Анкара желает обрисовать контуры новых отношений с Вашингтоном, Белый дом ищет возможность взаимодействовать с неуступчивым Эрдо-ганом и усилить своё региональное и глобальное влияние в сегодняш-нюю эпоху растущей конкуренции великих держав.
Запланированный первый официальный визит президента Турции Реджепа Эрдогана в США за время правления администрации президента Джозефа Байдена на 9 мая, как известно, не состоялся. Турецкая сторона, анонсировав данный визит, отмечала о подготовке насыщенной повестки встречи двух лидеров по комплексу вопросов двусторонних и многосторонних отношений (в частности, об этом говорил глава МИД Хакан Фидан). Однако визит Эрдогана был перенесен. Почему?
Анкара мотивировала это тем, что визит отложен якобы из-за несовпадения плотного рабочего графика президента Эрдогана и президента Байдена. Так, официальный представитель МИД Турции Онджу Кечели сообщил, что запланированная на 9 мая поездка президента Реджепа Эрдогана в США перенесена и состоится в удобные для обеих сторон сроки.
Сам Эрдоган подтвердил данную версию, а 12 мая накануне визита премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса в Анкару он дал интервью греческой газете «Катимерини», где подчеркнул: «Наш визит в США был отложен из-за противоречивых графиков с обеих сторон. Как вы знаете, Соединенные Штаты находятся накануне выборов, и график мистера Байдена стал еще более загруженным. Наши программы интенсивно продолжаются как внутри страны, так и на международном уровне. Такие визиты планируются, когда это удобно обеим сторонам. Предпринимаются усилия по определению подходящей даты с нашими друзьями, участвующими в обсуждениях со своими коллегами».
Официальная версия несостоявшегося 9 мая визита турецкого лидера в США несколько противоречит логике организации подобных встреч. Во-первых, официальные визиты глав государств, как известно, предварительно планируются с учетом комплекса вопросов, включающих рабочий график лидеров, предстоящую повестку обсуждаемых вопросов, согласование итоговых решений и т.д. Во-вторых, не может согласованный, подтвержденный и, тем более, анонсированный визит откладываться по причине «плотного рабочего графика» просто потому, что он уже исходил из этого графика. В-третьих, 9 мая, то есть в предварительно обозначенный день, мир особенно не увидел насыщенного графика президента Байдена и президента Эрдогана.
Наверное, в этот памятный день только президент России В.В. Путин имел плотный график, отметив 79-ю годовщину Великой Победы над нацизмом и при этом уделив должное внимание высоким иностранным гостям. В США и Турции 9 мая не является праздничным днем. Наконец, турецкий лидер скорее получил от США предложение перенести ожидаемую встречу с подобной мотивировкой. Просто 4 года ожиданий быть принятым Байденом не могли сорваться по причине «плотного рабочего графика» Эрдогана, иначе главный союзник отменил бы всякий визит турецкого президента в США.
Вашингтон разочарован поведением Эрдогана?
В прессе встречалось мнение, что после апрельского официального приема Эрдоганом лидера ХАМАС Исмаила Хания, в Израиле и США были разочарованы поведением турецкого президента. Соответственно, предстоящие президентские выборы в США, где ключевую роль может сыграть тема ближневосточного кризиса и возможности еврейской диаспоры в Америке, не позволили Джозефу Байдену принять Реджепа Эрдогана в начале мая.
Конечно, нельзя недооценивать роль и влиятельные позиции еврейского лобби в США в преддверии президентских выборов в ноябре с.г. Однако, что изменится после 9 мая в американо-турецких отношениях, если визит Эрдогана не отменен, а только отсрочен? Израиль, как известно, пока что не принял согласие ХАМАС на установление очередного перемирия в зоне боевых действий в секторе Газа. Биньямин Нетаньяху и Армия обороны Израиля полны решимости продолжить наступательные действия на юге Газы в г. Рафах, несмотря на внешнюю сходность негативной позиции по данному вопросу Вашингтона и Анкары.
