22.05.2024 Автор: Владимир Терехов

О геополитическом фоне поездки в Европу лидера КНР Си Цзиньпина

Си Цзиньпин и Макрон

Прошедшая с 5 по 9 мая с. г. поездка лидера КНР Си Цзиньпина в Европу, событие весьма примечательное по целому ряду обстоятельств. Оно стало первым с момента его предыдущего европейского турне, прошедшего пять лет назад и включавшего в себя тогда (как и сегодня) посещение Франции. Впрочем, после занятия высших государственных и партийных постов КНР, а также до упомянутой (2019 г.) поездки Председатель Си уже дважды побывал на континенте.

Напомним, что главным содержанием второй из этих поездок, состоявшейся в январе 2017 г., стало программное выступление на «Давосском форуме», в котором лидер уже фактически состоявшейся второй глобальной державы изложил своё видение наиболее предпочтительного сценария развития мировых процессов. Их конечной целью должно было стать формирование “Сообщества единой судьбы”, в котором каждый из его участников должен себя чувствовать вполне комфортно.

Однако уже практически сразу после следующего (состоявшегося, повторим, в марте 2019 г.) турне китайского лидера по Европе обозначились ряд негативных явлений глобального масштаба, странным образом наложившихся друг на друга. Таких как «пандемия Ковид-19», резкое ухудшение состояния мирового экономического организма, обострение политической обстановки в целом. Последнее, в частности, выразилось в виде локальных военных конфликтов, вспыхнувших в разных регионах мира. Всё это в целом следует рассматривать в качестве признаков (возможно, «инструментов») радикального переформатирования мироустройства.

Некоторые из промежуточного плана результатов данного глобального процесса вполне различимы уже сегодня. В частности, всё более эфемерной становится категория «обобщённый Запад». Как в целом, так и в основных компонентах, к которым пока ещё относится Европа. Всё более актуальным становится вопрос, а, собственно, что подразумевается, когда произносится слово «Европа». Более того, не вполне понятно, что сегодня понимать под отдельными странами, которые всё ещё (скорее, повторим, по инерции) включаются в «обобщённый Запад». Причём, подобная неясность относится не только к США, оказавшихся едва ли не на грани гражданской войны.

Что, например, собой представляет нынешнее правительство Германии? С одной стороны, канцлер Олаф Шольц демонстрирует стремление к развитию отношений с КНР. Но руководительница его же министерства иностранных дел не устаёт отсылать разного рода филиппики в адрес того же Пекина. В частности, в ходе посещения Австралии (с последующей поездкой в Новую Зеландию и на Фиджи), случившегося как раз во время обсуждаемого визита Си Цзиньпина в Европу. В это же время министр обороны ФРГ отправляет по тому же адресу уже не слова, а два корабля ВМС страны. Официально, в регион Южно-Китайского моря, но при этом в прессе обсуждается вопрос, пройдут ли они через Тайваньский пролив. Что стало бы уже откровенной провокацией по отношению к Пекину.

От чего воздержалась Франция во время американо-филиппинских учений (при символическом участии Австралии) «Баликатан», проходивших с 22 апреля по 10 мая в том же ЮКМ. В ходе которых находившийся здесь французский фрегат выполнял некую «патрульную» миссию на юге акватории этого моря. То есть и всё же, вне зоны фактических учений.

Причём, если от Франции ещё можно услышать что-то более или менее внятное на тему мотивации её военных демонстраций в Индо-Тихоокеанском регионе (заморская территория «Новая Каледония», хоть и очень далеко от ЮКМ, но всё же расположена в акватории Тихого океана), то от ФРГ нет оснований ожидать даже таких «объяснений».

В глазах руководства КНР ситуация в Европе, видимо, выглядит ещё более запутанной, поскольку не может не приниматься во внимание резкое и всестороннее ухудшение отношений с третьим «историческим столпом» европейской политики, каковым веками позиционируется на континенте Соединённое Королевство. Кстати, почти десять лет назад СК было объектом первой поездки в Европу Си Цзиньпина, которого тогда принимал премьер-министр Дэвид Кэмерон, ныне возглавляющий (с большой вероятностью, последние месяцы) британское министерство иностранных дел. И который сегодня предпочитает не вспоминать собственное пророчество того времени «о предстоящем золотом веке» в отношениях с КНР.

Поскольку уже при его преемнице Терезе Мэй наметился курс на сближение СК с Японией, которая всё более определённо позиционируется в качестве геополитического оппонента КНР «номер два». Упомянутый курс далее развивался только по восходящей. Отметим, например, возрастающую кооперацию в сфере разработки новейших военных технологий. В частности, в течение уже нескольких лет реализуется совместная программа создания истребителя следующего («шестого») поколения, к которой недавно подключилась Италия.

В июне с. г. СК должна посетить японская Императорская чета, что станет крайне важным этапом в развитии двусторонних отношений. Несмотря на официально-церемониальный статус Императора в системе государственности нынешней Японии.

Однако ещё до этого, повторим, этапного (предстоящего) события весьма заметный след в процессе развития ситуации на континенте оставило очередное посещение Европы (каковую представляла та же Франция) японским премьер-министром Фумио Кисидой. Который покинул континент за три дня до того, как на нём появился Си Цзиньпин.

На ситуации в Европе продолжает отражаться фактор присутствия здесь лидера «обобщённого Запада» (несмотря, повторим, на возрастающую аморфность данной категории) в лице США. Отнюдь не безнадёжной смотрится перспектива восстановления позитивного характера и российско-европейских отношений (вопреки параноидальной пропаганде). При всех (предпринимаемых кем-то) попытках выстраивания между сторонами барьера из паразитарных нарывов в восточной части континента. Которые живут за счёт выполнения заданной «спонсорами» единственной функции, а именно, отравления общеевропейской атмосферы.

То есть, на возрастающую сложность пазла, отображающего политическую ситуацию в Европе (ставящего под вопрос её субъектность), накладывается всё более очевидный фактор борьбы между ведущими мировыми игроками за влияние на континент. На котором проживают полмиллиарда человек, обеспечивающих функционирование передовой экономики.

И главная цель обсуждаемой поездки в Европу лидера одной из двух глобальных держав, состоявшейся спустя пять лет с момента предыдущей, видимо, сводилась к формированию «на месте» представления о том, что же из себя представляет сегодня столь важный партнёр в системе международных отношений. После все тех процессов (по большей части, повторим, негативных), случившихся за это время на мировой арене.

Между тем в сообщениях мировых агентств по данному поводу внимание акцентируется в основном на той или иной конкретике торгово-экономической сферы двусторонних отношений. Безусловно, крайней важной, но разрешение связанных с ней проблем относится к компетенции экспертных групп, профильных министров и максимум премьер-министров. Чем, кстати, они и занимаются, совершая друг к другу регулярные поездки.

Однако накопившиеся в данной сфере вопросы к КНР со стороны европейских партнёров, видимо, оказываются столь серьёзными, что на встречу Си Цзиньпина с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, как утверждается, едва ли не напросилась Урсула фон дер Ляйен, в ведении которой находится как раз экономика ЕС. Вполне можно представить себе отправленный ею в сторону высокого гостя месседж приблизительно следующего содержания: «Уважаемый господин Председатель Си. Как Вы хорошо знаете, КНР ежегодно зарабатывает на торговле с нами 300-400 млрд долл. Между тем, у нас есть основания подозревать, что при этом не вполне соблюдаются некоторые правила международной торговли. Не могли бы Вы развеять наши сомнения или принять некие меры, если они справедливы».

Вообще говоря, вполне обычная ситуация некоторого общежития, когда между двумя его членами возникает некое бытовое недоразумение. Оба предпочитают разрешить его в формате добросовестного диалога, а не путём хватания друг друга «за грудки» и размахивания по любому поводу «Сармато-Посейдоно-Гиперзвуками». В подавляющем большинстве случаев, не имеющих абсолютно никакого отношения к сути возникшей проблемы.

Факт последующего за Францией посещения лидером КНР Сербии и Венгрии не может не ассоциироваться с конфигурацией «14+1» (проявлявшей ещё относительно недавно активность), которая включает в себя группу стран Восточной Европы и Китай. Указанная конфигурация после ухода из её предшественницы («17+1») трёх балтийских стран на некоторое время выпала из поля зрения мировых СМИ. Судя по всему, китайское руководство вновь проявляет к нему интерес, как потенциально важному участнику глобального проекта Belt and Road Initiative. Отметим, что в ЕС всегда с подозрением относились к данной конфигурации, рассматривая его в качестве источника возможных сепаратистских трендов.

В целом же последнее турне лидера КНР по трём странам Европы, включившее в себя обсуждение некоторых других моментов нынешнего этапа «Большой мирово игры» (таких как вооружённые конфликты на Украине и в регионе Ближнего Востока), стало заметным в ней событием.

 

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: