаньяху), что не приведёт к масштабному конфликту с Израилем и США. В качестве аргументов отмечаются неспособность Ирана купировать военную мощь США и Израиля, отсутствие прямой границы и, наконец, Хания араб, а от терракта не пострадал ни один иранец. Третьи считают, что ни США, ни Иран не желают втягиваться в большую военную конфронтацию, ибо за этим могут последовать серьёзные разрушительные последствия. Есть мнение, что Тегеран не станет свой ответ направлять на территорию Израиля, а скорее ограничится ударом по приграничным странам, на территории которых, по мнению иранцев, располагаются израильские военные объекты (в частности, Ирак и Азербайджан), которые использовались в антииранских акциях израильских силовых структур.
Прежде всего следует отметить, вряд ли Иран будет перед своей операцией допускать утечку информации о направлении, содержании и времени удара. Следовательно, ответ потребует времени и концентрации сил. Иран может пока по дипломатическим каналам говорить, что затягивает с ответом и выжидает итогов переговоров по заключению перемирия с ХАМАС. В реальности же Тегеран просто берёт тайм-аут и держит в напряжении Израиль и его союзников.
Возможности технической разведки союзников Израиля (в частности, АНБ США и Штаб-квартиры правительственной связи Великобритании) с высокой вероятностью позволяют фиксировать военно-технические приготовления иранской стороны. Однако техническая разведка не может определить умонастроения иранского руководства.
В самом Иране, как видно из отставки только назначенного первого вице-президента по стратегическому планированию Мохаммад-Джавада Зарифа, идёт сложная дискуссия на высшем уровне. Возможно, сторонники умеренного реформаторского курса склоняются больше к переговорам с тем же Западом, нежели к «игре мускулами». Но никто не может снять со счетов иранской политики консервативные силы во главе с КСИР, которые бездействие считают позором.
Израиль провоцирует Иран на приграничный удар по Азербайджану и к чему это приведёт
В последнее время стали звучать мнения о прямых и косвенных признаках вероятного иранского ответа Израилю ударом по военным объектам еврейского государства на территории Азербайджана вдоль р. Аракс. Возможно, подобные мнения стали итогом провокаций противников Азербайджана и ирано-азербайджанского добрососедства. Тем не менее, данная версия стала обрастать новыми аргументами после некоторых заявлений израильской стороны.
Во-первых, в ночь на 12 августа израильский телеканал «11 KAN» распространил информацию, что армия Израиля приказала своим военнослужащим покинуть территории Азербайджана и Грузии в свете угроз удара со стороны Ирана. Между тем, официальные власти Израиля не стали никак комментировать данное заявление и вызвали недоумение в том же Азербайджане и Грузии. Из этого текста следует, что израильские военные пребывают в названых странах Южного Кавказа. Весь вопрос в каком же статусе? Стало быть, этим заявлением Тель-Авив косвенно подтверждает версию Ирана о расположении на территории Азербайджана израильских военных объектов.
Во-вторых, недавно израильский эксперт Роман Цыпин заявил, что на территории Азербайджана располагаются 4 авиабазы Армии обороны Израиля. Подобное утверждение также не может оставаться без внимания Ирана и Азербайджана.
Однако Израиль является одним из главных военных партнёров Азербайджана в плане поставок современного вооружения (включая беспилотники, ракетные и артиллерийские системы, оптические средства, ПВО, стрелковое вооружение). Израильские операторы БПЛА в ходе второй карабахской войны оказывали консультационную и иную помощь азербайджанским партнёрам. И сейчас в Азербайджан из израильской военной базы «Овда» отправляются грузовые авиарейсы с вооружением, а в Израиль поступает через территорию Турции азербайджанская нефть. Каким же образом Израиль может быть заинтересован в эскалации военной напряжённости между Ираном и Азербайджаном?
Говорят, что в политике нет вечных друзей и врагов. Израиль проводит политику приближения приграничных с Ираном государств, но за это есть высокая цена в соизмерении финансов и геополитики. Если Тель-Авив рассчитывает втянуть США и НАТО в войну против Ирана, то удар персов по Азербайджану, по мыслям израильских стратегов, должен втянуть в конфликт братскую для Азербайджана Турцию. С Анкарой у Тель-Авива сегодня особая страница напряжённых отношений, чего Израиль никому не прощает. Как в этой ситуации действовать США, если не вмешаться?
Однако военный удар по Азербайджану поставит в сложную положение и Россию, ибо выбор для Москвы крайне сужается: поддержав Баку – теряем Тегеран, и наоборот. Для России сегодня Иран ключевой партнёр с учётом военно-технического и энергетического сотрудничества, это главный выход через проект МТК «Север-Юг» в акваторию Персидского залива, страны Арабского Востока и Азии (например, в ту же Индию). Но и Азербайджан ныне представляет особый интерес для властей России, с учётом его географии (без которого не будет и проекта «Север-Юг» через Южный Кавказ), стратегического союза с Турцией (с которой у РФ много торгово-экономических и иных связей) и, наконец, известного соглашения от 22.02.2022 г. о союзничестве, где есть и статья о военном партнёрстве. Но именно этого разрыва российско-азербайджанских отношений добиваются США с целью выхода на плечах турецкого проекта неопантуранизма в тюркскую часть Центральной Азии.
Как видим, ставки весьма высоки. Россия заинтересована в исключении подобных сценариев эскалации военно-политического напряжения в Закавказье. Очевидно, визит Президента России В.В. Путина в Баку внесёт свой вклад в сохранение стабильности и мира в регионе. Возможно, Азербайджан поспешил расставаться с российским миротворческим контингентом в том же Карабахе, ибо фактор русского флага способен изменить планы нерусских ястребов.
Александр Сваранц – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»