Быть может, Джозеф Байден, понимая какое важное значение имеет 9 мая для России и владея предметом предстоящих переговоров с Реджепом Эрдоганом в части российско-украинского кризиса, не стал именно в День Победы опосредованно накалять отношения с Москвой. США с высокой степенью вероятности будут склонять Турцию к отдалению от России и активному вовлечению в процесс военной и политической поддержки НАТО на Украине. Речь идет здесь о поставках вооружения и боеприпасов, усилении оперативной совместимости стран-членов НАТО, ужесточении режима соблюдения антироссийских санкций в сфере экономики, а также дипломатической поддержки западной коалиции.
Между тем, заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Джон Басс на заседании 39-го Американо-Турецкого совета в Вашингтоне заявил, что ранее отложенный визит президента Турции Эрдогана в США может состояться 12-13 июля в связи проведением очередного саммита НАТО. В частности, американский дипломат подчеркнул: «Мы с нетерпением ждем возможности принять президента Эрдогана у нас на саммите НАТО в июле. Турция сыграла важную и позитивную роль в контексте украинского конфликта». Анкара, по мнению Басс, проделала большую работу и в разрешении других региональных кризисов (очевидно, здесь речь идет об Ираке, Карабахе, Ливии и Сирии).
США выводят Турцию на роль «смотрящего» на Южном Кавказе в противовес России
США до июльского саммита НАТО, скорее всего, передали Р. Эрдогану некое «домашнее задание» по теме рестарта стратегических американо-турецких отношений. Вашингтон формально может согласиться с проектом дипломатических инициатив Анкары по палестинскому вопросу (в частности, прекращение боевых действий в секторе Газа, усеченные формы признания палестинской государственности, вероятное присутствие турецких миротворческих сил в Палестине) в обмен на сговорчивость турецкой стороны по части России.
Более того, США могут предложить Турции повышение регионального статуса до уровня оператора НАТО в таких важных регионах, как Северная Африка (Ливия), Ближний Восток (Ирак и Сирия), Южный Кавказ (Азербайджан, Карабах и Армения), Центральная Азия (тюркские страны).
Отношения Вашингтона и Анкары: новые отношения или очередная «перезагрузка»
Неслучайно тот же замгоссекретаря США Дж. Басс 11 мая заявил, что Анкара и Вашингтон в своих отношениях находятся «на пороге нового этапа», который сводится к возвращению к «основам» стратегического союза (включая «коллективную оборону»).
По мнению турецкого журналиста Фикрета Акфырата, американские политические центры планируют предоставить Турции роль «противовеса России и Китая». Именно поэтому Вашингтон декларирует «новый этап» в отношениях с Анкарой. Колумнист газеты Aydınlık отмечает, что «в политических центрах Вашингтона обсуждается вопрос о том, как Турция заполнит вакуум, который образуется после ухода США из Ирака и Сирии». Иными словами, Анкара получит от США полномочия контролировать раздел той же Сирии, будет «американским делегатом» в делах Южного Кавказа и Центральной Азии, что сделает Турцию противовесом Ирану, России и Китаю.
Видимо, поэтому президент Эрдоган до предстоящего визита в США на саммит НАТО и переговоров с Байденом несколько сменил направленность своих публичных заявлений:
– заговорил о мире с прозападной оппозицией во главе с Народной республиканской партией (НРП) и провел соответствующую встречу с лидером НРП Озгюром Озелом;
– заявил о целесообразности скорейшего подписания мира между Азербайджаном и Арменией до ноября 2024 г. (то есть до президентских выборов в США);
– получил вход к «иракскому транзиту» и подписал с Ираком, Катаром и ОАЭ соглашение «Путь развития»;
– декларировал важность политического диалога с Грецией накануне ответного визита Мицотакиса в Анкару;
– сообщил об ожидании реализации через армянский Зангезур Срединного (или Туранского) коридора;
– выразил надежду на экспорт туркменского газа.
Как видим «гармонизация» (или рестарт) отношений Турции с США, так называемый «новый этап» турецко-американского союза предполагает иную парадигму государственной безопасности, ограниченной рамками НАТО и диктата США. В реальности же подобный выбор Анкары в противовес Тегерану, Москве и Пекину может создать серьезные угрозы и проблемы интересам национальной безопасности Турецкой Республики.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”