08.07.2024 Автор: Виктор Гончаров

Провалы африканской политики США: глазами западных экспертов. Часть вторая: Суть и причины провалов США в Африке

США в Африке

Лидеры многих африканских стран считают подход России и Китая к развитию с ними отношений без предъявления каких-либо политических и иных требований более привлекательным, чем условия предоставления базирующихся в США мировых финансовых институтов, сопровождающихся вдобавок требованиями Вашингтона соблюдения прав человека и развития демократии.

Оценивая складывающуюся в западных районах Сахеля ситуацию, турецкое агентство Anadolu приходит к выводу, что стратегические ошибки американской администрации во главе с Джо Байденом дали возможность России и Китаю укрепить свои позиции на континенте.

Главная ошибка США, по мнению экспертов агентства, заключается в том, что слишком долго Вашингтон рассчитывал на то, что его военное присутствие на континенте является залогом поддержания его политического влияния, рассматривая развитие своих отношений с Африкой через призму «холодной войны» и совершенно игнорируя насущные потребности африканских партнеров в получении солидных американских инвестиций для стабилизации социально-экономической ситуации как основы устранения коренных причин терроризма.

К тому же в отличие от одностороннего, несбалансированного подхода США, замечает агентство, Китай придерживается долгосрочной и всеобъемлющей стратегии развития связей с Африкой, включающей огромные инвестиции в различного рода инфраструктурные проекты, став одновременно крупнейшим торговым партнером почти всех африканских стран.

Поражения США в глобальной войне против терроризма

Поэтому, по мнению бывшего аналитика Пентагона Карен Квятковски, вывод американских войск из Нигера и Чада является закономерным результатом того, что эпоха «неоколониализма под эгидой США» подходит к концу и эти вынужденные шаги Вашингтона знаменуют собой провал африканской политики США в целом.

Как отмечает американское издание Tom Dispatch, признание самого командующего АФРИКОМ Майкла Лэнгли о том, что «Африка превратилась в эпицентр международного терроризма является ни чем иным, как непреложным свидетельством поражения США в глобальной войне против терроризма», которую американский президент Джордж Буш в обращении к американцам сразу после террактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года пообещал вести до тех пор, пока все террористические организации не будут выявлены и ликвидированы.

О том, что США уступают свои позиции в Африке России и Китаю поведал в июне сего года на страницах Bloomberg и бывший командующий войсками НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис, который считает, что потеря американского влияния на континенте является следствием отсутствия у Вашингтона всеобъемлющей африканской стратегии.

Неудачи африканской политики США The Wall Street Journal объясняет тем, что в своих отношениях с государствами континента они слишком много внимания уделяют развитию партнерства в сфере безопасности и слишком мало поддержке демократии и прав человека. Но такой подход, когда во главу угла приоритет отдается решению краткосрочных вопросов по оказанию военной помощи, не только не повышает уровень их безопасности, а наоборот, подрывает стабильность африканских стран и создает новые угрозы интересам США.

Так, в Нигере расходы США в 2017-2018 годах на обустройство базы для американских БПЛА составили 110 миллионов долларов, а на развитие «демократических» институтов и утверждение прав человека в 2020 году всего 3,8 миллиона долларов. В целом же в масштабах континента в 2022 году на решение проблем безопасности США, без учета расходов Пентагона на обучение и оснащение вооруженных сил африканских стран, выделили финансовых средств на 49 процентов больше, чем на продвижение программ демократии и прав человека.

Сотрудничество Вашингтона с африканскими странами, основанное преимущественно на противодействии китайской экспансии, обещаниях предоставления частных инвестиций, которые не всегда выполняются, переадресовке решения их экономических проблем на усмотрение МВФ и Всемирного банка, не способствует структурной перестройке их экономик. Эти учреждения предоставляют кредиты, требуя проведения таких реформ, как приватизация государственного сектора и введение фискального либерализма, что рассматривается в странах Африки как посягательство на их суверенитет и отвечает только интересам США, что в конечном итоге ведёт к росту антиамериканских настроений, и тем более не может сдержать рост китайского влияния на континенте.

По данным американского института общественного мнения Gallup, по уровню своей популярности в Африке в 2023 году Китай превзошел США, влияние которых на континенте с 2008 года неуклонно снижается. Что касается Нигера, то недовольство местного населения присутствием американских войск в этой стране назревало давно. Так, по данным исследовательского центра Afrobarometer, в 2022 году около двух третей населения страны выступали против иностранного военного присутствия.

Учитывая все эти факторы, эксперты американского издания The Elephant приходят к выводу, что в основе внешнеполитических неудач Вашингтона в Африке лежит сама американская модель сотрудничества с африканскими странами.

США проигрывает конкуренцию с Китаем

Если США реально хотят помочь Африке, продолжают исследователи, они должны начать предоставлять финансовые ресурсы в значительно больших объемах, чем сейчас, и под более низкие процентные ставки и более высокие сроки их погашения, чем это делает Китай. Но на сегодняшний день все происходит с точностью до наоборот.

По оценке британского The Economist, «ни одна другая страна не может сравниться с масштабами китайского присутствия в Африке». В это же самое время товарооборот США с континентом падал, а инвестиции сокращались.

Еще 10 лет тому назад Китай обошёл США, став главным торговым партнером африканских стран, сконцентрировав свои инвестиции в предприятия по добыче стратегически важных минеральных ресурсов.

Объем прямых иностранных инвестиций в Африке таких стран как ОАЭ-44.5 миллиардов долларов, Китая-25,9 миллиардов, Англии-22,7 миллиардов в прошлом году в три-пять раз превышал американские вложения, которые составили всего 8 миллиардов долларов. В этой связи журнал Foreign Policy призывает администрацию Байдена хотя бы не отставать по этому показателю от своих союзников и противников.

Как замечает южноафриканское издание African Perspective, в Африке на сегодняшний день после шестидесятилетнего периода независимого развития нет ни одной из 54-х африканских стран, которая могла бы утверждать, что её экономические успехи зиждутся на преимущественном развитии отношений с США и их союзниками.

Начиная от добычи урана в Нигере, нефти в Нигерии, Габоне и Экваториальной Гвинее и заканчивая огромными минеральными богатствами Демократической Республики Конго, сотрудничество с Америкой и её партнерами не привело к решению этими странами острых вопросов социально-экономического характера, в первую очередь проблемы бедности.

Слишком долго американское присутствие в Африке, отмечает Институт изучения проблем безопасности ЮАР, опиралось на модель сотрудничества с упором на взаимодействие в области безопасности, которая в конечном итоге привела к распаду региональной антитеррористической группировки в составе Буркина-Фасо, Гвинеи, Мали, Нигера и Чада (известного как G5 Sahel), поддерживаемого Францией и США, и созданию Альянса сахельских государств в составе Буркина-Фасо, Мали и Нигера, которые в конце января сего года вышли также из Экономического сообщества западноафриканских государств, находящегося под влиянием Франции.

 

Виктор Гончаров, эксперт-африканист, кандидат экономических наук, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: