25.06.2024 Автор: Михаил Илевич

О китайском многоцелевом морском порте в Перу

Порт Чанкай

Порт Чанкай (расположен в 80 к северу от г. Лима) на данный момент является наиболее амбициозным проектом Пекина в Латинской Америке, который должен окончательно закрепить позиции Китая в регионе и интегрировать латиноамериканские страны в торгово-экономические отношения с Азиатско-Тихоокеанским регионом. 

Строительством глубоководного (16 м) порта, способного принимать крупные контейнеровозы E-класса (18 тыс. контейнеров), занимается китайская компания по строительству портовой инфраструктуры COSCO Shipping Ports Limited (COSCO) совместно с перуанской Volcan Compañia Minera. Отмечается, что функционирование порта, стоимостью 3,5 млрд. долл., сократит время на поставку товаров из Перу и Латинской Америки в Китай до 25-28 дней вместо 40 дней, снизит стоимость грузоперевозок на 30% и создаст в общей сложности 9 тыс. рабочих мест. 

Юридические разногласия

Поводом для очередного обсуждения ситуации вокруг строительных работ послужили действия Генеральной прокуратуры Министерства транспорта и коммуникаций Перу (MTC), подавшей в марте 2024 г. иск в Верховный суд Республики Перу с требованием аннулировать статью №2 Резолюции Национального портового управления Перу (APN) от 2021 г., которая предоставила COSCO «исключительное право на использование основных услуг в портовой инфраструктуре».

Сообщается, что предыдущее руководство APN якобы допустило «ошибку» в административном акте, который необходимо исправить. Консорциум COSCO в свою очередь отметил, что соглашение было заключено в соответствии с правовой базой и иск против его положений является «воздействием на безопасность и правовую стабильность инвестиций». Кроме того, китайская компания уведомила Министерство экономики и финансов страны о возможном арбитраже в отношении соглашения и попросила начать переговоры для мирного разрешения спора.

Показательно, как после возникших разногласий, американские СМИ и аналитические структуры начали активно подогревать конфликт между COSCO и перуанскими властями. В данном контексте сообщалось о несправедливости соглашения в отношении Перу (якобы изначально COSCO обещала только соорудить порт, а за эксплуатацию должны были отвечать перуанские власти), о попытке Китая установить контроль над латиноамериканской страной, о вреде строительных работ на окружающую среду и жизнь близлежащих населенных пунктов, о заинтересованности в новом порте со стороны местных криминальных групп.

Китай vs США

Стоит отметить, что, Южное командование США (SOUTHCOM) пристально следит за реализацией инфраструктурных проектов Китая в регионе и по мере завершения строительных работ вопрос Чанкайя становится для Вашингтона все более значимым. Ранее в марте 2024 г. глава SOUTHCOM генерал Лаура Ричардсон перед 118-м Конгрессом Комитета Палаты представителей по вооруженным силам представила доклад о возросших вызовах для США в Латинской Америке. Особый акцент Ричардсон сделала на увеличении торгово-экономического влияния Китая в регионе: с 2002 по 2022 г. товарооборот между КНР и странами Латинской Америки вырос с 18 до 450 млрд долл., а к 2035 г. этот показатель составит 700 млрд долл. (в частности, экспорт из Перу в Китай в 2023 г. составил 23 млрд долл., увеличившись на 300% с 5 млрд долл. в 2010 г.).

Также было отмечено, что в отношении региона Пекин смотрит на долгосрочную перспективу и одной из ключевых целей для него является попытка установить контроль над ключевыми транспортно-логистическими узлами и объектами: Панамский канал; Магелланов пролив; пролив Дрейка и Антарктида. В данном случае глубоководный порт Чанкай должен стать «воротами» для Китая в Южную Америку.

Тем не менее, несмотря на давление со стороны Вашингтона и проамериканского олигархата, в конечном итоге перуанский суд в апреле 2024 г. признал неприемлемым иск MTC против COSCO. Кроме того, Конгресс Республики Перу также одобрил поправку к Закону о национальной портовой системе, которая легитимизирует «исключительное право» китайской компании на управление портом Чанкай. Поправка к закону также предусматривает продление срока управления портами, позволяя передавать портовую инфраструктуру частному сектору на срок до 30 лет с возможностью его продления. В добавление к этому, в отставку ушло руководство APN, выступившее против COSCO.

По всей видимости, перуанские власти посчитали, что Чанкай является стратегически значимым проектом и рисковать, идя на конфронтацию с китайской стороной, было бы не целесообразно, даже несмотря на обеспокоенность США.

О роли нового порта

Чанкай должен оказать важное влияние на развитие портовой инфраструктуры Перу. По данным Торговой Палаты Лимы (CCL), при вводе в эксплуатацию на Чанкай будут приходиться от 30 до 40% морских поставок (от 1,7 до 23 млн. т) в Юго-Восточную Азию. Основными продуктами для экспорта в регион будут являться аграрная и рыболовная продукции, на которые приходятся 63% от общего перуанского экспорта. Поставки всей латиноамериканской агропродукции из порта увеличатся до 50 млрд. долл. В данном случае Бразилия как один из крупнейших поставщиков сельскохозяйственных товаров в Китай уже заявила о своей заинтересованности экспортировать соевые бобы, кукурузу и мясо через Чанкай. На данный момент главным препятствием для нормального функционирования порта в данном отношении является отсутствие вспомогательной инфраструктуры.

Тем не менее стоит также отметить, что Чанкай находится в 70 км от порта Уачо, откуда начинается Центральное межокеанское шоссе (710 км), доходящее до границы с Бразилией. В случае привлечения дополнительных государственных/частных инвестиций, возможно было бы продлить автомагистраль вглубь бразильской территории. Дополнительно Перу, Китай и Бразилия уже рассматривают возможность строительства железной дороги напрямую от Чанкая до Бразилии. Предварительная стоимость данного проекта может составить от 7,5 до 15 млрд долл.

В целом, власти Перу рассчитывают превратить Чанкай в особую экономическую зону. Сообщается, что частный сектор соседних государств уже начал активно скупать землю вокруг будущего порта, будучи уверенным в его коммерческом успехе. По разным оценкам, ежегодно порт будет приносить около 4,5 млрд долл. Дополнительно перуанские власти рассчитывают на то, что Чанкай будет стимулировать привлечение иностранных инвестиций в другие проекты и модернизацию существующей инфраструктуры, в первую очередь, портов Кальяо и Сан-Хуан-де-Маркона.

Кроме того, новый порт значительно снизит загруженность других национальных портов: Кальяо (обеспечивает 86,4% всей портовой деятельности страны); Ило; Салаверри; Паита и Писко. Одновременно со стороны соседних государств существуют опасения, что функционирование Чанкайя приведет к снижению рентабельности других крупных портов региона: Гуаякиль (Эквадор); Буэнавентура (Колумбия), Антофагаста, Икике, Сан-Антонио (Чили).

На данный момент строительство порта Чанкай завершено на 76%. Его открытие ожидается в ноябре 2024 г. в ходе саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который пройдет в Лиме и участие в котором примет китайский лидер – Си Цзиньпин.

Таким образом, китайский порт Чанкай претендует на статус главного транспортно-логистического узла Латинской Америки, который должен помочь Пекину окончательно закрепить свои позиции в регионе на фоне усиливающегося противостояния с Вашингтоном.

 

Михаил Илевич, младший научный сотрудник Центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН, эксклюзивно для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: