16.05.2024 Автор: Мади Халис Маалуф

Что скрывают за собой переговоры на полях ВЭФ в Эр-Рияде?

переговоры на полях ВЭФ в Эр-Рияде

Столица Саудовской Аравии, Эр-Рияд, 28 и 29 апреля приняла у себя специальную сессию Всемирного экономического форума. Темой события в этом году стало «Глобальное сотрудничество, рост и энергия для развития». Однако внимание наблюдателей привлекла отнюдь не экономическая составляющая указанного мероприятия. На полях форума прошли переговоры по ситуации в секторе Газа.

В переговорах приняли участие глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, госсекретарь США Энтони Блинкен, министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон, а также министры иностранных дел Саудовской Аравии, Катара, Египта Бахрейна и Кувейта. Кроме того, встречу посетили высокопоставленные представители стран ЕС, Иордании и Омана. Позже было объявлено о прибытии израильской делегации.

Несмотря на новые попытки, наблюдается очередная пробуксовка в урегулировании палестино-израильского конфликта, а отсутствие каких-либо значимых подвижек в ходе данных переговоров говорит о том, что встреча преследовала иные цели.

Так, в СМИ все чаще всплывает информация о возможном урегулировании кризиса в Газе за счет нормализации отношений Израиля с Саудовской Аравией. Сообщается, что Тель-Авив готов пойти на завершение конфликта, в случае если ему предоставят гарантии безопасности, которые будут достигнуты благодаря международному контролю за палестинскими территориями с участием арабских партнеров США.

Все понимают, что Нетаньяху с его ультраправым правительством на первых порах, вероятнее всего, будет отвергать концепцию региональной интеграции Израиля с целью обеспечения независимой от США обороноспособности страны. Однако для Вашингтона с учетом ослабления его позиций на Ближнем Востоке такой сценарий видится наиболее оптимальным.

Согласно сообщениям ряда СМИ, трехсторонняя сделка потребует от Соединенных Штатов подписания оборонного договора с Саудовской Аравией, который будет включать обязательства по обеспечению безопасности королевства, согласие на гражданскую ядерную программу КСА и продажу современного оружия. Взамен саудовцы согласились бы нормализовать отношения с Израилем, понизить профиль в отношениях с Китаем и в большей степени соответствовать интересам США в регионе. Для Израиля принятие пока еще «неопределенных уступок» палестинцам может стать крупным выигрышем от более широкого политического и экономического прироста за счет нормализации отношений с ключевой арабской и мусульманской страной.

Для Байдена соглашение о нормализации саудовско-израильских отношений представляет собой потенциальное «знаковое достижение» в его внешнеполитической программе, которая на протяжении его каденции достигла весьма скромных успехов. Это в какой-то степени объясняет непоколебимую поддержку Израиля во время войны в Газе, а также идеологическую и политическую приверженность американского лидера Израилю. Байден рассматривает конфликт как средство оттеснить противников формирования региональной оси американских союзников на Ближнем Востоке.

Несмотря на то, что Соединенные Штаты декларируют в качестве основных задач для будущего арабо-израильского альянса развитие сотрудничества в области экономики и безопасности, для Белого дома нормализация саудовско-израильских отношений является стратегически важным манёвром. Речь идет не только об обеспечении безопасности Израиля, но и стремлении Вашингтона в долгосрочной перспективе закрепить свое присутствие и влияние на Ближнем Востоке даже с учетом нынешнего сокращения собственных позиций в регионе. Данная интеграция также отвечает интересам американцев по сдерживанию китайской экспансии и противостоянию Ирану.

В настоящее время такая перспектива не кажется такой уж нереальной. Новый виток эскалации в ирано-израильских отношениях с последующими военными акциями против друг друга установил новые правила игры на Ближнем Востоке. Прежние красные линии были пересечены и, как видится, острая фаза конфликта уже совсем не за горами. Недавний обмен атаками Тегерана и Тель-Авива это лишь скромная модель предстоящей войны.

Ранее Вашингтон уже выступал за создание интегрированного альянса по противовоздушной обороне, объединяющего страны Персидского залива и Израиль. Первым этапом стали соглашения Авраама в 2020 году, благодаря которым Бахрейн и ОАЭ нормализовали отношения с еврейским государством. Второй этап произошел в сентябре 2021 года с переходом Израиля из US EUCOM в US CENTCOM, боевое командование США на Ближнем Востоке, в состав которого входят арабские государства.

Этот шаг изменил стратегический ландшафт. Под эгидой CENTCOM Силы обороны Израиля начали проводить учения с арабскими вооруженными силами, появились возможности для воздушных операций на большие расстояния, была создана эффективная противоракетная оборона, а бывшие противники Тель-Авива обратились к нему за военными технологиями. Кроме того, этот переход создал более адаптированную военную обстановку для ЦАХАЛ в регионе. Однако после событий 7 октября 2023 года хрупкий баланс сил на Ближнем Востоке был нарушен, и настраиваемая американцами годами система безопасности дала сбой.

Масштабирование конфликта до субрегиональных и региональных размеров невыгодно никому. Ряд арабских государств уже открыто встал на защиту еврейского государства от иранских беспилотников. Например, Амман активно сбивал иранские летательные аппараты, уничтожив три собственных самолета, Кувейт предоставил американской авиации свое воздушное пространство, с территории Саудовской Аравии координировалось управление, и шел обмен разведданными. Однако большинство стран залива, среди которых ОАЭ, Бахрейн, Катар и Оман отказались от участия в обороне Израиля, опасаясь негативной реакции собственного населения.

Одновременно с этим некоторым арабским государствам пришлось трансформировать и сдвигать инвестиционные и логистические мегапроекты, рассчитанные изначально (до 7 октября 2023 года) на задействование ресурсов или территории Израиля. Так, Катар и ОАЭ были вынуждены перенести проект по развитию торгового маршрута по коридору Индия-Европа, который по предварительному плану должен был проходить через Израиль. Доха и Абу-Даби приняли решение отказаться от этой идеи в пользу маршрута через Ирак после обострения конфликта в Газе.

Кроме того, Катар также понес репутационные и финансовые потери по причине неспособности политического крыла ХАМАС оказывать какое-либо значимое воздействие на военное крыло палестинского радикального движения. В настоящее время Доха пытается избавиться от данного токсичного и дорогостоящего актива.

Как бы парадоксально это ни звучало, но сейчас администрация Байдена фактически пытается реанимировать предложенный еще Трампом Ближневосточный стратегический альянс, завернув в него обложку судьбоносной дипломатической победы по урегулированию палестино-израильского конфликта. Очевидный шаг в преддверии президентских выборов в США. Страны залива в свою очередь также посылают нынешней администрации Белого дома отчетливые сигналы, прежде всего в экономической плоскости, о необходимости скорейшего завершения конфликта в Газе и своей усталости от него.

Однако при том понимании, что американцы своими непродуманными и недальновидными действиями к настоящему моменту уже достаточно плотно зажали своих верных партнеров из числа аравийских монархий в тиски между Ираном и Израилем, руководство этих государств должно тщательно взвесить, чем для них обернется очередная авантюра Вашингтона, как в финансовом, так и в репутационном плане.

 

Мади Халис Маалуф, политический обозреватель, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Похожие статьи: