Не секрет, что еще со времен Османской империи турецкая дипломатия, особенно после заката «зенита славы» Высокой Порты, с начала ХIХ в. стала приспосабливаться к международной конъюнктуре и «лавировать» между разными центрами силы (в частности, между Британией, Францией, Германией и Россией). Подобная тенденция, с одной стороны, определялась упадком турецкой государственности и вынуждало ее правителей подстраиваться под «сильных мира сего»; с другой же – стала неким следствием традиции «торг уместен». Иными словами, турки пытаются при минимальных возможностях выжать максимум дивидендов для сохранения устойчивости собственного государства с перспективой ставки на сильную сторону.
Гибкость дипломатии является в принципе свидетельством её квалификации и профессионализма. Однако в тех случаях, когда та же гибкость зачастую уступает место лавированию дипломатии в разные исторические отрезки, позволяет предположить о некой закономерности применительно к конкретному субъекту и выстраивать с ним более адекватные отношения, ибо история повторяется по спирали.
Турция неоднократно в XIX и XX вв. заигрывала с Россией, а затем переходила на сторону Запада. Вот и сейчас вроде дипломатия президента Реджепа Эрдогана по отношению к России демонстрирует высокую лояльность и развивает стратегическое партнерство, публично турки противятся вмешательству того же Запада во главе с США в процесс турецко-российских отношений. Однако в реальности Анкара всякий раз, принимая жесткие решения в отношении, например, российских компаний, мотивирует свою позицию «американским давлением». Правда, а куда отнести военное и военно-техническое сотрудничество Турции с киевским режимом (поставки вооружения, боеприпасов, беспилотников, развединформации, наемников, строительство завода по производству БПЛА, нарушение договоренностей по обмену пленными и т.д.)? Это тоже давление США и Британии, или же турецкая ставка на всякий случай?
Нынешний май начался с очередных интересных событий в жизни турецкой дипломатии. Как известно, 26 апреля официальный представитель МИД Турции Онджю Кечели публично подтвердил перенос анонсированного в прессе первого официального визита президента Р. Эрдогана в США, которая была запланирована на 9 мая, на неопределенный срок. В частности, он заявил: «Запланированный на 9 мая визит нашего президента в США перенесен на более поздний срок, удобный для обеих сторон, из-за несовпадения графиков».
Что же стала реальной причиной отсрочки визита Эрдогана к Байдену? Дело в том, что официальные визиты глав государств стороны предварительно достаточно предметно подготавливают с участием институтов администрации президента, МИД, органов внешней разведки и других профильных ведомств (в зависимости от предстоящей повестки переговоров). Ранее глава МИД Турции Хакан Фидан отмечал о насыщенной повестке ожидаемых переговоров в Вашингтоне между главами Турции и США, где особый акцент делался на двусторонних и многосторонних вопросах (включая ближневосточный конфликт и российско-украинский кризис).
Турция предприняла некоторые шаги, которые никак не могли устроить администрацию президента Джозефа Байдена в предвыборный период. В частности, президент Реджеп Эрдоган публично принял главу политбюро ХАМАС Исмаила Ханию по ситуации с продолжающимся палестино-израильским конфликтом и поддержал антиизраильскую риторику. В США же проживает достаточно влиятельная еврейская диаспора, которая вряд ли поддержит кандидатуру нового президента страны, публично игнорирующего интересы Израиля. Именно тогда и стало распространяться мнение, что 9 мая Байден не примет Эрдогана.
Вслед за этим шагом, 1 мая Хакан Фидан заявил о намерении Турции присоединиться к иску ЮАР в Международный суд ООН по обвинению Израиля в геноциде на палестинской территории сектора Газа. В частности, он сказал: «Мы впервые заявляем о том, что решили присоединиться к иску Южной Африки против Израиля в международном суде».
В соответствии с этой позицией, Анкара стала призывать к аресту международным уголовным судом (МУС) Биньямина Нетаньяху и других официальных лиц израильского правительства (в частности, министра обороны Йоава Галанта, члена военного кабинета Бенни Ганца, начальника Генштаба Герци Халеви, командующего ВВС Томера Бара, командующего Южным регионом генерал-майора Ярона Финкельмана) за совершенные военные преступления.
Наконец, понимая, что в сложившихся условиях официальный визит турецкого лидера в США откладывается на неопределенный срок, Анкара 3 мая объявила о полном прекращении торгового оборота (всех экспортно-импортных операций) с Израилем, а это порядка 9,5 млрд долл. В этой связи в заявлении Министерства торговли Турции отмечается: «Начата реализация второго этапа мер, принятых на государственном уровне. Экспортно-импортные операции с Израилем прекращены для всех групп товаров». Торговые санкции Турции будут действовать до тех пор, пока Израиль не прекратит боевые действия в секторе Газа и не обеспечит бесперебойный режим поступления гуманитарной помощи.
Эрдоган обвинил страны Запада в поддержке Израиля военными и политическими ресурсами, что ежедневно приводит к массовой гибели палестинцев. «Мы больше не могли терпеть это и предприняли шаги. Между нами был объем торговли в $9,5 млрд. Мы эту дверь закрыли», – заявил турецкий лидер.
И если в начале апреля Турция ограничила экспорт промышленных товаров в Израиль по 54 позициям, содержание которых не представляло особых проблем для наступательных операций Армии обороны Израиля (например, тот же строительный кирпич или минеральное удобрение), то спустя месяц Анкара решила вообще приостановить торговые операции с Тель-Авивом с общей суммой в 9,5 млрд долл. Конечно, это достаточно внушительная цифра.
Однако экономика Израиля занимает 29-е место в мире, а его ВВП в 2023 г. хоть и сократился на 21%, но составил 539 млрд долл. За вычетом торговли с Турцией (менее 2%) этот показатель ВВП в 2024 г. может составить 530 млрд долл., если, конечно, Израиль не расширит торговлю с другими странами и компенсирует «турецкие потери». Иными словами, турецкое эмбарго вряд ли остановит Израиль от продолжения конфликта с ХАМАС. Так, 6 мая военный кабинет Израиля одобрил проведение военной операции в г. Рафахе. Скорее решение об эмбарго стало демонстративным шагом Анкары в обмен на отказ Вашингтона принять Эрдогана.
Естественно, как и в начале апреля, так и сейчас Израиль предпримет контрдействия в ответ на торговые санкции Турции. В частности, уже тогда глава МИД Израиля И. Кац пообещал Анкаре использовать возможности Тель-Авива в тех же США (очевидно, список этот распространится и на другие страны Запада и НАТО) для ограничения торговли с Турцией. Именно поэтому Р. Эрдоган отметил, что Анкара «прекрасно знает», как Запад будет атаковать Турцию после решения о приостановке товарооборота с Израилем.
Турция, переживающая сегодня острый финансово-экономический кризис, вряд ли окажется способной противостоять очередным санкциям США и Европы с соучастием Израиля. Потому Эрдоган на встрече с деловыми кругами в Ассоциации независимых промышленников и предпринимателей Турции дополнил свои прогнозы об «атаках Запада» намерением с соседями по региону «жить вместе в мире и процветании».
Очевидно, что торговое эмбарго Турции критически не повлияет на Израиль, ибо Тель-Авив достаточно легко найдет замену турецким товарам на более качественные из стран Европы или Африки. А вот Турция сама скорее потеряет от своих же санкций (например, могут появиться проблемы с поставками израильских высоких технологий, медицинских препаратов и оборудования, а также израильских военных «ноу-хау», которые Анкара легко получала через Баку). Интересно, а Турция в этой связи прекращает транзит нефти из Азербайджана и Ирака по своей территории в Израиль, или за это ей грозят небывалые штрафы?
Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац уже поручил своему аппарату (в частности, Якову Блитштейну) начать работу с правительством страны для поиска альтернатив торговле с Турцией. Приоритет при этом Тель-Авив даст израильской продукции и импорту из других государств.
Между тем, Турция, в ситуации некого охлаждения отношений с США, вновь вспоминает Россию на уровне своих министров, депутатов и экспертов. Так, 2 мая глава оборонного ведомства Яшар Гюлер заявил, что Анкара не намерена передавать свои системы ЗРК С-400 Украине. Руководитель комиссии по внешним связям турецкого парламента ВНСТ Фуат Октай 4 мая отметил, что Турция не поддерживает введенные Западом антироссийские санкции и предлагает мирную повестку. Одновременно с этим Октай полагает, что США должны отменить санкции против Турции из-за покупки Анкарой российских ЗРК С-400, а Турция не намерена возобновлять свое участие в программе разработки американского истребителя 5-го поколения F-35.
Гюлер этим уже признает выдвижение Турции со стороны США условий по теме передачи русских С-400 Украине против России взамен на допуск Анкары к проекту F-35. Турки то умолкают по данной теме, то повторяются. Из этого можно сделать вывод, что когда происходит турецко-американское сближение, то и тема С-400 отходит в тень. И, наоборот, когда турок не впускают в эту «лётную программу», то и не грех в очередной раз напомнить Москве о своей «верности».
Фуат Октай хоть и представляет правящую партию в турецком парламенте, но не он определяет палитру турецкой дипломатии. Если Анкара так уверенно выступает против антироссийских санкций Запада, то каким же образом ведущий турецкий банк DenizBank и другие банковские учреждения с начала 2024 г. значительно ужесточили условия открытия счетов для граждан РФ и отказывают в транзакциях российским компаниям? Спрашивается, если вы так категорично против антироссийских санкций, то почему же всякий раз в своих ограничениях в адрес России ссылаетесь на «безумное давление США и Европы»? Осталось еще добавить к ним Израиль и еврейскую диаспору…
Из этого следует, что Турция вновь занимается «дипломатией лавирования» в расчете сохранить свой вес и на Западе, и на Востоке, и на Севере, где все и всё понимают, но делают вид, что принимают «турецкую верность».
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»