31.07.2024 Автор: Ванесса Севидова

Будут ли пересмотрены отношения ЕС и Сирии?

ЕС и Сирия

С началом военных действий в Сирии в 2011 году (так называемой «арабской весны»), ЕС сразу же ввел санкции против Сирии и поддержал оппозицию. Политика ЕС в отношении Сирии не претерпела кардинальных изменений за годы конфликта, но изменится ли она в ближайшее время?

Политика ЕС в отношении Сирии

Хотя влияние ЕС в Сирии в основном заключалось в гуманитарной помощи, союз с самого начала конфликта занимал в отношении арабской республики твердую политическую позицию «Давления путем размежевания». В 2011–2013 гг.  к введённым США в отношении САР санкциям присоединился Совет Европы, оказав поддержку дипломатическому урегулированию конфликта путем участия в Женевском процессе под эгидой ООН и на платформе «Друзья сирийского народа», а также отправкой гуманитарной помощи. Женевское коммюнике стало основой формирования политики ЕС в отношении Сирии. Как и США, ЕС отказывается участвовать в восстановлении Сирии бок о бок с официальным Дамаском до тех пор, пока не будут обеспечены политические требования в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН.

В настоящее время основными направлениями политики ЕС в отношении Сирии остаются оказание гуманитарной помощи и соблюдение санкций. Политическая роль ЕС в этом процессе крайне ограниченная. В первые годы конфликта государства-члены предпринимали попытки военного вмешательства, но им не удалось прийти к согласию. «Региональная стратегия 2015 года для Сирии и Ирака», принятая в ответ на усиление ДАИШ* и которая была пересмотрена и опубликована вновь как «Стратегия по Сирии» (2017), призывает к политическому переходу в соответствии с упомянутой резолюцией 2254 в качестве единственного решения кризиса. Эта политика укрепляет неприятие ЕС необходимости нормализации отношений с правительством Башара Асада, однако поддерживает широкое участие ЕС в оказании Сирии гуманитарной помощи.

Ежегодно проводимая с 2017 года Брюссельская конференция направлена на оказание ЕС поддержки в целях укрепления сирийской оппозиции. Официального признания ЕС Курдской автономии (Автономная администрация северной и восточной Сирии) нет, чтобы не усложнять и без того непростые отношения с Турцией. Приоритетом для Союза остается также проблема сдерживания дальнейшей миграции. Таким образом, общее видение политики ЕС в отношении Сирии таково: политический переход, предусмотренный резолюцией 2254 СБ ООН и Женевским коммюнике, под наблюдением Специального посланника ООН и при поддержке ключевых международных игроков; продвижение демократии путем поддержки сирийского гражданского общества и связанных с ним организаций; проведение судебного процесса по обвинению в военных преступлениях.

Некоторые европейские страны пересматривают свой подход

Ранее в этом месяце восемь европейских государств, а именно Хорватия, Австрия, Кипр, Чехия, Греция, Италия, Словакия и Словения, обратились к Брюсселю с просьбой пересмотреть политику ЕС в отношении Сирии. Министры иностранных дел восьми государств направили письмо Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепу Боррелю, в котором заявили, что «Наша цель – более активная, ориентированная на результат и оперативная политика в отношении Сирии. Это позволило бы нам усилить наши политические рычаги влияния и повысить эффективность нашей гуманитарной помощи». Министры иностранных дел также указывают на то, что политика ЕС в отношении Сирии устарела, поскольку она оставалась неизменной в течение многих лет, несмотря на значительные изменения как в самой Сирии, так и вокруг неё, включая стабилизацию военной ситуации (официальный Дамаск контролирует около 70% территории Сирии), проведение РФ Специальной военной операции РФ и устойчивую нормализацию межарабских отношений при участии САР (в мае прошлого года членство Сирии в Лиге арабских государств было полностью восстановлено).

В другие европейские столицы также был разослан документ с предложением назначить европейского посланника по Сирии, который будет взаимодействовать с официальным Дамаском, а также с другими сирийскими игроками и государствами региона. Кроме того, министры подняли вопрос о пересмотре санкционной политики ЕС, признав, что она в значительной степени провалилась, вызвав (мягко говоря) «непреднамеренные негативные последствия… для населения [Сирии]». Министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг заявил, что «после 13 лет войны мы должны признать, что наша политика в отношении Сирии не оправдала ожиданий».

Тем не менее, это спорный шаг, и можно ожидать, что некоторые другие европейские столицы выступят с критикой такого изменения в политике, ссылаясь на те же причины, что и всегда, а именно на нарушения прав человека правительством Асада.

С чем связано изменение курса?

В письме министров иностранных дел также говорится, что «сирийцы продолжают уезжать в огромных количествах, создавая дополнительную нагрузку на соседние страны, в период, когда напряженность в регионе растёт, что чревато новыми волнами беженцев». Ни для кого не секрет, что Европа переживает кризис в вопросе беженцев, и многие европейские политики используют эту проблему в качестве ключевой темы в своей риторике.

В настоящее время в Турции насчитывается около четырех миллионов сирийских беженцев. Турция является ключевым звеном Западнобалканского маршрута, одного из основных для мигрантов, прибывающих в Европу. Многие сирийские беженцы также добираются до Кипра через Ливан.

В письме не было четко указано, какие именно меры следует предпринять для сдерживания потока сирийских мигрантов в Европу. Хотят ли они перенять датский подход? С 2019 года Дания отказалась продлить вид на жительство 1200 сирийцам из Дамасской области и тем самым депортировала их, сославшись на то, что регион стал безопасным для возвращения. Выступая на условиях анонимности, кипрский чиновник заявил, что политика депортации сирийцев не обязательно будет принята, скорее, сирийские беженцы из «безопасных регионов страны» лишатся пособий, льгот и права на работу, создавая «сдерживающие факторы» (по сути, это тот же датский подход).

Помимо депортации, трудно представить, как ЕС намерен решить этот вопрос. Сотрудничество с официальным Дамаском, вероятно, помогло бы в этом процессе, хотя принудительное возвращение большого числа сирийцев в Сирию было бы проблематичным с точки зрения безопасности, проблем с инфрастуктурой (большая часть гражданской инфраструктуры все еще не восстановлена после войны) и возможностей трудоустройства.

Ещё одну причину для пересмотра политики Евросоюза четко выразил Рим. В Италии объявили, что страна вскоре вернёт своего посла в Сирию после десятилетнего отсутствия, став первой страной G7, которая решилась на подобный шаг (хотя в настоящее время посольства в Дамаске имеют шесть европейских стран, а именно, Чехия, Румыния, Болгария, Греция, Кипр и Венгрия). Выступая перед парламентскими комитетами, министр иностранных дел Италии Антонио Таяни объяснил, что восстановление дипломатических отношений с Сирийской Арабской Республикой «помешает России монополизировать дипломатические усилия по Сирии». Шалленберг также заявил, что «как это ни горько, но с помощью Ирана и России режим Асада прочно «удерживается в седле», сирийская оппозиция раздроблена и вообще находится в изгнании…Европейский союз больше не может закрывать глаза на эту реальность».

Хотя Дамаск безусловно заинтересован в отмене санкций (до 2011 года ЕС был торговым партнером Сирии номер один), трудно представить, что годы напряженных отношений будут забыты. Мечты некоторых европейских лидеров вытеснить Россию и Иран из Сирии – это всего лишь мечты. И Россия, и Иран поддерживали Сирию на протяжении всего конфликта в военном (Россия – с 2015 года), экономическом и дипломатическом плане. ЕС делал (и продолжает делать) все для продвижения сирийской оппозиции и также участвовал в незаконном вторжении в Сирию под эгидой Глобальной коалиции против ИГИЛ*, возглавляемой США. Кроме того, следует также учитывать влияние США на Европу. Очень маловероятно, что натовские союзники США в Европе полностью откажутся от твердой американской антиасадовской позиции.

Если действительно будет достигнут европейский консенсус относительно пересмотра политики в отношении Сирии и ЕС восстановит дипломатические отношения с САР (хотя в настоящее время это лишь обсуждается), Дамаск, безусловно, будет открыт для этого и будет готов обсуждать и сотрудничать по проблемам двусторонних отношений, особенно в экономической сфере. Однако Дамаск не забудет тех, кто долгие годы боролся с ним бок о бок, поэтому надежды Европы ослабить позиции России и Ирана в Сирии не основаны на реальности, а скорее выдают желаемое за действительное.

*- Организация, запрещенная в Российской Федерации

 

Ванесса Севидова, эксперт-исследователь проблем Африки и Ближнего Востока, специально для «Нового Восточного Обозрения»

Похожие статьи: